Вадим Девятовский: победы на всех фронтах
Вадим Девятовский: победы на всех фронтах
В уходящем году белорусский спорт достиг немало красивых и важных, эмоциональных и значимых побед. Но одна из них, добытая хоть и в спорте, но в околоспортивном «пространстве», стоит особняком. Речь идет о виктории великих отечественных молотобойцев Ивана Тихона и Вадима Девятовского, которые после затянувшегося почти на два года судебного разбирательства сумели доказать, насколько абсурдными и неправомочными являлись обвинения в их адрес. Те обвинения, что были выдвинуты нашим богатырям по горячим следам их успешного выступления на Олимпиаде-2008 в Пекине.
Иван и Вадим, пережившие колоссальный стресс, мужественно боролись за свои медали и сумели обелить свои добрые, честные имена. Награды — соответственно «бронза» и «серебро» китайской чеканки — вновь нашли своих героев. Наши парни хоть и не выходили в сектор для метания, но действительно пополнили собственные реестры замечательной победой, вдвойне ценной из-за того, что в нее верили считаные единицы. Среди них были и журналисты «СП», перманентно поддержавшие молотобойцев. А потому их победа — наша общая победа! Поздравить с ней накануне Нового года — дело святое. Заодно корреспондент «СП» как следует расспросил Вадима ДЕВЯТОВСКОГО, без ограничений тем в беседе.
САМЫЕ «ЗИМНИКИ» ИЗ «ЛЕТНИКОВ»
— С каким настроением готовитесь к встрече Нового года? Как вы, «летний» спортсмен, в принципе относитесь к зиме?
— Ха! Интересный вопрос. Дело в том, что метание молота — пожалуй, самый зимний вид легкой атлетики. Вы прекрасно знаете: подготовка уже идет, один тренировочный день сменяется другим. Но если, например, толкатели ядра, не говоря уже о бегунах и прыгунах, работают в основном в залах, закрытых манежах, то наша доля — занятия на свежем воздухе, под открытым небом. Я в спорте практически 28 лет, и каждая зима для меня — это тренировки в любую погоду, вне зависимости от температуры, осадков. И раньше, и сейчас каждый день метаю молот. Поэтому зима — родная пора года, и к ней отношусь с симпатией, сугубо положительно. Другое дело, что время идет, счетчик возраста неумолим, значит, становится тяжелее, а не легче. Зимой все накопленные организмом болячки проявляются более явно. Но это — объективная реальность, которую принимаю, стараясь четко и профессионально организовать сборы, наладить и отрегулировать тренировочный процесс.
— Тут еще немаловажно, что зима зиме рознь. А нынешний декабрь — не чета нескольким предыдущим. И мороз, и снегопады…
— Действительно, так, однако повторю: для меня в любой метеорологии нет никакого форс-мажора. Уже приходилось метать и в лютые морозы, и в обильные снегопады. Поэтому и у меня, и у других молотобойцев тренировки никогда не отменяются из-за подобных «мелочей». Таковы правила игры, которые привычны и не вызывают отторжения.
— То есть сейчас вы каждый день выходите в сектор, и — раззудись, плечо?
— Можно сказать и так. (Улыбается.) Конечно, очень внимательно отношусь к рекомендациям врачей, соблюдая осторожность. Из кризиса, который, разумеется, накрыл после всех известных разборок, надо выходить аккуратно. Провожу несколько щадящие тренировки. Где-то полгода необходимо сдерживать себя, чтобы затем вернуться, во что верю всем сердцем, к освоению полноценных объемов.
— Из этого посыла следует важнейший вопрос о вашем самочувствии…
— Слава Богу, динамика положительная. Надеюсь, все будет в порядке. А цель, которую ставлю перед собой, видимо, является секретом Полишинеля и для вашей журналистской братии, и для болельщиков: во всеоружии подойти к Олимпиаде-2012 в Лондоне.
ПОЛНОЕ ПОНИМАНИЕ С БАДУЕВЫМ
— Тут важно, что руководители федерации легкой атлетики и национальной сборной с вами полностью солидарны. В интервью «СП» главный тренер Анатолий Бадуев заявил как отрезал: «Ребята серьезно и ответственно готовятся к Лондону. Мы их никуда не торопим. Моя рекомендация для них однозначна — базовая подготовка. Уж очень тяжелыми для них оказались все годы после Пекина. В том числе и с точки зрения психологии».
— Эти слова Анатолия Ивановича заставляют меня еще раз сказать большое спасибо — за понимание и солидарность! За то, что нас с Иваном сейчас не накручивают, не прессингуют, позволяя в спокойной атмосфере осуществлять процесс возвращения. Мудрое решение, полностью совпадающее с нашими ощущениями. Нам действительно хватило всего и разного. И ведь при этом, анализируя свое текущее состояние и надеясь на продолжение все той же положительной динамики, абсолютно не исключаю своего участия в чемпионате мира-2011 в южнокорейском Дэгу. Разумеется, если выйду на него по «ходу». Но главное, что этого не надо делать так, чтобы кровь из носу, что позволяет не форсировать подготовку и на самом деле бережно отнестись к своему организму. Успею как следует подготовиться к Дэгу — буду очень рад. Если нет, то переживу, ибо рисковать Олимпиадой просто не хочу, да и это никому не надо.
— Приятно трудиться в атмосфере профессионального взаимопонимания?
— Риторический вопрос. Конечно! А как иначе?! В белорусском спорте работают квалифицированные наставники и чиновники, мы с Иваном не последние люди, и нам надо совместно решать задачи, поставленные государством. Сейчас я счастлив, что все вернулось на круги своя, чувствую себя полноценным членом национальной команды, имею все положенные моральные и материальные стимулы. Никакого ущемления, и то доброе отношение, какое было до пекинского скандала, никуда не делось — оно сохранилось. А скандал… Он не оставил негативных отпечатков. А ведь так бывает не всегда и не во всех странах. Благо мы с Иваном действительно доказали — обвинения высосаны из пальца. Сейчас даже чувствуется большее уважение. Не побоюсь громких слов — за мужество, за то, что мы морально не сломались под гнетом обстоятельств. Окружавшие нас люди, тренеры, руководители спорта прониклись ситуацией, продолжая идти нам навстречу и в эти дни, месяцы. При этом задачу на Лондон — 25 медалей — надо решать, и мы ощущаем, что расчет делается и нас. Это и ответственно, и чрезвычайно приятно. А значит, сделаем все от нас зависящее, чтобы оправдать надежды, вернуть былую славу.
СОБЫТИЕ ГОДА
— Но и в 2010 году, даже не выходя в сектор, вы с Тихоном одержали ярчайшую викторию.
— Для меня это событие жизни, как минимум — уходящего года! Мне часто задают вопрос: можно ли сравнить завоевание той же медали в Пекине с победой в Спортивном арбитражном суде Лозанны? Отвечаю — нет. Пусть, в принципе, речь идет об одном и том же, но это разные победы и их нельзя смешивать. Если к завоеванию олимпийской награды я шел изо дня в день на протяжении четверти века, постоянно мечтая о ней, посвящая этой цели жизнь, то минувшие два года — это… Это нечто, кошмар. Сутками работал, чтобы отстоять эти 25 лет в большом спорте. Поэтому победа в Лозанне — событие, убивающее весь негатив. И когда все получило счастливое завершение, то даже сам очутился в некоем Зазеркалье. Серьезно. Не верилось, что все закончилось, что мы с Иваном победили. Окунувшись в судебные тяжбы, как юрист и просто обычный человек, спортсмен, понял: цена успеха в Лозанне — огромна. Полностью ее можем осознать разве только мы с Иваном и узкий круг специалистов, знающих всю подноготную, всю сложность и многогранность процессов. Поэтому… Это для меня событие года, как и свадьба.
— А не было ли у вас такой мысли: «Вот я выиграл. Вот доказал, что все инсинуации не имели никаких оснований. Так поставлю восклицательный знак, повешу молот на пресловутый гвоздь и завершу свои выступления серебряным олимпийским призером!»
— У самого — нет. Но они бродили рядом, мне их даже кое-кто пытался навязать. Причем это добрые люди, понимавшие, как много здоровья стоила та околоспортивная борьба. А тут еще и рассуждения о том, что так просто во всех высоких спортивных организациях с поражением не смирятся, а значит, будут продолжать третировать. Но, поймите, я два года не только сутками сражался за свое доброе имя, но и тренировался. Даже в самые тяжелейшие с моральной, психологической точки зрения дни, когда сомнения в успехе начинали одолевать и меня самого. Когда, как говорят в народе, был «прибит» по всем позициям. Но! Продолжал выходить в сектор и работать. И у меня есть мечта — добиться успеха в Лондоне. Она вселяла силы, а следовательно, предать эту мечту не мог. Другое дело, что сил, как выяснилось, оказалось затрачено гораздо больше, чем ожидал и рассчитывал.
— Думали, что стоит выиграть суд — и полетите?
— Вот именно! Казалось, что эмоции будут бурлить.
— А на самом деле?
— Опустошение. Полное. Только после благополучной и справедливой развязки понял, на каком энтузиазме, на какой силе воли все держалось. Выяснилось, что два эти злосчастных года отработал на пределе. Да и откуда было взяться силам?! Уже из Пекина вернулся в таком состоянии, словно несколько лет только и делал, что разгружал вагоны. Ведь к Олимпиаде готовился не жалея себя — каторжный труд. Думал, что после Игр три месяца в море отмокать буду — вообще силы отсутствовали. А мне что на восьмой-девятый день после выступления подкинули? Пришлось мгновенно мобилизоваться и пахать еще два года. Неудивительно, что все резервы, и даже больше, оказались потрачены. Поэтому нельзя ничего форсировать: пресловутую красную черту и так уже перешагнул. И если сейчас с места в карьер начать крушить горы, это вообще может плохо закончиться.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЗАКОННЫЙ БРАК!
— Но одну вершину вы покорить-таки рискнули уже по горячим следам победы в Лозанне, расстроив всех холостяков, чьим неформальным лидером как бы являлись…
— Решение о свадьбе было принято давно. (Смеется.) Еще в Пекине я говорил о том, что собираюсь завершить год приятными хлопотами. Ничего не конкретизировал, но догадаться было можно. Однако… Бог эти приятные хлопоты отложил на два года.
— Но таки решились!
— Да, причем с большим удовольствием! Давно знаю свою избранницу. Просто я не любитель распространяться о личной жизни. Это событие не случайное, мы все давно спланировали. После Лозанны еще подождали, не будет ли кто-нибудь апеллировать к решению, чтобы, убедившись в отсутствии подобных демаршей, пойти под венец. Тут же подали заявление в загс.
— И как оно?
— Замечательно! В очередной раз убедился: нет ничего важнее семьи. Я рос и воспитывался в чудесной атмосфере. Сейчас женился — и все сохранено, приумножено. Ощущение уюта, комфорта, прекрасных человеческих отношений — одним словом, любовь и понимание. Здорово! Непреходящие и главные человеческие ценности. Уверен, что это однозначно поспособствует и моим спортивным перспективам.
— Ваши главные семейные обязанности?
— Вносить спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
— В вашей семье есть традиция трепетно относиться ко встрече Нового года?
— Да. Мы с братом всегда праздновали у родителей, чему не изменим и на сей раз. Поэтому обязательно с супругой навестим всех близких нам людей, никого не забудем, чтобы закрепить традицию и в своей молодой семье.
— Елку поставите?
— Конечно. Супруга хочет ее красиво оформить, и, уверен, у нее это замечательно получится. Все будет красиво и оригинально, в этом нет никаких сомнений.
— Какой окажется ваша елка — искусственной или натуральной?
— Жена миролюбивый человек, поэтому, думаю, наша елка будет искусственной.
— А как же восхитительный запах?
— Да? Надо подумать… Считайте, что почти уговорили. Пойдем на елочный базар. (Смеется.) В любом случае. У меня традиция мастерить для любимой новогодние полянки. В этот раз тоже ей что-нибудь подарю высокохудожественное. (Улыбается.)
ДИАЛОГ КУЛИНАРОВ
— В вашей семье есть традиционное новогоднее меню, фирменные для этого праздника блюда?
— Разумеется. Очень люблю классический салат «Сельдь под шубой». Вообще, неравнодушен к рыбе, впрочем, как и к мясу. (Улыбается.) Понятно, что спортсмены — особая категория людей, щепетильно относящихся к еде. Надо правильно питаться, чтобы не перегружать организм, но в то же время давать ему максимально возможное количество полезных веществ. Поэтому мои гурманские приоритеты — овощные салаты. Овощи — это здорово. Что же касается рыбных блюд, то кому не понравится запеченные карп или форель?! По-моему, таких людей очень немного.
— Сами становитесь к плите, к разделочному столу?
— Конечно! Это одно из моих любимых занятий не по профилю. (Смеется.)
— Ваша коронка?
— Овощное лечо.
— Тушите?
— Да, и люди хвалят. В том числе и мои зарубежные друзья.
— Какие используете ингредиенты? Наверное, болгарский перец…
— Да. Брокколи, морковку, репчатый лук, лук-порей, можно положить баклажан. Огромное значение, разумеется, имеет соус.
— Вот-вот…
— Так вы рецепт уже берете?!
— Конечно!
— Ладно. Основа соуса — сметана. Немножко майонеза и бальзамического уксуса. Перец и соль обязательно, но по вкусу.
— Уксус белый или красный?
— Красный, красный. Но это не все. Добавляю столовую ложку соевого соуса. Важный компонент. Две-три столовые ложки хорошего оливкового и чуть-чуть подсолнечного масла. И если кто-то любит томатный вкусовой оттенок, то немного качественного кетчупа.
— Или томатной пасты, причем несоленой, чтобы полностью контролировать ситуацию.
— Согласен. И соус получается великолепный — хоть поверьте, хоть проверьте. Но надо постоянно пробовать. Если сделано все как надо — восхитительный вкус. Моя супруга всегда отмечает именно соус. И не бойтесь экспериментов в рамках обязательной программы. Кто-то ведь любит понежнее, а кто-то, наоборот, поострее. Поэтому если есть любимые специи, с которыми сейчас нет никакого дефицита, добавляйте. Но, повторюсь, не забывайте пробовать.
— Однако вернемся непосредственно к лечо.
— Давайте, а то забудем о главном компоненте блюда — рисе. Его надо варить отдельно до полуготовности, чтобы совместить с овощами, давшими сок.
— Какой лучше использовать рис — «Басмати», «Жасмин»?
— О, чувствуется подготовка. Пропаренный рис. И еще. Для пикантного аромата можно добавить кусочки копченого мяса. Тогда и будет полноценное лечо от Девятовского.
ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА
— В нынешнем декабре состоялось и главное политическое событие года. Причем вас, как доверенное лицо Александра Лукашенко, можно поздравить еще с одной победой — безоговорочной викторией на выборах Президента страны!
— Уверен, что не только меня, но и миллионы белорусов, отдавших голоса в поддержку действующего Главы государства. Народ, избиратели проголосовал за будущее, за стабильность, за красивую, достойную жизнь. А то, что произошло в Минске уже после завершения голосования, поздним вечером 19 декабря, не лезет ни в какие рамки. Я первый за свободу, за демократию. Взгляды могут быть разными, и надо уважать все. Однако радикализм — это зло. И мне казалось, что Беларусь уже им переболела. Поэтому известные события в столице поразили.
— В те часы вы находились в телевизионной студии, принимая участия в передаче, выходившей в прямом эфире…
— Именно так. Видел оперативно готовившиеся сюжеты и, более того, сразу после завершения эфира отправился на место событий, чтобы все увидеть собственными глазами. Мнение сформировалось сразу, и в нем я непоколебим: проигравшими кандидатами и их кучкой сторонников все делалось ради пресловутой «картинки». Люди преследовали свои интересы, пытались отработать деньги, якобы вот они какие бойцы. А на самом деле… Больше всего было жаль спровоцированную недобросовестными лидерами молодежь. Ее сбили с толку и втянули в недопустимую погромную акцию. А результаты выборов — бесспорны. Надо было прийти на участки и посмотреть, с каким настроением шел голосовать народ. Это был праздник, который в любом случае не удалось испортить. Ибо аргументация существующей власти гораздо убедительнее. И если в Беларуси строятся спортивные дворцы — аптеки здоровья, то этому надо радоваться. Они для народа, а не для какого-нибудь индивидуума, как это порой происходит в соседних государствах. И это объективно. Мне довелось посетить множество стран с разными политическими устройствами, могу сравнивать. И вывод таков: мы идем, развиваемся идеальным путем. Особенно если учесть, что те же Россия и Украина в тысячу раз — это не гипербола — потенциально богаче Беларуси. Но у нас самая главная ценность — это человек, что и дает возможность достойно жить и смело смотреть в будущее. Реально реализовываться в любой области человеческих интересов. Возьмите хоть спорт, хоть что-то другое. Все это забота государства, укрепляющего свое положение именно через благополучие людей.
— На этой высокой ноте — ваши новогодние пожелания «СП» и ее читателям.
— Дружите со спортом, любите спорт! Спорт — это красота, здоровье. Покоряйте высоты, которые сами перед собой ставите. И не бойтесь их перед собой ставить. Спорт и в этом будет вашим помощником, формируя здоровые амбиции. Когда человек мотивирован – его жизнь богата красками и радостями. С наступающими праздниками!
Руслан ВАСИЛЬЕВ