Наша ставка – на Кушнира
Наша ставка – на Кушнира
Мы давно ждали этого исторического для белорусского фристайла события — приезда в Минск всех сильнейших лыжных акробатов мира. С тех самых пор, как наши земляки в середине 90-х прошлого века достучались до планетарной элиты. За последние 15 лет их виртуозным мастерством многократно восторгались в США и Канаде, Австралии и Китае, Швейцарии и Франции, Австрии и Чехии… И только белорусские болельщики вынуждены были в лучшем случае ограничиваться телевизионными трансляциями с этапов Кубка и чемпионатов мира, Олимпийских игр. И вот наконец-то и мы сможем вживую увидеть как своих титулованных соотечественников, так и их конкурентов по труппе снежного цирка. 19 февраля на преобразившемся склоне спорткомлекса «Раубичи» состоится финальный этап Кубка мира, по итогам которого будут определены не только его призеры, но и обладатели малых Хрустальных глобусов.
Наш знаменитый зимний центр трижды становился биатлонной столицей, на трассах которого разыгрывались планетарные награды. Однажды на них проводился и этап Кубка мира по лыжным гонкам. Регулярно сюда приезжают и фристайлисты, правда, преимущественно молодые — участники Континентального кубка. Проведение же турнира мирового уровня до недавнего времени представлялось невозможным, поскольку имевшаяся гора разгона не позволяла исполнять тройные прыжки. Из-за отсутствия необходимых условий дома и готовиться наша основная сборная вынуждена была чаще за рубежом. Ситуация изменилась в прошлом году — после того, как подопечные Николая Козеко провели просто феерический сезон. Во-первых, на всех без исключения кубковых этапах они отвоевывали себе места на пьедестале, причем не раз добивались двойного успеха. Чаще других на них отличался Антон Кушнир, по итогам розыгрыша завоевавший не только Малый трофей, но и Большой, который никому из белорусов прежде не доставался. Во-вторых, на Олимпиаде в Ванкувере настоящий фурор произвел Алексей Гришин, опять же ставший первым из соотечественников добывшим «золото» на зимних Играх. Эти достижения белорусских мастеров вольного стиля явились своего рода катализатором, ускорившим принятие решений о строительстве летнего центра фристайла на улице Сурганова в Минске и о модернизации зимнего склона в Раубичах, благодаря чему белорусам доверили проведение заключительного этапа Кубка мира-2011. Теперь последний отвечает всем международным стандартам. В ходе его реконструкции гора разгона увеличена и сделана круче, нужный наклон приобрела и зона приземления, установлены подъемник и осветительные мачты. Старый судейский домик демонтирован, на его месте установлен более современный.
А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В 1986 году бывший батутист Николай Козеко тренировал прыгунов в воду и ни о какой смене специализации не помышлял. Когда однажды тогдашний директор «Раубичей» Василий Грищенко показал ему видео с первого чемпионата мира по фристайлу, экзотический вид произвел сильное впечатление. Но на предложение взяться за подготовку лыжных акробатов Николай Иванович ответил категоричным отказом: на горных лыжах ведь никогда сам не катался. Через полгода, однако, сдался, став помощником главного тренера экспериментальной сборной СССР Константина Данилова, которого давно знал. При принятии решения важную роль сыграли два аргумента: фристайл стремительно завоевывал популярность (уже через два года могул собирались включить в программу Олимпиады в Калгари показательным видом) и поднимали его за рубежом также специалисты из смежных дисциплин — акробатики, горных лыж, батута…
Первой белоруской, в составе сборной Союза стартовавшей на этапе Кубка мира, стала Светлана Бондарчук. Произошло это в 1989 году на знаменитом французском горнолыжном курорте в Тине. А самостоятельной командой наши мастера вольного стиля впервые выступили в 1992-м в Ла-Плани. Несмотря на то, что вплоть до Олимпиады 1994 года в Лиллехаммере, где дебютировала лыжная акробатика, белорусы из-за возникавших проблем с выездными документами нечасто выезжали на старты розыгрыша, они успели неплохо зарекомендовать себя. К примеру, Алексей Парфенков являлся на тот момент единственным спортсменом, владевшим двумя версиями тройного сальто с четырьмя винтами. Именно он и захватил лидерство после олимпийской квалификации. А к финалу, к сожалению, перегорел и занял 12-е место. Юлия Ракович замкнула десятку сильнейших. И Василий Воробьев не бесспорно стал 13-м. За допущенную ошибку судьи наказали минчанина по максимуму, таким образом выбив его из дальнейшей борьбы.
Но именно Василий Воробьев в том же 1994-м, только в декабре в Тине, добился исторического успеха — открыл счет кубковым наградам — бронзовым. И он же 20 января 1996-го на этапе в американском Бреккенридже завоевал для страны первое «золото». Это был в равной степени как сенсационный, так и закономерный успех. С одной стороны, с высоты высшей ступеньки пьедестала почета белорусские лыжные акробаты свои улыбки фотокорреспондентам еще никогда не дарили. А с другой, шел к этому моменту Василий почти десять лет, работая с завидным самоотречением, зачастую превозмогая не только усталость, но и боль. Зимой 1995-го минчанин стал завсегдатаем элитной десятки. А следующий сезон начал с неудач — завалил первые этапы розыгрыша. Вернуть уверенность в себе Василию тогда помогли старты Еврокубка в Раубичах, где ему не оказалось равных. На очередном этапе планетарного Кубка в Лейк-Плэсиде затем добыл «бронзу», а через неделю в Бреккенридже — «золото». Причем выступая под 13-м номером, который многие считают несчастливым. Теперь уже тренер нашей звездной сборной Василий ВОРОБЬЕВ охотно поделился воспоминаниями о тех значимых турнирах:
— Мой дебют на этапе Кубка мира состоялся в январе 1990 года в канадском Монт-Габриеле. В отличие от более опытных — нашего Алексея Парфенкова, а также Андрея Лисицкого и теперь уже покойного Юрия Сошенко из Ставрополя, месяцем ранее на этапах во Франции попробовавших тройные, — я, тогда еще 18-летний, прыгал двойные сальто с двумя и тремя пируэтами. Занял там 26-е место. А затем в американском Лейк-Плэсиде вывихнул бедро и надолго выбыл из строя. На кубковый подиум впервые проторил дорожку в конце 1994-го в Тине. Там была неразбериха, связанная с переносом соревнований. И прыгали мы не на олимпийском склоне, как обычно, а на глетчере на большой высоте. Нашу группу слабейших должны были запустить первой. Однако в итоге раньше дали старт сильнейшим. А мы, пока они соревновались, наверху в кафе отсыпались. Я исполнял уже тройные сальто. Насколько помню, это были «Бланш-винт-винт» и «Винт-винт-винт». Сделал их довольно хорошо. Как оказалось, уступил только тогдашним аксакалам — канадцу Ллойду Ланглуа и французу Себастьяну Фукрасу.
— Наверняка помните и первую победу?
— Конечно. Опять же стартовал в американском Бреккенридже, по-моему, в группе слабейших — уже зная, как выступили лидеры. Тогда еще соревнования проводились в один круг. Но все участники делились на две группы — в зависимости от результатов. В первую попадали 20 лучших спортсменов, во вторую — остальные. А протокол составлялся общий. Какую я там сумму набрал, не помню (224,99 — прим. «СП»). Но был очень счастлив, что осуществил давнюю мечту. Буквально через полторы недели в Австрии закрепил успех, завоевав «серебро». Еще одну кубковую победу одержал в январе 1998-го в канадском Монт-Габриеле. Завершил карьеру незадолго до Олимпиады 2002 года, поняв, что в выездной состав не попаду.
— На ваш взгляд, лыжная акробатика конца 90-х прошлого века и теперешняя сильно отличаются?
— Пожалуй, да. И уровень сложности вырос, и особенно, качество прыжков. Если я перед Олимпиадой 1998 года выиграл этап Кубка с результатом 230 баллов, то в прошлом году в Дир-Велли наш Антон Кушнир набрал 264 балла! На недавнем чемпионате мира канадец Уоррен Шоулдайс, несмотря на невзрачную первую попытку, получил больше 253 баллов.
— Поставив, что называется, лыжи в угол, вы попробовали себя в другой сфере. Однако без фристайла выдержали недолго?
— Да, по завершении карьеры я несколько лет работал в фармацевтической компании. Занимался вопросами, связанными с открытием новых аптек. Когда же предложили вернуться во фристайл в качестве тренера, несмотря на то, что речь шла о меньшей зарплате, согласился. Хотя не скажу, что фристайл мне все эти годы снился.
— Что сложнее — самому прыгать или стоять на тренерском мостике?
— Сложно сравнивать. Для себя я сделал такой вывод: спортсмен отвечает только за себя, а тренер — за всю команду. Он в равной степени переживает за каждого спортсмена, принимая их ошибки как свои собственные. И устает после соревнований намного больше, теряет массу нервных клеток. В нашем виде любая на первый взгляд мелочь может сказаться на результате. Не подбросили веточек, не нарисовали линию, чуть неправильно подкрикнули, не скорректировали скорость или не почувствовали порыв ветра — и прыжок может оказаться скомканным. Поэтому ответственность на тренерах лежит огромная.
106 ПОДИУМОВ ЗА 16 ЛЕТ
С тех пор как Василий Воробьев, что называется, прорубил окно в мир, на этапах планетарного Кубка, если верить статистике, которая имеется на сайте ФИС, белорусские лыжные акробаты 106 раз становились призерами, в том числе одержали 35 побед. Но, вполне возможно, это приблизительная цифра. Дело в том, что тот же Воробьев утверждает, будто отличался на подобных стартах пять раз, а fis-ski.com утверждает, что шесть. Василий очень удивился, узнав, что он значится бронзовым призером этапа в немецком Оберхофе, который прошел 9 февраля 1996 года. Согласно выставленному протоколу, минчанин уступил там только двум французам — Алексису Бланку и Себастьяну Фукрасу. Однако ни медали, ни диплома, подтверждающих сей факт, в его коллекции нет.
Несмотря на приведенную нестыковку, доверимся этому в общем-то надежному источнику и приведем другие цифры. Наибольший вклад в общую копилку внесли двое наших фристайлистов — Дмитрий Дащинский и Алла Цупер. Каждый из них 27 раз поднимался на кубковый подиум. По числу же побед безоговорочным лидером является Дмитрий, записавший их в свой актив 11. Кроме того, он семь раз становился серебряным призером и девять — бронзовым. Счет наградам 19-летний минчанин открыл в январе 1997 года в Бреккенридже. Чаще всего на стартах розыгрыша Дмитрий отличался в 2004-м — пять раз и в 2006-м — четыре. В активе Аллы Цупер восемь викторий, 11 вторых мест и восемь — третьих. Для многолетнего лидера женской сборной наиболее успешными были 2001-й, 2002-й и 2006-й годы, когда она совершала по четыре восхождения на престижный пьедестал. Замыкает тройку олимпийский чемпион Ванкувера Алексей Гришин, в коллекции которого имеются 22 медали (7-7-8). Для него наиболее плодотворной оказалась зима-2002, в ходе которой он на четырех этапах Кубка мира оказывался в числе главных возмутителей спокойствия.
Что же касается триумфатора прошлого сезона Антона Кушнира, то к этому моменту он успел завоевать 15 кубковых наград, семь из которых — из металла высшей пробы. На пьедестал почета на стартах розыгрыша поднимались также Ассоль Сливец — пять раз, ее брат Тимофей — дважды, Дмитрий Рак и Олег Кулешов — по разу. Причем только Олег Кулешов добыл свое единственное «серебро» не в лыжной акробатике, а в комбинации, включавшей три вида — акробатику, могул и балет.
ШАНСЫ ЕСТЬ, ПУСТЬ И НЕБОЛЬШИЕ
Бесспорно, одним из главных фаворитов предстоящего финального этапа Кубка мира является обладатель Малого и Большого хрустальных глобусов-2010 Антон Кушнир. Теоретически он еще сохранил шансы на победу в общем зачете в лыжной акробатике. Но должны признать: они весьма призрачны. С первой позиции минчанин вытеснит обладателя желтого бипа китайца Гуангпу Кви лишь в том случае, если тот напрочь завалит старт и совсем не заработает очков, а сам Антон, напротив, выиграет его. Впрочем, при любом исходе наш земляк может с полным основанием записать этот сезон себе в актив. Пусть на стартовых этапах в Китае у него и не все получилось, зато на трех следующих, на которых выступал, завоевал два «золота» и «бронзу». И главное — попал в число лауреатов чемпионата мира в Дир-Велли. Да и итоговое второе место в кубковой карусели он уже наверняка не упустит, хотя другой китаец Жиа Зоньянг и не теряет надежды сделать шажок наверх с третьей позиции, как и швейцарец Ренато Ульрих с четвертой на третью. За «бронзу» при благоприятном раскладе может побороться и действующий планетарный чемпион канадец Уоррен Шоулдайс, в Дир-Велли потрясший всех редчайшим вариантом «трех с четырьмя» — с тройным пируэтом во втором сальто. Мы же верим, что перед родной публикой бойцами покажут себя и другие наши земляки Денис Осипов и Максим Густик.
У женщин, так уж, к сожалению, получилось, обе обладательницы самых сложных программ — лидер кубкового зачета китаянка Ксю Менгтао и наша Алла Цупер, успевшая выступить лишь на двух этапах и завоевать две награды, — из-за травм завершили сезон преждевременно. Но порадовать белорусскую публику постараются другие представительницы Поднебесной — свежеиспеченная чемпионка мира Шуанг Ченг и Ксин Занг, американки Эмили Кук и Эшли Кэлдвелл, украинки Ольга Волкова и Надежда Диденко. В случае победы Шуанг Ченг выйдет в лидеры и в общем зачете Кубка, который пока возглавляет Ксю Менгтао. Смеем предположить, что Ольга Волкова, демонстрирующая нынче завидную стабильность, не изменит себе и в Раубичах, а значит, как минимум на третьем месте удержится. 18-летней белоруске Анне Гуськовой, еще не имеющей конкурентоспособной по сложности программы, вмешаться в медальный спор, скажем честно, пока нереально. От нее ждем просто качественных прыжков и прогресса в будущем.
ТРЕНИРОВКА ПЕРЕНЕСЕНА НА ПЯТНИЦУ
Вот уж действительно: человек предполагает, а Господь располагает. В среду вечером участники пресс-конференции, в числе которых были главный судья предстоящего финального этапа Кубка мира по лыжной акробатике Виктор Грошев и техделегат ФИС Геннадий Белоусов, были уверены, что запланированные на четверг первые официальные тренировки состоятся. Покидая часом раньше «Раубичи», они видели, что склон практически готов. Оставалось только довести до ума гору разгона. И вечером, когда подморозило, его, как и требовалось, разгладили фрезой, запустили канатку.
Зная об этом, я решила, что начну отчет о четверговом тренинге словами: «17 февраля 2011 года — дата для спорткомплекса «Раубичи», если не историческая, так, по крайней мере, особая. Ведь именно в этот день состоялась обкатка модернизованного лыжноакробатического склона, отныне отвечающего всем международным стандартам. И в ходе ее на нашей белорусской земле впервые было исполнено тройное сальто». Увы, только в 13.30 стало ясно, что от такого выступления придется отказаться. Хотя в 9.15 фристайлисты из Беларуси, Швейцарии, Великобритании, Австралии и Украины, определенные в первую группу, загрузили лыжи в автобус и отправились в «Раубичи». Туда же прибыла и бригада судей, которой не менее важно провести свою тренировку, чтобы в ходе соревнований затем оценки были максимально корректными. В их семерку, кстати, входят сразу двое белорусов — Кирилл Кручок и Наталья Шерстнева. Пока оба они, как и Мария Фадеева из Украины, имеют лицензию категории В. Буквально накануне они отсудили другой крупный турнир — Азиатские игры в Алматы. Отработав сейчас на этапе Кубка мира и пройдя затем осенний семинар, они смогут подавать документы на оформление высшей категории А. До сих пор ни один из наших арбитров ее не имел.
К сожалению, в 10.30, как значилось в расписании, тренировка не началась. Руководитель рабочей группы по лыжной акробатике ФИС швейцарец Мишель Рот и другие специалисты пришли к выводу, что гора разгона требует некоторой доводки. Как пояснил старший тренер белорусской сборной Василий Воробьев, она должна быть ровной — не иметь ямок и кочек, чтобы спортсмен во время набора скорости мог полностью сосредоточиться на прыжке. Кроме того, оказался косоват и маловат транзит перед тройными трамплинами. Чтобы его удлинить, пришлось снимать слой снега и делать эту часть спуска круче. Занимались этой ответственной работой вместе с водителем ратрака упомянутый Мишель Рот и главный тренер белорусской сборной Николай Козеко.
Хотя трамплины были, в общем-то, готовы, шейперы — австралиец Корд Виллис Сперо, китаец Джи Донг, и те же Рот, Козеко, Воробьев — шлифовали их поверхность и до конца доводили по градусам. В итоге они выглядели, как конфетка. Юные фристайлисты, на плечи которых в предыдущие дни легла большая часть работ по подготовке склона, старательно вскапывали гору приземления. Было потрачено немало сил, однако и в 13 часов тренировка не состоялась. Еще через полчаса всех спортсменов отправили в гостиницу. Ведь, пусть и незначительные, но некоторые работы еще оставались незавершенными. А, кроме того, по их окончании требовалось некоторое время, чтобы он промерз, закрепился. По мнению тренеров, отчасти эту накладку можно объяснить тем, что у нас нет специалиста уровня Алеша Штогнера — бывшего фристайлиста, который мастерски готовит склоны и сразу видит любые неточности.
В итоге в четверг первый прыжок так и не состоялся. Только несколько наездов на двойной трамплин совершил наш Максим Булаш. Было принято решение лучше уж пожертвовать ею в этот день, но уж назавтра провести ее на действительно отменном склоне.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО