«Как я провел лето»
«Как я провел лето»
Многие школьники начинали учебный год с сочинения «Как я провел лето». У большинства белорусских футболистов каникулы выпадают на зиму, и в это время они тоже могут делать много всего интересного. Тот, у кого есть действующий контракт, спокойно отдыхает, а затем начинает работу в прежней команде. А другим — кому-то по собственному желанию, кому-то по принуждению, которое диктует жизнь, — приходится менять клубную прописку. В результате у каждого получается свое, непохожее на другие, сочинение о зимнем времяпрепровождении. Сегодняшний матч национальной сборной, первый в 2011 году, вполне может служить символом окончания каникул.
Бернд Штанге в прошлом году постоянно привлекал в сборную трех вратарей. Однако в официальных матчах пост №1 доверял исключительно Жевнову. Поначалу тренера корили за выбор в пользу вратаря, у которого были проблемы с игровой практикой. По прошествии четырех отборочных матчей немец вместо ответа мог каждого просто ткнуть носом в таблицу, где у Беларуси в столбике с пропущенными мячами красовался «ноль».
И все же в прошлом году, несмотря на некоторые проблемы Жевнова, за вратарскую позицию было спокойнее, чем сейчас. Ведь в любом случае за спиной Юрия находились два голкипера, которые постоянно играли за свои клубы, и хорошо играли. Если бы у зенитовца что-то не заладилось, его мог заменить хоть Амельченко, хоть Веремко. Но сохранится ли такой резерв в нынешнем году?
Пожалуй, можно было бы махнуть рукой на этот резерв, хотя делать так в любом случае не стоит, если бы Жевнов отвоевал место в воротах «Зенита» у Малафеева. Однако пока не видно предпосылок, что его положение в команде изменится, пока ей будет рулить Лучано Спаллетти. Но теперь, как бы ни хотелось верить в обратное, без практики могут остаться и два других голкипера, на которых прежде рассчитывал Штанге.
Антон Амельченко несколько лет просидел за спиной Жевнова не только в сборной, но и в «Москве». В прошлом году их клубные пути наконец-то разошлись: один отправился на север, другой — на юг. Амельченко оказался в «Ростове», получил свой шанс и использовал его на все 100 процентов. Белорус стал одним из самых видных вратарей премьер-лиги, заинтересовал своей персоной более именитый московский «Локомотив», и нынешней зимой он вновь оказался в российской столице. Мы, конечно, верим в талант Антона, что он действительно сможет стать у «железнодорожников» основным стражем ворот. Но не забываем и о бразильце Гильерме, который в прошлом чемпионате отыграл за «Локо» все 30 матчей. В межсезонных спаррингах ворота «железнодорожников» защищают попеременно и он, и Антон, и еще один белорусский кипер Гомелько.
Еще более удивительным выглядит выбор Сергея Веремко. Основной голкипер БАТЭ, поигравший против мадридского «Реала», «Ювентуса», «Бенфики», «Эвертона» в Лиге чемпионов и Лиге Европы, предпочел Борисову предпоследнюю на сей момент команду чемпионата Украины «Севастополь». Предпочел участию в еврокубках и борьбе за «золото» в Беларуси сражения за выживание в Украине, а стабильности — туманные перспективы. Ведь не факт, что Сергей станет у крымчан №1. Пока в зимних товарищеских матчах тренерский штаб постоянно тасует трех имеющихся у них вратарей, каждый их них играет не больше тайма. Следовательно, наставник «Севастополя» Ангел Червенков еще не определился, кто из них будет основным. Штанге же в преддверии матча с Казахстаном о Веремко даже и не вспоминал. А может и совсем забыть о нем, как и о Хомутовском. Но какой-то положительный момент в переходе Веремко все же есть, ведь теперь никто не мешает Александру Гутору раскрыть свои несомненные таланты в БАТЭ.
Перемены в карьере игроков белорусской обороны можно оценить скорее со знаком «плюс». Впрочем, они (перемены) были не такие уж большие. Не может не радовать тот факт, что Дмитрий Молош продолжит играть в российской премьер-лиге, сменив вылетевшую «Сибирь» на оставшиеся «Крылья Советов». Неожиданно получил возможность попробовать свои силы в сильнейшем дивизионе чемпионата наших восточных соседей и Александр Мартынович. Неожиданно, потому что его «Краснодар» получил право выступить в элите, вследствие развала подмосковного «Сатурна».
В общем, можно было бы радоваться успехам белорусских оборонцев, если бы не перемены, которые случились в «Тереке» — клубе Сергея Омельянчука. Когда в прошлом сезоне грозненцев тренировал Анатолий Байдачный, Сергей постоянно имел место в основе. Анатолий Николаевич симпатизировал Омельянчуку еще со времен работы в сборной Беларуси. Наставник не боялся ставить Сергея в центр обороны, хотя ростом, чтобы играть на такой позиции, гомельчанин вроде как не вышел. Заодно Байдачный помог и Штанге определиться со вторым центральным защитником. Но сейчас в «Тереке» всем заправляет Руд Гуллит. Мы пока не знаем, какой философии придерживается знаменитый голландец, но редко какой европейский специалист считает пригодным для игры в центре обороны футболиста, у которого рост не под 190 см. А недавнее заявление Гуллита о том, что «Терек» нуждается еще в одном защитнике, насторожило еще больше.
Проблемы есть у еще одного игрока обороны. Правда, Штанге перед матчем с Казахстаном его проигнорировал. Дмитрий Верховцов второй год подряд пытался трудоустроиться в Великобритании, но ни прошлой зимой с «Селтиком», ни нынешней с «Эвертоном» у него ничего не выгорело. Видно, уже решив «А ну эту Британию!», он отправился на просмотр в «Кубань», однако подписанием контракта поездка в Краснодар тоже не увенчалась. Пока все идет к тому, что Верховцов останется в «Нафтане».
Все, о чем сказано выше, покажется мелочами, если посмотреть, что происходит ныне с игроками полузащиты и атаки. Каждый второй футболист либо без клуба, либо с клубом, но не играет в нем. Кульчий и Вячеслав Глеб до сих пор не определились, где продолжат карьеру. Ветерана и рекордсмена сборной, прямо скажем, предложениями не засыпают. Младшему Глебу после матча в Париже с французами прочили продолжение карьеры в Европе, вместо этого, покинув Китай, он пытается трудоустроиться в Беларуси.
Глеба-старшего продолжают преследовать травмы, при этом он не блещет даже когда здоров. К тому же «Бирмингем» сейчас борется в английской премьер-лиге за выживание, и в данной ситуации коуч Алекс Маклиш больше нуждается в брутальных бойцах, как какой-нибудь Бойер, а не в творцах и эстетах, как Глеб. Кутузов в «Бари» нынче получает жалкие крохи игрового времени. К тому же команду от вылета из серии «А», видимо, спасет только чудо. Трудный год, скорее всего, ожидает и Сергея Кисляка, которому предстоит пробиваться в состав «Рубина». Помимо бывшего минского динамовца, клубную прописку сменил Сергей Корниленко, который теперь вместе с Александром Глебом будет играть в английской премьер-лиге. Но что сейчас из себя представляет новобранец «Блэкпула» мы не узнаем, ведь Штанге на матч с Казахстаном не вызвал Корниленко.
Более или менее спокойно за Антона Путило, которому, вроде, удалось закрепиться в составе «Фрайбурга», и он может оттачивать свое мастерство в матчах бундеслиги. Только клуб у Антона, похоже, со строптивым норовом. «Фрайбург» не отпустил Путило в Турцию, сославшись на травму игрока. Хорошо, если это действительно так, и когда Антон выздоровеет, проблем с приездом в сборную у него не будет.
Отрадно, что Штанге наконец обратил внимание на Максима Жавнерчика, который после ухода из БАТЭ, говоря словами Бернда, адресованными, правда, Виталию Булыге, «потерялся на просторах первой российской лиги». А ведь Максима можно было опробовать хотя бы в каком-нибудь товарищеском матче еще в то время, когда он играл в БАТЭ. Например, после матчей с «Андерлехтом» в квалификации Лиги чемпионов, в которых он здорово прикрыл одного из лидеров бельгийцев Барта Гоора. Увы, вскоре Жавнерчик разругался с тренерами борисовчан, покинул команду и действительно исчез из-под пристального внимания. А между тем он стал основным игроком в стремящейся в премьер-лигу «Кубани» и в прошлом году все-таки добрался с командой Дана Петреску до элитного дивизиона.
Впрочем, сейчас предстоит лишь товарищеский матч с Казахстаном, а не поединок Евро-2012 с Францией, Румынией или Боснией. До следующей официальной встречи против Албании остается полтора месяца, и за этот период многие белорусские сборники могут значительно улучшить свои сочинения.
Петр ЗАЯЦ