Планета Доминатора
Планета Доминатора
«А вы к кому, молодой человек? К Гашеку? Ну, понятно… Могли и не спрашивать. Все идут к нему. В начале сезона ругали последними словами, а сейчас кумир», — встретила корреспондента «СП» охрана во Дворце спорта «Сокольники».
В полдень субботы, 12 февраля, домашнюю арену московского «Спартака» готовят к боям без правил, поэтому хоккеисты тренируются на запасном катке. Гашек, отработав с молодежью, приглашает меня в раздевалку. Она хоть и старая, как и весь дворец, но довольно просторная. Примерно посередине на стене висит небольшое прямоугольное полотнище. Красный гладиатор на белом фоне. Любопытно, не правда ли: гладиатор, Доминатор…
Говорят, у «Спартака» один из самых скромных бюджетов в КХЛ. По крайней мере минское «Динамо» точно даст фору российской команде. В начале сезона «красно-белых» покинул и харизматичный наставник Милош Ржига. Однако интерес к спартаковцам ничуть не ослаб. У них ведь Гашек…
Может, Чехия потеряла классного гимнаста? Думаю, у него бы получилось: вытворять гашековские трюки на льду ничуть не легче, чем крутить сальто. Несмотря на свои 46, Доминик по-прежнему в прекрасной форме. Худощавый, ни грамма лишнего веса. О возрасте напоминает лишь седина на висках.
Прежде чем присесть на велотренажер, Гашек пытается найти нужный канал. Но потом отказывается от намерения: «Телевизор новый, привезли всего пару дней назад. Что-то никак не заработает…» Зато сам олимпийский чемпион, двукратный победитель Кубка Стэнли, многократный призер мировых первенств, обладатель впечатляющей коллекции различных наград, а ныне лидер КХЛ по количеству «сухих» матчей пашет по полной программе. Так и беседуем: пока я задаю вопросы, Доминик крутит педали.
На протяжении карьеры один из величайших вратарей планеты раздал интервью не меньше, чем совершил впечатляющих сэйвов. Но чех живо реагирует на все вопросы, хотя некоторые наверняка слышит не первый раз. С русским у Гашека туговато, поэтому время от времени он вставляет в речь английские фразы. Улыбчив и доброжелателен. Даже когда засбоил маркер, которым Доминик должен расписаться на шарфе «Спартака» для моего московского друга, Гашек быстро находит выход из положения, принеся откуда-то новый. Впрочем, скорее всего, сей предмет уже давно стал его неизменным спутником. Доминатор…
ВРАТАРЬ — ЛИДЕР
— Что имеют в виду, когда говорят, что вратари — особенные люди?
— Думаю, каждый человек уникален, у него свои цели и мечты. Это касается и голкиперов: если хочешь добиться успеха, то нужно иметь неповторимый стиль. Хотя, произнося фразу про особенность вратарей, окружающие, скорее всего, учитывают специфику нашего амплуа. Мы должны быть готовы на протяжении всего матча. Причем готовы лучше других. Это защитники и нападающие могут дать слабину. Находился в тени полматча, потом забросил пару шайб — и ты первая звезда. В нашем случае подобный фокус не пройдет. Одна ошибка зачастую дорого стоит. Так что на голкиперов всегда оказывается повышенное давление.
— Как насчет физической боли? Полевые игроки при случае ответят сопернику жестким силовым приемом, а вы постоянно принимаете удары на себя…
— К этому привыкаешь за годы тренировок и матчей. На мой взгляд, гораздо важнее психологическая готовность. Голова вратаря всегда должна быть холодной. Другими словами, нельзя думать о чем-то другом, кроме как об игре, событиях на площадке. Нужно концентрироваться на каждом броске. И так, повторюсь, все 60 минут вне зависимости от того, плохо играет команда или хорошо. Это твоя работа — и точка.
— Прочитал статью, которая приводит ваши слова, когда вам было 33, дескать, верни все назад — Гашек ни за что не стал бы голкипером…
— Не припоминаю подобного заявления. Вероятно, ваши коллеги что-то сочинили. Я всегда хотел быть вратарем. Можно сказать, родился им. Уже в четыре года, когда играл с отцом, дедом в хоккей или футбол, просил их проверить меня. Пытался поймать шайбу и мяч, а не забить сам. Это потом, когда вырос, сменил амплуа на время матчей с друзьями. Летом я нападающий либо защитник. (Улыбается.) Иногда полезно переключиться.
— Давайте вернемся к специфике вашей профессии. Помимо концентрации, какие еще качества непременно нужны вратарю?
— В любой ситуации нельзя опускать руки. Голкипер должен вселять уверенность в команду, быть лидером. Если не в раздевалке, то на льду. Партнеры обычно надеются на вратаря, ждут помощи.
— Появляется страх, когда шайба на огромной скорости летит в ваши ворота?
— В начале 80-х годов прошлого века, на заре моей профессиональной карьеры, экипировка была не столь надежной. А игроки уже прилично стреляли… Немного побаивался на тренировках. Но по ходу матчей и раньше не чувствовал страха. Сейчас, видя момент броска, вообще не стоит опасаться серьезной травмы. Да, синяки, мелкие повреждения неизбежны, однако это не смертельно.
— Какое значение придаете разминке?
— Очень большое. Я с детства был гибким, подвижным. Это важно для моего стиля. Сегодня тоже не утратил лучших качеств и, думаю, не уступлю многим коллегам. С возрастом, конечно, необходимо тщательней готовиться, чтобы избежать травм. Выполняю приличный объем упражнений на земле и на льду как до тренировок и матчей, так и после них.
— Гимнастикой занимались?
— Разве что немного в школе. Плюс когда-то ходил с мамой на аэробику.
— Вас волнует критика? Как реагируете, когда пишут, что Гашек уже не тот?
— Меня много критиковали. Например, заокеанские журналисты задавались вопросом, как он заиграет в НХЛ с таким чудаковатым стилем. За 30 лет профессиональной карьеры всякого начитался и наслушался. Теперь меня трудно удивить. Наверное, рано или поздно любой спортсмен сталкивается с негативом. Могу в чем-то понять СМИ, которые ставят на первое место конфликты, скандалы. Им нужно привлекать аудиторию, повышать тиражи. Здесь важно правильно реагировать. Ты должен знать себя, свою команду и отделять правду от шелухи. Поэтому старайтесь сохранять спокойствие, делать работу качественно, несмотря ни на что. Хотя, естественно, каждому человеку нравится, когда про него пишут хорошо.
КОГДА ЛИКОВАЛИ ЧЕХИ…
— Как бы вы охарактеризовали свой стиль?
— Главное — он эффективен для меня. Что подходит одному вратарю, далеко не всегда удобно другому. Это нормально: Майкл Джонсон тоже бегал не как все, но это ничуть не мешало ему побеждать. Знаете, когда был маленьким, смотрел на действия многих голкиперов, а затем пытался на практике применять их приемы. Некоторые вещи пригодились. Правда, по сравнению с началом карьеры мой стиль претерпел изменения. Я улучшил его. Две недели назад смотрел на себя образца первой половины 80-х, и, признаться, порой кадры из прошлого смешили..
— Кто из голкиперов оказал на вас наибольшее влияние?
— Это игроки из Чехословакии: Иржи Црха и лучший, считаю, вратарь страны в 70-х годах Иржи Холечек. Когда в моем родном Пардубице выступали профессионалы, то старался ничего не пропускать. Смотрел один-два матча в неделю. Знаю, многим тогда нравились Третьяк и канадцы, но моим примером для подражания были соотечественники.
— Петер Бондра рассказывал в интервью «СП», что одним из лучших голов в карьере считает шайбу, которая после его броска с нулевого угла угодила вам в область ребер и залетела в сетку…
— Каждый голкипер в течение сезона пропускает пару-тройку курьезных шайб. Ты можешь быть прекрасно готов, но в хоккее всякое случается. Отскок от борта, рикошет от защитника, неудачная игра за воротами — и вынимай. Однако за 20—30 секунд, пока матч не возобновился, ты должен выбросить из головы весь негатив. Пускай разочарование велико, необходимо продолжать выполнять работу. Мне это всегда неплохо удавалось. Уже потом, в раздевалке, дома, прокручиваешь в голове тот или иной эпизод. Бывает, что после поражения долго не получается заснуть. Но еще раз подчеркну: в игре надо сразу собраться.
— Кому из форвардов было тяжелее всего противостоять?
— Отличных нападающих всегда хватало. Тем не менее нельзя не выделить Марио Лемье и Яромира Ягра. Канадец и мой соотечественник доставляли массу хлопот. Причем Ягр до сих пор никак не успокоится. (Смеется.)
— Вспомните ваш самый впечатляющий сэйв?
— Скажу про наиболее важные спасения. В первую очередь это буллитная серия с канадцами на Олимпиаде-98 в Нагано. Я отразил все пять бросков, и мы пробились в финал, где победили Россию. Золотая медаль Игр… Вместе с хоккеистами ликовала вся Чехия. Непередаваемые эмоции! Были и забавные сэйвы. Видели на «YouTube» полет Габорика, когда в конце 2007 года мой «Детройт» встречался с «Миннесотой»? Арбитр зафиксировал нарушение, но я остановил соперника. (Улыбается.) Ценность удачных действий голкипера возрастает в самых ответственных матчах. Например, в плей-офф НХЛ.
— Виктория в Нагано была лучшим моментом карьеры?
— Добавлю первый Кубок Стэнли. Это два главных события в моей хоккейной биографии.
— Остались цели, которые хотелось бы покорить?
— Стремлюсь к победе везде и всегда. При отсутствии мотивации уже бы не выступал. Я не выигрывал Кубок Гагарина, что стало одной из причин подписания контракта со «Спартаком». Кроме того, в моей коллекции нет «золота» чемпионата мира. Правда, с 1990 года не участвовал в этом турнире. Так что шансов было немного.
— Доминик, в 2014 году мы ждем вас на планетарном форуме в Минске!
— Спасибо за приглашение, но до турнира в Беларуси еще целых три года.
ОТ БОБРУЙСКА ДО КАНАДЦЕВ
— Что знаете о белорусском хоккее?
— В курсе, что он неплохо котируется на международной арене, и ваша сборная прогрессирует. В «Баффало» играл вместе с Владимиром Цыплаковым. Хороший форвард. Конечно, наслышан и о выступлениях белорусского Президента. Один мой друг играл против него.
— Представьте ситуацию: Александр Лукашенко выходит один на один с Гашеком, замахивается и…
— Хотите спросить: что я буду делать? Вот уж не знаю. (Смеется.) Наверное… Нет, не стану гадать. Все увидите, если приму участие в подобном поединке.
— Что отложилось в памяти после матчей с минским «Динамо»?
— Дома мы уступили, а в гостях взяли реванш. Играли в Бобруйске, хотя я ждал поездки в Минск. О вашем городе и новой арене отлично отзываются. В белорусскую столицу если раньше и приезжал, то только с юниорской командой. Впрочем, в Бобруйске на наш матч собралось много болельщиков, «Спартак» победил, поэтому все нормально.
— Как оцените силу «зубров»?
— Уровень динамовцев примерно сравним с нашим. То есть неплохая команда, но не дотягивает до пятерки лучших клубов лиги: «Авангарда», «Салавата Юлаева», «Локомотива»…
— Знакомы с Мареком Сикорой?
— Он тренировал «Пардубице», однако мне не довелось выступать под его руководством. При встрече поздороваемся, спросим друг у друга как дела, немного пообщаемся. Но близко не знакомы.
— А о тренере вратарей Петре Яроше слышали?
— Нет.
— В составе белорусской сборной играет немало россиян. Можете представить, что в форме чешской команды однажды выступят канадцы?
— Сильно сомневаюсь. С одной стороны, натурализация сегодня — довольно распространенное явление. Посмотрите, сколько в футболе бразильцев или в баскетболе американцев. С другой стороны, не считаю правильным, когда игрок уже через несколько лет после приезда в новую страну обзаводится ее паспортом. За три-четыре года ты превращаешься из канадца в белоруса или чеха? По-моему, это далеко не лучшая идея. Нужно прожить больше времени. Наши болельщики, полагаю, тоже отреагировали бы скептически на возможную натурализацию.
— В Беларуси работал не один североамериканский тренер. Чем их система отличается от европейской?
— За океаном коуч именно тренирует. Генменеджер выполняет свои функции, доктор свои, специалист по физподготовке — свои. Каждый отвечает за определенный участок работы. В Европе же тренер нередко берет на себя много больше. Например, без его участия сложно представить комплектование состава. Наставник хочет знать, как будут питаться игроки, как восстанавливаться… Сталкивался с этим в «Пардубице», столкнулся и в «Спартаке». На мой взгляд, североамериканский вариант предпочтительнее, но в Европе принято по-другому, и к этому следует относиться с уважением. Что касается непосредственно тренировочного процесса, то за океаном занятия меньше по времени, но интенсивней.
— Игрокам из Восточной Европы легко найти общий язык с канадскими специалистами?
— По-разному. Не нужно идеализировать канадцев. В каждой стране есть отличные наставники, а есть и такие, чья квалификация оставляет желать лучшего. Другое дело, что тренер должен разговаривать с игроками, обслуживающим персоналом, журналистами на одном языке. Ведь наверняка далеко не все белорусы, русские или чехи знают английский. Хоккеисту же необходимо быстро понять требования коуча, а тому — поближе познакомиться со своим подопечным. Недопонимание часто приводит к проблемам в коллективе.
ЛЮБОВЬ ЧЕЛИ
— Какой у Гашека девиз?
— У меня его нет. Просто люблю жизнь, люблю делать то, что нравится. Хоккей — это не только моя работа. Это хобби.
— Какие у вас слабости?
— О них не надо писать. (Смеется.)
— Ваш рецепт снятия стресса?
— Самый лучший способ — занятия спортом. Летом можно поиграть с друзьями в футбол, покататься на велосипеде, а зимой — конечно, хоккей! Если я не в духе, то после тренировки настроение всегда поднимается.
— Любите пиво или вино, как Ларионов?
— Ну я же из Чехии… (Улыбается.) У меня дома небольшая коллекция. В частности нравятся белые моравские вина.
— Кто для вас служил ориентиром в плане профессионализма?
— Отмечу моих бывших одноклубников по «Детройту» Криса Челиоса и Никласа Лидстрема. Челиос любил нашу игру как никто другой. Я брал довольно продолжительные паузы, а Крис постоянно выходил на лед и хотел делать это снова и снова. Суперпрофи. После матча он мог пообщаться с друзьями, выпить пива, но на следующий день первым был на тренировке и работал больше всех. Лидстрем также великолепно готовился к матчам. Чели и Ник разные, но они лучшие защитники, с которыми я играл.
— В какой стране сильнейшая вратарская школа?
— Тяжело выделить одну. Однако сегодня нужно отдать должное финнам, шведам. В НХЛ немало представителей этих стран, и мне нравится, как они играют.
— Довольны тем, как развивается хоккей в Чехии?
— Нет. Это лет 10—20 назад у нас было много классных мастеров. Сейчас проблем хватает. Полагаю, они начинаются в детском хоккее. Посмотрите на результаты юниорских, молодежных чемпионатов мира. Мы давно ничего не выигрывали. Боюсь, скоро это сильно отразится на национальной команде. Чехия рискует оказаться за пределами топ-5. Очевидно, что в стране дефицит молодых талантов. Но очень надеюсь, что ситуация изменится, и наша главная сборная сохранит высокие позиции.
— Назовете вратаря, который мог бы повторить или превзойти ваши достижения?
— В НХЛ выступает ряд перспективных голкиперов, у которых хорошие задатки. Дальше все зависит от них самих: как будут относиться к делу, не остановятся ли в росте. КХЛ? Я отыграл тут немного времени. Надо тщательней присмотреться к местным вратарям. Хотя, когда сам играешь, сложно следить за другими.
ПРЯНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
— Какими видами спорта увлекаетесь?
— Мне интересны все события. Сам, как уже говорил, люблю футбол, велосипед. Поехать с друзьями в горы — здорово! Плюс катаюсь на лыжах, немного играю в теннис, сквош, гольф, баскетбол… Кстати, для хоккея баскетбол отлично подходит. Постоянно работаешь ногами.
— Следили за женским чемпионатом мира по баскетболу?
— Посмотреть матчи не получилось, но знаю, что наша команда заняла второе место, победив в полуфинале Беларусь. Отличный результат. Может, вы в курсе, президент Чехии Вацлав Клаус сам в молодости играл в баскетбол на неплохом уровне. Неудивительно, что он обожает этот вид спорта и посещал турнир.
— Спорт объединяет людей?
— В древнем Риме требовали хлеба и зрелищ, что актуально и сегодня. Людям нужно о чем-то поговорить вечером. И спорт для этого отлично подходит. Ты посмотрел хоккей, футбол, теннис, а потом делишься впечатлениями с друзьями в баре или ресторане. В чем привлекательность спорта? Никогда не знаешь, что случится. Да, когда видишь фильм первый раз, то тоже заинтригован сюжетом, кульминацией. Но потом эмоции далеко не те. А в хоккее или в другой игре матчи не похожи один на другой. Конечно, ты размышляешь над тем, как развернутся события и, вероятно, многие предположения окажутся верными. Однако в спорте столько сюрпризов! Не представляю свою жизнь без него. Мне кажется, 90 процентов людей любят спорт. А если и не любят, то все равно будут обсуждать эту тему.
— Неужели нет вещей важнее? Семья, например?
— Моим родным и близким нравится спорт. Может, они не такие атлеты, как я, но летом мы играем в волейбол, катаемся на велосипедах. Семья — мои болельщики, которые к тому же прекрасно понимают, что спорт важен для здоровья. Будешь часами лежать на диване — появятся серьезные проблемы. Неужели кому-то хочется иметь большой живот?
— Семья поддерживала вас, когда вставал вопрос о возвращении в хоккей?
— Да. Конечно, они интересовались, действительно ли мне это необходимо. Но никто не отговаривал, потому что знали, как много значит хоккей для Гашека.
— Когда было тяжелее возобновлять карьеру?
— Каждый раз приходилось одинаково трудно. И в 2003 году, когда вновь присоединился к «Детройту», и после локаута, и перед недавними выступлениями в «Пардубице». Правда, много тренировался и был готов к очередным матчам.
— В молодости вы работали учителем…
— Я закончил университет и перед последним экзаменом два месяца преподавал. Могу быть учителем истории в средней школе. Но за годы хоккейной карьеры многое позабыл, поэтому вряд ли вернусь к этой профессии. Разве что помогу детям сделать домашнее задание.
— Значит, останетесь в хоккее?
— Посмотрим. Не хочу ничего загадывать. В данный момент меня тянет на лед. Знаю, некоторые во время карьеры задумываются о работе тренером или генменеджером. Я же пока сосредоточен на игре.
— Как насчет бизнеса?
— Раньше было одно дело, но решили от него отказаться, потому что не получали прибыли.
— Какую роль играет удача?
— Полезная штука. (Смеется.) В некоторых матчах, когда силы соперников равны, все решают незначительные детали. Однако удачу нужно заслужить тяжелой работой. Тогда победа будет на твоей стороне.
— Вы по-прежнему выступаете в старой модели маски, с решеткой…
— Она удобная, и я привык к ней. Пробовал играть в новой маске, но ощущения были не самыми приятными. Не люблю, когда что-то касается моего лица, щек.
— Какой самый необычный подарок получали от болельщиков, властей?
— После Олимпиады в Нагано в мою честь назвали астероид. Это был большой сюрприз. В Чехии в прошлом сезоне подарили огромный пряник в виде хоккейной площадки. Очень красиво. Болельщики «Спартака» тоже хорошо встретили. А вот чего не ожидал, так это подарков после матча в Хабаровске. Не думал, что и там окажутся поклонники Гашека…
Михаил МОЗАКОВ Москва — МинскРедакция «СП» благодарит руководство ХК «Спартак» за помощь в организации интервью.