Казимир Котлинский: от чистого сердца
Казимир Котлинский: от чистого сердца
С 36-летним голкипером польского «Виве» Казимиром Котлинским, вызванным в сборную Беларуси, мы говорили перед отъездом команды Юрия Шевцова на турнир в Испанию. Поначалу гандболист предупредил: на общение есть всего пять минут. Но после и сам не заметил, что времени прошло намного больше.
Котлинский ныне играет в команде — чемпионе Польши. С ней же выступает и в главном клубном турнире Европы. А в Беларуси Казимир представлял минские СКА и СКАФ, в Польше — «Пол-Крес», «Хробры», «Легницу», во Франции — «Гренобль». Последний же матч за сборную Беларуси датирован сентябрем 1999-го…
— Казимир, когда вы в последний раз выступали за сборную Беларуси, мне еще было 11 лет…
— Рассказать вам о сборной? Хм… В последний раз я играл за нее не то в 1999-м, не то в 2000-м… После тех матчей еще пару раз вызывался на сборы, но на площадку в играх не выходил. А потом все как-то затихло. Осталось только выступление в польских клубах. И даже пошли разговоры, что буду играть за сборную этой страны. Но так получилось, что в неподходящий момент получил травму. Команде как раз нужно было выезжать на турнир, поэтому тренеры сразу же стали искать другого вратаря, и поехал молодой голкипер. А я уже… В общем, было бы все нормально со здоровьем — играл бы я за Польшу. И мы бы сейчас не разговаривали с вами.
— Ну почему? Приехали бы как-нибудь на родину, поделились впечатлениями о выступлении за «бяло-чэрвоных»…
—Родину я в любом случае не забывал бы. Люблю сюда приезжать, но вот времени не хватает. Ведь сейчас помимо выступления в чемпионате Польши у моего «Виве» еще есть и Лига чемпионов. Так что со свободным временем проблемы. К тому же нужно посвящать время и семье. А в Беларусь приезжаю к маме, к сестре. Иногда даже забирал их к себе на две-три недели — так было удобнее мне и им. Возил их за покупками, на распродажи, и для них это было в новинку.
— Гандбол сейчас так и развивается: у ведущих игроков матчи следуют просто один за другим. Даже и дыхание перевести некогда.
— А ведь кроме игр в «Виве»принято проводить и разные мероприятия. Например, мы помогаем больным детям, участвуем в развлекательных программах, встречаемся с нашими болельщиками. Это все планирует наш, скажем так, начальник клуба, расписывает план заранее. Так что времени действительно в обрез. Но это реклама, которая идет на пользу команде.
— Наверное, и в Беларуси проводить подобные мероприятия не было бы лишним?
— Да, нужно бы над этим подумать. Сборная Беларуси — это лицо страны. Она должна и выглядеть соответственно. Чтобы издали было видно, представители какого государства идут. А когда один игрок в куртке «Динамо», другой — в форме БГК… Понятно, что на площадке все в одинаковой игровой форме. Но ведь помимо матчей ты участвуешь в каких-то мероприятиях, выезжаешь в аэропорт, посещаешь другие страны… Все смотрят на тебя и должны сразу прочитать: Беларусь. Но вернемся к рекламе. Не думаю, что она требует таких уж больших денег. Этот спорт нужно продвигать. Разве сложно разместить большую фотографию сборной в каких-нибудь супермаркетах? В Беларуси гандбол постепенно забывается. А раз так, то о нем нужно постоянно напоминать.
— О баскетболе-то у нас вспомнили, только когда женская сборная на топ-турнирах стала занимать высокие места…
— Да, все ждут результата. Но на него нужно работать всем вместе. У нас в «Виве» под него заряжены не только гандболисты, но и все работники клуба. В эту работу входит и организация встреч с болельщиками, товарищеских матчей с приглашением ветеранов. Даже бесплатные билеты делают. Людей заинтересовывают, особенно молодое поколение и тех, кто спортом интересуется в принципе: смотрит телевизор, читает газеты, знает, как выглядят и как выигрываются европейские кубки, как играют на чемпионатах мира, Европы, Олимпиадах. Чтобы привлечь людей, нужно трудиться. И начинать это делать уже сейчас, потому что завтра может быть поздно.
— Если в Беларуси о гандболе забыли, то логично предположить, что в Польше уже никто и не вспомнит, что это за команда такая — минский СКА…
— Нет, почему? Думаю, все следят. И польские журналисты пишут время от времени. Большинство представителей прессы помнят тех людей, которые играли за сборную СССР, выступали на Олимпиаде. Болельщики также знают многих спортсменов, причем не только из Беларуси и России, но и из Украины, других стран СНГ.
— А современный белорусский гандбол известен за границей?
— С кем бы я ни разговаривал, все отмечают приход к руководству сборной Юрия Шевцова. Его помнят по работе за границей, где он оставил о себе очень хорошее впечатление. В общем, все говорят, что его приглашение — правильный шаг. Другое дело, что его, возможно, стоило сделать чуть раньше. Я не знаю, как сейчас обстоят дела в Беларуси с клубами. В мое время между командами возникали конфликты, так как никто не хотел делиться игроками. И каждый гандболист думал, как бы выехать за границу. Я мало здесь нахожусь, чтобы говорить о нынешней ситуации. Однако считаю, что в Беларуси тренерам нужно в первую очередь собраться вместе, быть одним целым. Если команда займет хорошее место с вашим игроком, то и в ваш клуб придут деньги. Попадет гандболист в сборную — и для его первого клуба будет выгода, награда: мячи ли, кроссовки… Что-то же приходит! Нужно лишь забыть о каких-то своих жизненных нюансах и стараться больше отдавать: вырастить хороших игроков, рассказывать молодежи, показывать технические моменты. Пока же вижу здесь такое отношение: мне ничего не дали, значит, ничего делать не буду. Мне хорошо, тепло — и слава богу. А что у кого-то дровишки закончились — это его проблемы.
— О чемпионате Беларуси: у нас в последние годы далеко вырвались два клуба — «Динамо» и БГК. Сейчас вот в СКА вроде появились деньги…
— Ну, раз появились — хорошо. Но вот такой пример: если бы были деньги на еще одну команду, где можно было бы собрать гандболистов постарше — моего, допустим, возраста, добавить молодых, — думаю, играли бы на таком же хорошем уровне, как теперешние лидеры в Беларуси. Но получилось, что много игроков очень быстро закончили свою карьеру. Вроде играл человек — и вдруг ушел из спорта совсем: в бизнес или куда-то еще. Он мог бы еще что-то внести в гандбол. Но иногда складывается так, что тренеры старшего поколения молодых не пускают на свою кухню. В Польше же отношения уже сложились по-другому. Там думают так: вот молодой, перспективный специалист, давайте дадим ему возможность работать, посмотрим, что он сделает. Там, мне кажется, молодым людям больше доверяют.
— Так, может, потому сборная Польши и берет медали на топ-турнирах, а мы о них только мечтаем?
— Может быть. Тренером национальной команды стал известный Богдан Вента, и ему дали зеленый свет: делай то, что считаешь нужным. И он собрал игроков, соорудил команду, и как-то получается у него все это удержать. Я вижу, что он занимается сейчас едва ли не всем. Это и рекламные ролики, и посещение сборной каких-то госпиталей. Вот мы возвращаемся к тому, о чем говорили в начале беседы, — к продвижению нашего вида спорта. То же самое должно быть и в Беларуси. Мне кажется, это ничего не стоит. Например, вместо какой-нибудь очередной беговой тренировки собраться, загрузиться в автобус и поехать в больницу к детям, завезти сувениры в детский дом. Нужно что-то делать, чтобы люди стали говорить о сборной Беларуси и ее игроках. Сейчас у нас полностью молодая команда. И если обычного человека попросить назвать белорусского гандболиста, то в лучшем случае будут говорить фамилии ребят постарше: Ивана Бровко, Андрея Курчева, Виталия Фещенко, Сергея Рутенко. А ведущих игроков из белорусской лиги — например, Пуховского — можно называть пока лидерами клубов. Но лучшими гандболистами страны — пока рано. Нельзя такими титулами награждать заранее. Посмотрим дальше. Ребята работают, однако сделано пока не все. Что ж, у нас хороший тренер, интересная работа ведется. Я доволен, что приехал, узнал новых людей, поговорил, определился с тем, как здесь смотрят на происходящие процессы.
— Сожаления, что не получилось заиграть в сборной Польши, не осталось?
— Уже прошло. Жаль, что не играл столько времени за Беларусь…
— Вызов сейчас в нашу сборную не удивил?
— Нет. Мне позвонил Игорь Папруга, говорит, сложилась, такая ситуация, что у одного вратаря сломан палец, у другого — еще какие-то проблемы. Я ответил: «Добре, все равно буду в Беларуси, начинаю тренироваться. Если понадоблюсь — пожалуйста». Если кто-то думает, что игроки, приезжая в сборную, получают миллионы, то это не так. Все делается от чистого сердца. В Беларуси чуть-чуть другой план. В других сборных лучше финансовая ситуация. Общался с ребятами из других сборных, и кто-то говорил: «У нас во время пребывания в национальной команде спортсмен за сутки получает 700 евро». Считается, что, выступая за сборную, он может получить травму. А сюда, пожалуй, некоторые не хотят приезжать, опасаясь, что, если что-то случится, они останутся наедине со своими проблемами.
— Трудности с вратарями не возникли вдруг. О белорусских голкиперах в последнее время говорят, что их нет. Почему такое произошло?
— Нет подготовки. Еще и отношения сказываются. Вот, например, поссорились клубы, а один у другого хочет взять вратаря. Но там отвечают: «Э-э-э нет!» И парень думает: здесь мне не платят, на более высокий уровень не пускают, я не хочу работать. А в сборной менялись тренеры: один видел такого вратаря лучшим, другой — другого…
— Еще проблема — отсутствие тренеров вратарей. Их у нас, кажется, два на весь мужской гандбол.
— Такие специалисты необходимы. В «Виве» есть тренер голкиперов. И мне предлагают по окончании карьеры остаться в клубе и заниматься по своей специальности. Если человек был чему-то обучен, он должен остаться и передать свои знания другому. И если ты учился на журналиста, почему ты будешь работать трактористом?
— А долго еще думаете играть?
— Долго. Хотел бы до ста лет. А как получится — посмотрим. Самое главное — здоровье. Если оно будет позволять, планирую выступать как можно дольше. Возможно, не на таком уровне, как сейчас, в другом клубе. Мечта у меня была — играть до сорока…
— В сборную Беларуси будете приезжать?
— Позовут — приеду. Если тренеры, руководство федерации останутся довольными моими выступлениями на турнире в Испании — почему бы и нет?
— В клубе никаких препятствий вашему участию в матчах за нашу национальную команду не было?
— В «Виве» сборы начинаются только 10 января. Получается, как будто я провел дополнительные тренировки. Гражданство? У меня и так два паспорта. В Кельце играю как поляк. Такие же условия и у Сергея Рутенко.
— В Европе гандболисту проще или тяжелее, чем у нас?
— Думаю, сложнее. В Беларуси меньше клубов, меньше людей занято. А в Польше наплыв желающих заниматься в гандбол огромный. За каждым клубом стоит уйма детских команд. Пробиться наверх тяжелее, нужно постоянно соответствовать определенному высокому уровню. Там тренер думает, кого взять: и этот хорош, и тот. А у нашего есть основная обойма — и все.
Александр АБДУЛХАКОВ