«Надежда» девушек питает
«Надежда» девушек питает
Баскетбольный клуб «Надежда», основанный в 1994 году, в 21-м веке стал заметным игроком на российской карте. Женская команда, без малейшего преувеличения, является самой популярной в Оренбурге, настоящей гордостью города.
На матчи «Надежды» зазывают радио и громкоговорители, расположенные на остановках общественного транспорта, команде уделяют внимание газеты и телевидение. Клуб располагает хорошей базой, где есть все необходимое для качественного тренировочного процесса, и шикарной ареной, принимающей матчи. Становлению «Надежды» в немалой степени поспособствовали и наши соотечественники. Корреспондент «СП» побывал в Оренбурге, дабы выяснить, чем здесь запомнились белорусы.
ОТ ЖЕБЫ ДО КОТЕНКА
Для начала автор этих строк побеседовал с Юрием САМОЙЛОВЫМ, который уже больше десятка лет болеет за «Надежду», а последние четыре года работает пресс-атташе клуба. Юрий постарался максимально откровенно охарактеризовать каждую нашу баскетболистку.
Елена ХИЛКОВА.
Родилась 4.03.1976 в Ташкенте (Узбекистан). Играла в «Надежде» в сезонах-2001/02 — 2004/05, 2006/07. Завершила карьеру.
— Коньком Елены был трехочковый бросок. Отличный снайпер. Хилкова всегда выкладывалась на сто процентов, сражалась за каждый мяч. Настоящий боец. Болельщики ее очень любили и уважали. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что она являлась кумиром фанатов. Добрый, отзывчивый человек. Хотя, по-моему, это касается всех белорусок. Игроки из вашей страны всегда находили с партнерами общий язык. Веремеенко, например, дружит с Берсеневой. К сожалению, травмы не обошли Хилкову стороной. Но, насколько помню, она довольно быстро восстанавливалась. Тренеры ей доверяли, и Елена внесла серьезный вклад в успехи команды. Сейчас она, по-моему, живет в Москве.
Жанна ГОРОДЕЦКАЯ.
Родилась 11.10.1979 в Витебске. Играла в «Надежде» с 2002 года до нынешнего сезона. Завершила карьеру.
— Многие называли ее уважительно — Жанна Васильевна. Были и прозвища. Например, Жеба. Городецкая — великолепная баскетболистка, которая сразу влилась в команду. Играла на позиции третьего номера и полностью справлялась с возложенными на нее функциями. Долгое время была капитаном «Надежды». Как и Хилкова, никогда не уходила от борьбы. Нередко решала судьбу матчей, забивая на последних секундах. Любили ее и болельщики. Впрочем, в Оренбурге ко всем игрокам относятся уважительно. В последние годы у Жанны были травмы, которые выбили ее из колеи. После простоя трудно набирать оптимальные кондиции. Проблемы увеличивались… В минувшем сезоне у Городецкой было желание проявить себя, но мало что получалось. К тому же конкуренты на ее позиции выглядели предпочтительнее. Наверное, поняв, что пик уже прошел, она и закончила с баскетболом. В клубе хотели, чтобы Городецкая работала в «Надежде» детским тренером. Но Жанна решила иначе. Правда, она вроде бы по-прежнему живет в Оренбурге.
Елена РЫНКЕВИЧ.
Родилась 21.03.1987 в Кричеве. Играла в «Надежде» в сезонах-2005/06 — 2007/08. Сейчас выступает в команде «Спартак-Педуниверситет» (Пенза).
— Играла только в «Надежде-2». Там Елена вела партнеров за собой, была лидером: много забивала, подбирала, обладала хорошим прыжком. Но в силу объективных и субъективных причин Рынкевич не удалось заиграть в основной команде, и она перебралась в Пензу.
Елена НОВИКОВА.
Родилась 12.02.1988 в Бобруйске. Выступала в «Надежде» в 2006-2008 годах. Сейчас играет в польском клубе «Лодзь».
— Про нее можно сказать то же, что и про Рынкевич. Вторую команду она переросла, а до первой не дотянулась. Хотя и привлекалась к играм за основной состав. Старалась, конечно, но уровень мастерства не позволил ей закрепиться в «Надежде».
Юлия ДУРЕЙКО.
Родилась 8.09.1986 в Сморгони. Играла в «Надежде» в 2005 — 2007 годах. Сейчас защищает цвета минского «Горизонта».
— Веселый человечек с доброй душой. Выглядела эффектно: красивая одежда, прически. Сразу становилось понятно, что следит за собой. Играла и за дубль, и за основу. У Юли были потрясающие матчи, в которых она набирала по два десятка очков. Кажется, играли с московским «Динамо»… В ответственный момент Дурейко взяла инициативу в свои руки, стала забивать — и тут неудачный прыжок… По трибунам пронесся вздох разочарования — Юля подвернула ногу. Восстановилась. Однако потом начались проблемы со спиной, из-за чего Дурейко надолго выбыла из строя. В итоге по обоюдному согласию игрок и клуб не стали продолжать сотрудничество. Тем не менее многие помнят белоруску и с теплотой о ней отзываются. Юля дружила с фанатами, постоянно с ними общалась.
Ольга МАСИЛЕНЕНЕ.
Родилась 25.01.1980 в Минске. Играла в «Надежде» в сезонах-2005/06 и 2007/08. Сейчас без клуба.
— У нее была кличка Мася. Запомнилась тем, что выступала в роли клоуна в хорошем смысле этого слова. Очень веселый и позитивный человек, постоянно шутила, развлекала девчонок и сотрудников клуба. Во время фотосессий вообще вытворяла нечто… Что касается матчей, то в целом Масиленене смотрелась неплохо.
Татьяна ТРОИНА.
Родилась 30.06.1981 в Минске. Играла в «Надежде» во второй части прошлого сезона. Сейчас без клуба.
— Интересный человек, контактный. Таня великолепно знает английский. Неудивительно, что она являлась связующим звеном между легионерами и русскоговорящими игроками. Когда был банкет по итогам сезона, то все выступали, произносили тосты. Поднялась американка Мош, а штатного переводчика не оказалось. Все посмотрели на Троину, и белоруске пришлось поработать. Любит красоту, макияж, следит за модой. На том же банкете Таню никто не узнал — настоящая мисс красоты «Надежды». Ее приглашали усилить позицию третьего-четвертого номера, но, думаю, тренерский штаб и руководство ждали большего. Вроде давали возможность проявить себя, однако не получалось. Болельщики прозвали ее газелью.
Екатерина СНЫТИНА.
Родилась 2.09.1985 в Усть-Каменогорске (Казахстан). Выступала в «Надежде» в сезоне-2009/10. Продолжит играть за оренбургскую команду после Нового года.
— Катя, котенок, белорусская Таурази. До этого она не выделялась в российских клубах, а в «Надежде» раскрылась. Снытина проводила много времени на площадке и с лихвой оправдывала доверие. В первой половине прошлого сезона выглядела просто феноменально! Вернувшись после травмы, иногда тоже творила чудеса. Достаточно вспомнить гостевую победу в полуфинале плей-офф над УГМК, когда Катя набрала 36 очков. Причем решающее попадание было одновременно с сиреной. Вся Россия увидела сенсационную викторию «Надежды»… Также отмечу, что Снытина здорово читала игру и была среди лидеров по перехватам.
Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО.
Родилась 10.07.1987 в Кохтла-Ярве (Эстония). Выступает в «Надежде» с 2005 года.
— Просто Анастасия Веремеенко. Какие еще нужны комментарии? Королева блок-шотов, которые делает удивительно эффектно, подборов и всего остального. Она появилась в «Надежде» совсем молодой, однако ее талант был виден невооруженным глазом. Поначалу ей пришлось непросто. Нужно было выдержать конкуренцию, привыкнуть к новым требованиям. Но Настя упорно работала над собой и в итоге выросла в стержневого игрока команды и баскетболистку мирового уровня. Прямолинейный человек, с характером. Зачастую говорит в глаза то, что есть на самом деле. При этом Веремеенко спокойная, даже стеснительная. Не любит, когда спрашивают про личную жизнь. Настя вообще дает интервью не очень охотно. По-моему, из-за волнения. Хотя здесь нет ничего плохого. Все мы разные…
В «Надежде» выступала и уроженка Колодищ Галина ИГНАТОВИЧ, которая ныне играет в «Минске-2006». Но ее совсем юной увезли в Россию, и сейчас Галина имеет гражданство этой страны, считаясь в чемпионате Беларуси легионером.
РАЗОЧАРОВАНИЕ — ТРОИНА
От частного перейдем к общему. С чего начался «белорусский роман» «Надежды»? По-хорошему ли расставался клуб с нашими соотечественницами? Леонид ЦЕНАЕВ, ныне занимающий должность директора, стоял у истоков команды и, естественно, лучше других знает обо всех событиях, имевших непосредственное отношение к его детищу.
— Мы любим белорусок и считаем их своими. Юля Дурейко, Новикова, Рынкевич… Лена Хилкова родила в Оренбурге ребенка, решили вопрос с квартирой. Мы стараемся создавать для игроков все условия, чтобы у них ни о чем не болела голова. Многие здесь закончили университет, хотя ту же Городецкую пришлось заставлять. Новикова сейчас играет в Польше, но все равно учится у нас. «Надежда» не привыкла бросать людей.
Пройдя на родине определенную школу, в Оренбурге белоруски получили возможность становиться профессионалами и приносить пользу как нашему клубу, так и своей национальной сборной. Мы довольны сотрудничеством. Благодарен отличному тренеру и человеку Виктору Белевичу, который привез Веремеенко, Дурейко и Рынкевич. А вообще все началось с ныне покойного Толи Бутвиловского, долго и плодотворно трудившегося в «Надежде». Его порекомендовал Семен Халипский, с которым раньше плотно общался. Хилкова и Городецкая на заре карьеры выступали в «Горизонте» и были хорошо знакомы Бутвиловскому. О нем могу сказать лишь самые теплые слова. Анатолий Петрович был предан оренбургскому клубу. Он работал там, где требовался прорыв, и со всеми умел выстроить отношения. Помню, как сразу после операции, еще неважно себя чувствуя, Петрович пришел посмотреть, как вторая команда бьется за медали. Мы потеряли в его лице профессионала, классного мужика, друга… У нас ежегодно проводится турнир памяти Бутвиловского.
— Ни в ком из белорусок не разочаровались?
— Только в Троиной. Создалось впечатление, что она любит себя больше, чем баскетбол. Татьяна ничего не показала, хотя самомнение еще то. Даже судья из Румынии, откуда ее перед этим «попросили», удивился, мол, кого вы взяли. Просто тогда были повреждения у Веремеенко, Снытиной. Хотели закрыть проблемную позицию. Увы, Троина и близко не оправдала ожиданий. Надеюсь, она сделает правильные выводы. Левченко ведь в свое время засиживалась на скамейке. А сейчас выглядит великолепно. Боец! В недавнем матче Евролиги, когда играли в Польше, именно она нас «похоронила». Кстати, Елена могла приехать в «Надежду», но оказалась в УГМК. Самый же выдающийся белорусский игрок, считаю, это Веремеенко.
— Почему расстались с Новиковой, Рынкевич?
— Они заключили длительные контракты, и мы хотели сотрудничать. Но было принято решение считать белорусов иностранцами. Мы не имели права иметь в команде больше определенного числа легионеров, поэтому с некоторыми пришлось расстаться.
— Дурейко?
— У нее были проблемы с позвоночником, много времени потребовалось на восстановление. Знаю, что Юлей сейчас интересуются в Курске. Честно говоря, я бы не отказался ее вернуть. Но главный тренер Колосков считает, что клуб, ставящий серьезные задачи, может найти легионеров уровнем выше. Хотя Дурейко предана баскетболу. Хорошо действует в обороне, способна продуктивно сыграть в атаке. Плюс отличный человек.
— Объясните, почему в «Надежде» столько травм? Белорусок они тоже не обошли стороной…
— Когда-то белорусская пресса обвинила Россию в том, что здесь все получают травмы. Но это неправда. Думаете, Дурейко заработала позвоночную грыжу в Оренбурге? А Веремеенко? Все идет оттуда, где они начинали карьеру. Хэммон приехала в «Надежду» с повреждением, полученным на чемпионате мира, Овчаренко в Испании выбили палец… Поверьте, клуб ценит здоровье своих игроков, нагрузки контролируются с учетом индивидуальных особенностей каждой баскетболистки. И если врач подходит к тренеру и говорит, что человеку нужен отдых, никто не будет рисковать. Мы давали возможность восстановиться и Веремеенко, и Снытиной. Катя решила отложить операцию, но ее все равно рано или поздно надо было делать. Сейчас хотим, чтобы она у нас проходила реабилитацию. Вы видели клубные условия. Тут и тренажерный зал, и оборудование для медико-восстановительных мероприятий. С транспортом тоже нет проблем: помогаем добраться и до базы, и до арены. Дорога обычно занимает немного времени — стараемся селить игроков в центре города.
— А как насчет игры без замен? Колосков, мягко говоря, не любитель ротации…
— Представьте себя на месте тренера. Если у команды все получается, то разве вы будете использовать много замен, особенно в важном матче? По-моему, ответ отрицательный. Да и, повторюсь, при необходимости игрокам предоставляется время на отдых и восстановление.
МЕНЬШЕ РОСТ — БОЛЬШЕ УМА?
Как заметил Ценаев, не одним баскетболом живут игроки. Институт физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета пользуется немалой популярностью. Кстати, год назад был введен в строй новый учебный корпус, располагающий в том числе и шикарным легкоатлетическим манежем с 200-метровой беговой дорожкой. Его успели оценить и белоруски, уже закончившие университет. Об успехах наших соотечественниц на этом поприще корреспондент «СП» расспросил преподавателя Михаила МОРОЗОВА, который состоит в общественном совете по поддержке и развитию БК «Надежда» и отвечает за учебу баскетболисток.
— Летом этого года университет закончили Хилкова, Городецкая, Веремеенко и Дурейко. Новикова сейчас на пятом курсе. Звонила пару недель назад, интересовалась, когда сессия. Рынкевич у нас училась три года, а потом перевелась в Пензу. Кстати, в 2007-м в Оренбурге проводился финал чемпионата России среди студентов, и Елена с командой заняла первое место. Кроме того, на втором курсе учится игрок сборной Беларуси Екатерина Снытина. Прошлым летом приехала — и поступила. Надо отдать должное Ценаеву. Леонид Борисович не только заботится о баскетбольной карьере игроков, но и думает об их будущем. Нашему университету это тоже выгодно. Девчонки заочно учатся на коммерческой основе. То есть платит либо клуб, если это предусмотрено в контракте, либо сами. Я же стараюсь им помогать.
— Например?
— У всех игроков индивидуальные ведомости. Другими словами, баскетболистки могут сдавать экзамены за неделю до сессии или через месяц после нее. Приезжают, когда им удобно, берут задания. Но у нас Институт физической культуры и спорта, поэтому кое-что они сдают сами: бегают, плавают… Это же не философия или экономика. (Смеется.) А так где-то реферат найдем, где-то познакомлю с преподавателем, объяснив, что перед ним участница Олимпиады в Пекине. Конечно, идем игрокам навстречу. Ведь жизнь у профессионального спортсмена очень сложная. Представьте: человек тренируется два раза в день. Добрался домой после первого занятия, немного отдохнул, и уже нужно собираться на второе. Вечером надо что-то приготовить, убрать, постирать вещи. На личную жизнь совсем нет времени. А сколько сил остается на учебу? С другой стороны, университет — один из факторов, которые удерживают баскетболисток в «Надежде». Всем хочется получить высшее образование. У Веремеенко, правда, летом закончился контракт. Но она все равно осталась. Столько лет провела в Оренбурге… И молодого человека здесь встретила, и собаку завела.
— На какую тему были у наших дипломные работы?
— Писали о том, что знали. Лена Хилкова — про дальний бросок, кто-то — про особенности тренировок юных баскетболистов и тому подобное. Сдали успешно — на пятерки по пятибалльной системе. Хотя за экзамен перед этим получили тройки. Все учились по специальности «Физическая культура». Теперь девчонки могут легко работать в спортивной школе. В «Надежде» в основном и трудятся все наши выпускники. Жаль, что начинающие тренеры, учителя физкультуры в Оренбургской области зачастую зарабатывают очень мало. Спортивные объекты открываются один за другим, а кадров нет. Почему? Зарплаты несерьезные. Будут нормальные деньги, тогда и молодежь потянется.
— У кого-то из белорусок видели стремление к знаниям?
— Хилкова — умница, постоянно звонила. У нее ребенок, но крутилась, старалась все успеть. С Жанной было сложнее. Я как-то выступал на заседании кафедры с докладом. Вот, говорю, в баскетболе пять позиций, и чем меньше рост, тем человек умней. Разыгрывающий — мозг команды. Но вы только не подумайте, что я намекаю на недостаток ума у Веремеенко! (Смеется.) Улыбку из нее не вытянешь — это да. А в остальном все нормально. Это раньше у нас встречались такие экземпляры, что было впору кричать «Караул!». Непрофильные темы? Мне девчонки сдавали политологию. Лене Хилковой, по-моему, поставил «пятерку» — молодец! С Настей было любопытно пообщаться на эту тему. Та же Хилкова интересовалась психологией. А философия и экономика всем давались тяжело.
— Чем запомнилась Дурейко?
— Несоответствием фамилии и внешности. (Смеется.) На первом курсе мой товарищ принимал у нее историю России. Юля ему очень понравилась: брюнетка, черноглазая красавица! И такая фамилия… Он до сих пор вспоминает Дурейко, говорит, что хотел бы еще раз ее увидеть.
— Как готовились к защите дипломной работы?
— Я их собрал накануне и сказал: «Чтобы хорошо сдать экзамен, будем репетировать!» Все выступали передо мной по 10 минут, отвечали на вопросы. Если уж Хилкова выбрала тему, связанную с трехочковым броском, то у нее, например, могли поинтересоваться, кто в мире отличается высокой результативностью. Она назвала Таурази, Хэммон... И, представьте, этот вопрос задал ей декан! Он ходит на баскетбол последние лет пять, разбирается…
— В чем наши пришли на защиту?
— Они у меня спрашивали, как будет лучше. Я сказал, мол, смотрите сами, вы же красивые девушки. В результате Хилкова была в юбке, Жанна и Настя — в джинсах. Не помню только, в чем Юля пришла. Снытина, по-моему, вообще постоянно в спортивном костюме. К слову, Катя очень уверенно водит машину. При поступлении ей надо было сдать диктант, плавание и гимнастику. Экзамены проходили в разных местах. Она не знала город, поэтому садился рядом и показывал ей, что где. В Снытиной увидел очень целеустремленного человека.
— Не забывают хоть вас белоруски, Михаил Васильевич?
— Созваниваемся, общаемся. Да и некоторые только совсем недавно закончили учебу. Веремеенко после экзаменов презентовала бутылку «Бульбаша». Было приятно… Я и Толю Бутвиловского хорошо знал. Мы жили на одной улице и часто гуляли вечером. Золотой был мужик…
Михаил МОЗАКОВ