Любовь не нагрянет. Даже нечаенно
Любовь не нагрянет. Даже нечаенно
«Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…» Такие слова украшают текст знаменитой лирической советской песни. Но если перенести их — слова — на существующую ныне хоккейную подоплеку регулярного чемпионата КХЛ, то можно смело и однозначно утверждать: как бы «нечаянно» в эти дни ни старалась поступать судьба, какая бы «пальба» ни осуществлялась с берегов Волги по белорусским болельщикам стрелами амура, любовный трепет в отношении нижегородского «Торпедо» нас вряд ли посетит. Мы по разные стороны баррикад, ибо наше минское «Динамо» вместе с автозаводцами претендует на восьмое место в конференции «Запад», а, следовательно, речь идет о последнем пропуске в плей-офф Кубка Гагарина. Какая уж тут любовь! При такой остроте соперничества, приобретающего почти судьбоносный характер?!
РАВНЯЯСЬ НА ТРУФФАЛЬДИНО
Впрочем, для автора этих слов вариант «полюбить Горький» всегда был нереальным. Дело в том, что в пору щенячьей болельщицкой юности ваш покорный слуга в своих хоккейных пристрастиях в рамках высшей лиги чемпионата СССР равнялся на одного известного уроженца славного итальянского города Бергамо — Труффальдино, который в исполнении Константина Райкина пел голосом Михаила Боярского: «А я всегда за тех, кто побеждает». То есть на стороне ЦСКА, который если и не всегда, то почти всегда выигрывал, выигрывал и выигрывал в конце 70-х и начале/середине 80-х годов прошлого века. А любая неудача, любое фиаско, инициировали детские приступы отчаянного неистовства. Так вот, даже для того звездного и несокрушимого ЦСКА каждая поездка в Горький являлась испытанием на излом, ибо «Торпедо» как минимум в пяти из каждых десяти домашних матчей давало фавориту бой, порой отпуская его обратно в Белокаменную изрядно пощипанным. Страдать от волжского клуба приходилось уже тогда, а потому в нынешней ситуации для конкретного журналиста «СП» нет ничего нового.
А раз так, то совершенно неудивительно, что воспоминания о «Торпедо» советской эпохи до сих пор живы в памяти, сохраняя свою свежесть и остроту восприятия. Они — воспоминания — связаны, конечно, не с фамилией голкипера Коноваленко, который стал первым по-настоящему великим вратарем в истории советского хоккея — его игру увидеть не удалось, но уже до гробовой доски не забыть таких асов, как защитники Федоров и Пресняков, нападающие Скворцов, Ковин и Варнаков. Знаменитая первая пятерка «Торпедо». Каждый из этих игроков привлекался в сборную СССР, а форварды еще и усиливали некоторые другие советские клубы, отправлявшиеся за океан для проведения матчей с клубами НХЛ. А ведь были еще и другие классные мастера — голкипер Тюляпкин, нападающие Доброхотов и Водопьянов. Последний запомнился еще и тем, что играл в шлеме архаичной модели. С цветной вставкой-полосой в районе затылка. Вроде бы белой, хотя это неважно. Актуальнее другое: все звезды «Торпедо» оставили значимый след в истории хоккея.
Пара Федоров — Пресняков, в которой оба защитника умели и обороняться, и атаковать, владея потрясающими бросками от синей линии, стала своеобразной предтечей сочетания Фетисов — Касатонов. Первым пасом Федоров и Пресняков владели так же отлично, регулярно бросая в прорывы быстрого, техничного Скворцова, эдакого аналога Харламова. Варнаков — это настырность, задиристость и нацеленность на бросок. В принципе, эти качества передались по наследству и сыну Михаила, являющему ныне одним из помощников главного тренера «Торпедо» Голубовича, но, к сожалению для отпрыска, отнюдь не в полной мере. Ковин олицетворял мощь. Центрфорвард с суровым лицом и перебитым носом выглядел грозно и отвечал в сборной СССР за отпор драчливым канадцам. Но при этом играл тонко, был отличным распасовщиком. Впрочем, в советские времена по-другому и быть не могло. Иных в первые пятерки клубов высшей лиги не включали, не говоря уже о приглашениях на чемпионаты мира. Ах, юность и отрочество, ах, память…
Поэтому «Торпедо» можно было не любить, но уважать — обязательно. Нынешний состав волжан, разумеется, пожиже. Все по Лермонтову: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя». Будь иначе, и не стояла бы перед подопечными Голубовича такая же дилемма, как и перед минскими «зубрами» — быть или не быть в плей-офф. А она таки перед «Торпедо» стоит, и, хоть волжане опережают «Динамо» на два очка, мы, белорусские болельщики, должны продолжать верить, что развязка дуэли в ее заочном характере окажется счастливой для нас, а не для соперника. Тем более что есть все поводы утверждать: объективно минчане сильнее нижегородцев по многим хоккейным статьям и статям. Другое дело, что эту «объективность» «зубрам» надо было доказывать раньше, а не допускать ситуации, когда все находится в руках автозаводцев. Вот наберут они девять очков из девяти возможных, и уже никакие героические свершения подопечных Марека Сикоры не принесут нам желаемого. Однако… Хоккей в исполнении «Торпедо» совершенно не убеждает, и, более того, есть подозрение, что подопечные Голубовича уже упустили из рук хвост птицы удачи, когда 3 февраля в последнем перед перерывом матче в Казани уступили «Ак Барсу» — 4:6. Уступили, хотя выигрывали — 4:0.
КОНФЕТЫ И ШАМПАНСКОЕ — ЗА НАМИ!
Но вечером 3 февраля после первого периода матча «Ак Барс» — «Торпедо» настроение всех поклонников «зубров», наверняка, опустилось ниже нулевой отметки. Ибо на льду «Татнефть-Арены» происходило что-то странное и предельно подозрительное на болельщицкий взгляд третьей заинтересованной стороны, тем более, что мы привыкли к жизни в мире «спортивного закулисья». В процессе наблюдения за тем, как «барсы» лениво перемещались по льду (на их фоне даже прекрасно известный нам своими талантами форвард «Торпедо» Кочетков выглядел ураганом, еще и поражая ворота хозяев), мысли «двигались» в одном направлении. Дескать, вот оно — получили. Один российский клуб вытаскивает за уши другой российский клуб и плюет на свой статус фаворита, гранда и единственного пока в истории обладателя Кубка Гагарина. А тут еще в перерыве трансляции, осуществлявшейся главным телеканалом Татарстана «Новый век», тамошний корреспондент взял интервью у фаната «Торпедо», который вовсю растекался в благодарностях игрокам «Ак Барса». Дескать, спасибо, ребята, вы — пацаны с понятием. В тоже время помощник главкома «Ак Барса» Зинэтулы Билялетдинова — Белов — бубнил что-то маловразумительное: постараемся, соберемся, исправимся. Ему в ту минуту не поверил бы и Станиславский: что уж тут говорить о болельщиках «Динамо», готовых вопить от боли и горя, пусть это и был глас одинокого путника в пустыне отчаяния. А ведь и второй период начался с четвертого гола «Торпедо», которому (хотите признания — получайте!) автор этих слов уже приплюсовал в таблицу три очка, что означало для «Динамо» кончину если не де-юре, то де-факто.
Но при счете 0:4 у хозяев началось то, на что уже не было никакой надежды. «Барсы», действительно, стали стараться, собираться и исправляться, взвинтив скорость, добавив в напоре и вспомнив о воротах Брюклера. Конечно, в паре эпизодов им помогли судьи (Панин, получивший по руке клюшкой, и сам должен был отправиться на скамейку штрафников, ибо продолжал игру без краги), но это уже частности. Просто подопечные Билялетдинова в течение минуты пережили преображение из «коррупционеров» в незаурядных бойцов, заставив оппонентов бесконечно нарушать правила, забыть о контратаках, прижаться к воротам австрийского кипера, который задергался, запсиховал и привез себе несколько «плюх». А всего их оказалось шесть, хотя могло быть и значительно больше, ибо под давлением «Торпедо» рассыпалось, потеряло лицо и выглядело жалко, переживая комплексы «Динамо. Вроде бы есть полное понимание, что надо бороться и цепляться за результат, но сил — ни физических, ни духовных нет. Они в дефиците. Как и вожаки, лидеры, способные одновременно и успокоить, и встряхнуть партнеров. Поэтому вместо триумфа матч в Казани принес «Торпедо» сильное разочарование. Впрочем, как, несмотря на победу «Ак Барса», и поклонникам «Динамо», получившим еще один повод для удивления и сожаления: как же так — «зубры» ведь лучше, сильнее?!
Но непосредственно тренерам и игрокам двукратного обладателя Кубка Гагарина — респект. Билялетдинов, Морозов и Ко совершили и крутое, как говорят в Америке, возвращение, а самое главное — не позволили усомниться в своей честности, порядочности. Поэтому, отзываясь на реплику комментаторов канала «Новый век», прозрачно намекнувших в конце репортажа на «белорусскую ответку»: «Ждем из Минска шампанского и конфет!», отвечаем: «Конечно!». За нами дело не станет, особенно если все в конкуренции с «Торпедо» за путевку в плей-офф завершится счастливо для «зубров».
Но в целом, конечно, ситуация парадоксальная. Ведь даже настаивая в серии материалов, публикующихся в этом номере «СП», на тезисе, что наше «Динамо» таки сильнее их «Торпедо», мы не смотрим дальше первого раунда плей-офф, понимая, что борьба за Кубок Гагарина «зубрам» заказана. Это грустно, ибо получается, что принципиально его величеству Хоккею безразлично, кто из этих клубов обретет миг счастья: и Нижний Новгород не сахар, и Минск не мед. Но… кто его знает?!
В спорте, хоккее случались разные чудеса. Команды, с трудом покорявшие начальную высоту, затем раскрепощались и преображались, находили себя и обретали великий победный дух. В конце концов состав «Динамо», как продолжают уверять все и вся, вполне боеспособен. А «Торпедо»… Пусть у игроков и тренеров клуба будет все прекрасно со здоровьем, с положением дел на личном фронте, но вот такой «мелочью», как спортивный успех, им надо бы пожертвовать. В пользу «Динамо». Не корысти ради, а токмо волею пославших «зубров» болельщиков из Беларуси. И будет тогда волжанам свечной заводик, да не в Самаре, как мечтал незабвенный отец Федор из «12 стульев», а в Нижнем Новгороде. Обязательно. Вы только оступайтесь в трех оставшихся матчах.
Руслан ВАСИЛЬЕВ