Виктор Пляц: Клуб – всему голова
Виктор Пляц: Клуб – всему голова
Сейчас отечественный бенди переживает далеко не самые лучшие времена. У председателя федерации Виктора ПЛЯЦА забот хоть отбавляй. Своими проблемами он поделился с корреспондентом «СП».
— Что сейчас происходит в белорусском хоккее с мячом?
— Совершенно ничего не происходит. Если раньше на протяжении ряда лет говорили, что было просто тяжело, то сейчас, с 2009 года, стало катастрофически тяжело. Для того, чтобы наш вид спорта развивался, необходимо проводить чемпионат страны, создавать клубы. Но все упирается в финансирование.
— Насколько реально на данный момент в Беларуси создать клуб?
— Это можно было сделать еще в 2003 году, когда сборная нашей страны стала победителем группы «В» на турнире, который проходил в Архангельске. Но тогда не было условий для тренировочного процесса и проведения соревнований из-за отсутствия искусственного льда для хоккея с мячом.
— Но ведь сейчас, с вводом в строй «Минск-Арены», вроде бы ситуация должна была измениться в лучшую сторону…
— Еще в 2006 году, когда этого сооружения не было и в проекте, мы обратились к Главе государства с письмом, в котором изложили свою просьбу: при строительстве учесть интересы нашего вида спорта. И решение было принято: внутри конькобежного овала разместили поле размером девяносто пять на семьдесят метров, где можно проводить матчи по хоккею с мячом. Как это практикуется в Норвегии, в России. Есть даже соответствующий договор между Международным союзом конькобежцев и федерацией хоккея с мячом. В нем конкретно говорится о том, что при проектировании и строительстве подобных объектов будут учитываться интересы бенди.
— Но ведь внутри конькобежного овала на «Минск-Арене» расположены две коробки для хоккея с шайбой…
— Каким образом они там появились, необходимо спросить у бывшего председателя ФХРБ Владимира Наумова. У меня есть копия документа, с которым он в свое время обратился в «Белгоспроект» с просьбой о внесении изменений в проект «Минск-Арены» с целью разместить две дополнительные хоккейные коробки. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, лед существует, а с другой — ни тренироваться, ни играть там невозможно. Хотя технически эту проблему решить весьма просто. Эти площадки легко демонтируются. А поле хоккея с мячом, кстати, можно еще использовать и для массового катания. Уверен, что желающих будет много. Не так много в Минске комфортных больших площадок с искусственным льдом.
— При всех сложностях вы не отказались от желания создать клуб?
— Нет, но, опять же, встает тот самый вопрос финансирования. Раньше нам помогала финская фирма, которая специализируется на строительстве дворцов для хоккея с шайбой и мячом. На ее счету объекты в Кемерово, Мытищах, Ярославле, других городах. Если бы не эта фирма, то даже не знаю, как бы мы сумели принять участие в чемпионатах мира, которые проходили в Казани, Будапеште, Архангельске. К сожалению, она ушла с белорусского рынка, и наше сотрудничество закончилось. А на одном энтузиазме много не наработаешь. Нам необходим клуб, который вполне можно было бы заявить хотя бы в чемпионат России. И желательно именно в высшую лигу. Тогда, уверен, на родину вернутся около десяти белорусов, которые на данный момент выступают в российских клубах. Эта команда стала бы базовой для сборной Беларуси. Кроме того, был бы дан толчок для создания новых клубов в стране. У нас еще, к счастью, окончательно не утрачены традиции хоккея с мячом в таких городах, как Орша, Полоцк, Новополоцк.
— Кроме упомянутой вами фирмы кто-то еще из спонсоров готов вкладывать деньги в развитие белорусского бенди?
— Конечно, есть компании, готовые к сотрудничеству с нами. Однако нужен мощный донор, без которого сейчас выжить практически невозможно. Я имею в виду прежде всего Мингорисполком. Наша переписка вряд ли уместится в чемодан. Лично три раза встречался с ныне покойным председателем столичного исполнительного комитета Михаилом Павловым. Тогда ждали, что откроется «Минск-Арена» и все у нас наладится. Но, как видите, получилось иначе.
— Если организовывать свой чемпионат, то понадобится достаточно большое количество национальных кадров…
— Конечно, такое за один день не делается. Но посмотрите, с чего мы вообще начинали. На соперников смотрели широко открытыми от страха глазами. А теперь возьмите наши последние результаты. Например, на чемпионате мира 2008 года в Казани. С Казахстаном, который многие называют второй сборной России, сыграли очень достойно и уступили только два мяча — 5:7. Норвежцам досадно проиграли в упорной борьбе — 5:6. При этом по ходу встречи вели — 4:0, но в концовке сказалась короткая скамейка. Равноценной замены уставшим лидерам тогда не нашлось. За последние пять лет сборная США у нас не выиграла ни разу. А если вернуться к кадровому вопросу, то могу сказать, что у нас выросла целая плеяда достойных игроков. Это Вадим Богданович, Евгений Макаров, Алексей Меньковский, Дмитрий Пошелюк, Юрий Зеньков, Артем Ботвенков. Очень перспективен молодой Михаил Тарасенко. Я уже не говорю о тех ребятах, которые сейчас выступают в России.
Но так получается, что проверять игроков в деле удается непосредственно перед чемпионатами мира. Обычно мы туда отправлялись заранее, чтобы адаптироваться к местным условиям и провести несколько спаррингов.
— Но на чемпионат мира текущего года наша команда не попала. Почему так произошло?
— Это стало для нас полнейшей неожиданностью. Как сейчас помню, четвертого декабря минувшего года из средств массовой информации узнал, что нас перевели из группы «А», где выступают сильнейшие сборные, в группу «В», то есть рангом ниже. Когда председателем ФИБ был Альберт Поморцев, нам разрешали не платить за участие команды в чемпионатах мира. Затем все поменялось, а вместе с тем изменилось и отношение к нашей команде. Причем требование уплатить все взносы — лишь предлог, чтобы вытянуть в компанию сильнейших американцев, которые никак не могут туда попасть по спортивному принципу. Это идея новых функционеров ФИБ под руководством Бориса Скрынника. Как сборная США выступила на мировом форуме, известно. Ее обыгрывали с неприличным счетом все, кто хотел. Мы же, в свою очередь, отказались от участия в группе «В», так как посчитали решение ФИБ несправедливым.
— В сборной Беларуси нет игроков, так или иначе не связанных с нашей страной…
— Это моя принципиальная позиция. Конечно, можно пойти по пути того же Казахстана и создать филиал российской сборной. Там игроков хватает. Кстати, получаю в день по десять звонков от россиян с предложениями своих услуг в качестве хоккеистов сборной Беларуси. Но подобная политика не для меня.
— Что для вас как председателя федерации на данный момент является приоритетом?
— Две вещи. Уже упомянутое создание клуба и участие в январском чемпионате мира. Мы решили все же выступить в турнире группы «В». Однако для этого мы должны заплатить накопившиеся долги за все годы. Маленький шанс на то, что отправимся в Казань, существует. Ведь деньги на экипировку, подготовку и участие в чемпионате мира Минспорта готово выделить.
Анатолий ГЕНЕРАЛОВ