Александр Кучинский: оруженосцы на вес золота

Источник материала:  
04.11.2010 19:29 — Новости Спорта
Александр Кучинский: оруженосцы на вес золота

Александр Кучинский: оруженосцы на вес золота

Есть в велоспорте гонщики, которые не часто побеждают, не являются кумирами болельщиков, но при этом специалистами ценятся на вес золота. Речь идет о грегари, без помощи которых даже безоговорочному фавориту почти нереально оправдать свой статус. Оруженосцы, жертвуя собственными интересами, защищают своего капитана от ветра, возят его «на колесе», оберегают от завалов, держат необходимую скорость, уезжают в изначально безнадежные отрывы, а в случае прокола или поломки могут отдать лидеру и свой велосипед. Если тому нужно подкрепиться, они подвозят бачки с напитками и сумки с питанием. Словом, выполняют львиную долю черновой работы, оставаясь в тени звезд, которых они же и зажигают.

К числу таких велосипедистов относится и наш земляк Александр КУЧИНСКИЙ, нынче выигравший лишь одну гонку — групповую на чемпионате страны, однако по окончании сезона получивший сразу несколько заманчивых предложений от протуровских команд. Воспользовавшись тем, что оршанец, на протяжении четырех лет выступавший за итальянскую велогруппу Liquigas-Doimo, приехал в отпуск, мы поинтересовались, как сам он оценивает только что завершившийся сезон:

— Поначалу он складывался неплохо, пока в апреле на «Туре Фландрии» не сломал ключицу. После любой серьезной травмы всегда сложно набирать форму. Но, как показал довольно тяжелый «Тур Швейцарии», уже к нему обрел неплохие кондиции. Попал в состав команды на «Тур де Франс», куда каждый гонщик мечтает отобраться. Проехал его, считаю, неплохо. Показать более высокий результат на отдельных этапах помешала простуда: несколько дней ехал с температурой. И это выбило из колеи. Чтобы смог полностью восстановиться, по окончании «Большой петли» меня ставили в основном на итальянские гонки — в помощь товарищам по команде. Хотел также попробовать заработать очки в Плуэ, но не получилось. Там на финиш приехала группа.

— На «Тур де Франс» ключица уже совсем не беспокоила?

— Нет. Были опасения, что может отрицательно повлиять вынужденный перерыв в тренировках, но, к счастью, они оказались напрасными. Чувствовал я себя, пока не заболел, очень хорошо. И ведь просил не включать в автобусе кондиционер. Но в июле во Франции стояла невыносимая жара — под сорок градусов. И поэтому мою просьбу поначалу игнорировали. Только когда простыли и другие гонщики, наш капитан Иван Бассо, датчанин Брайан Вандборг — все убедились, насколько это опасная вещь. Ведь мы приходили в автобус мокрые, а там холод стоял — настолько сильно был включен кондиционер. Замерзнуть не успевали, но высыхали буквально за две минуты. Не простудиться при этом было практически нереально. А с температурой потом сложно ехать и без того тяжелые гонки.

— Выиграв за неделю до главной супермногодневки сезона чемпионат Беларуси в Гродно, вы не были уверены в том, что команда успеет сделать специальную майку…

— Такие опасения действительно были. Но для протуровских клубов это не проблема. К первому этапу мне привезли майку чемпиона страны.

— Руководство Liquigas-Doimo не очень приветствует победы на национальных турнирах?

— В общем-то, да. Потому что команда у нас интернациональная. На «Туре» обычно выступают три-четыре итальянца и пять-шесть иностранцев, любой из которых способен завоевать титул чемпиона своей страны. И если все они будут ехать Гранд-Тур в индивидуальной форме, представляете, какая разношерстная компания получится? Попробуй догадайся, что это Liquigas-Doimo.

— И вас пожурили за победу в Гродно?

— Нет. Я объяснил, что мы уехали в отрыв вдвоем с еще одним гонщиком (Евгением Соболем — Прим. Авт.) Так получилось, что соперник не проявлял должной активности. Что оставалось делать? Не давить же на тормоза. А поскольку это все же престижно — иметь в составе национальных чемпионов, руководство осталось довольно. Даже красиво смотрится, когда один из гонщиков едет в другой одежке.

— Каково это — выступать в ней?

— Благодаря этой майке сразу видно, что в пелетоне есть белорусы. Это удобно для болельщиков. И, на мой взгляд, это хорошая реклама стране, ведь все 20 этапов «Тура» транслируются по каналу «Евроспорт».

— Дополнительной ответственности не чувствовали?

— Нет. Она такая же, как и когда выступаешь в форме Liquigas-Doimo. Раз тебя включили в состав, ты в равной степени отстаиваешь как честь клуба, так и страны.

— Нынешний «Тур де Франс» вы проехали в непривычном для себя стиле — больше были заметны в горах, чем в отрывах…

— Если в прежние годы передо мной чаще ставили задачу уезжать в отрывы, то в этом, видя, что уверенно чувствую себя на перевалах, действительно придерживали в резерве на случай, если понадобится помощь нашим капитанам — Ивану Бассо и Роману Крузигеру. Исключение составили те дни, когда ехал простывшим.

— Именно вы везли Бассо на Турмале. Как далась эта легендарная гора?

— На том этапе, кстати, я уехал вперед с другими гонщиками, но потом по рации сказали подождать Ивана, что и сделал. На это команда и рассчитывала. От меня не требовали побед на этапах и высоких мест в генеральной классификации. Моя главная обязанность заключалась в том, чтобы в нужный момент поддержать капитанов. А что касается Турмале, то это отличная гора. Вот только у нас автобус стоял внизу, а наверху было так холодно, что пока мы с Бассо спустились, замерзли настолько, что зуб на зуб не попадал.

— На финише одного из этапов, сочтя его слишком опасным, Фабиан Канчеллара организовал своего рода забастовку. Как к этому отнеслись?

— Протест был вызван тем, что на дистанции имелся очень скользкий спуск, о котором никого из группы не предупредили. Днем ранее, кстати, на этапе с брусчаткой, тоже опасная дорога была, на которой хватало падений и поломок. Но никто не бастовал. Тот же Канчеллара задавал темп впереди. Но к этим трудностям все были готовы. Многие гонщики и назавтра проблемный спуск расценили как очередной сложный участок, не более того. А финишировали, выстроившись в линию, только из-за того, что об опасности не предупредили. И поэтому было слишком много падений, которые случились не по нашей вине, не потому, к примеру, что неправильно выписали вираж. Уж не знаю, почему, но шоссе на том прямом спуске оказалось слишком скользким. И стоило кому-то слегка притормозить, как получался завал. Причем падали в том числе и мотоциклисты, сопровождавшие гонку.

— Установку попробовать уехать в отрыв так ни разу и не получили?

— На третьей неделе были возможности, но так складывалась ситуация, что чуть раньше в них отбирался кто-то из моих одноклубников. Задача атаковать ведь ставится, как правило, перед несколькими гонщиками. И неизвестно, кому из них удастся уехать. Сначала один предпринимает рывок, потом второй, третий. Если кто-то добивается цели, все остальные прекращают активную работу.

— Как вы упоминали, асфальт во время «Тура» плавился от жары. А, помнится, раньше вы не жаловали такую погоду и даже считались больше весенним гонщиком…

— В начале профессиональной карьеры все свои лучшие результаты я действительно показывал в прохладных условиях, а в жару намного хуже переваривал нагрузки. Теперь ситуация изменилась. Возможно, это связано с тем, что сильно похудел. И хотя весной уже не имею прежнего преимущества, я рад таким переменам, ведь большинство стартов проходит именно в теплый период.

— Самое яркое впечатление сезона?

— Очень рад, что на престижной однодневке «Гент—Вевельгельм», которую в прошлом году завершил вторым, нынче вновь подтвердил свою состоятельность. Вплоть до самого конца гонки я находился в группе лидеров — звезд тех дорог. И только из-за тактического решения команды не смог побороться за победу. За 10 км до финиша мне поступила команда прекратить работать. Пришлось пожертвовать собой в пользу одноклубника Даниэля Осса. И хотя я удалил из отрыва практически стопроцентного победителя Оскара Фрейре, Даниэль, к сожалению, не использовал свой шанс — финишировал шестым. А я — 13-м. Считаю, это положительный момент, когда на такой сильной гонке два года подряд боролся за высокие места.

— А самое неприятное впечатление связано с…

— С травмой, конечно. Всегда обидно, находясь в хорошей форме, неожиданно выбыть из строя. На то, чтобы преодолеть боль и вернуться к тренировкам, требуется немало сил и терпения. Такого никому не пожелаешь.

— В следующем году вы будете выступать в составе российской «Катюши». Вас не пытались удержать в Liquigas-Doimo?

— Пытались. За четыре года руководство команды хорошо изучило мои возможности, в каких гонках могу принести максимальную пользу. И им нужен был такой гонщик, поэтому предлагали остаться. Но «Катюша» проявила намного больше активности и интереса. Еще в прошлом году я пообещал, что по окончании контракта перейду к ним. И не хотел нарушать своего слова. Хотя были и другие варианты. У нас, в частности, состоялся разговор с главным менеджером Caisse d’Epargne, который готов был взять меня, но нужно было подождать до августа, пока они не подпишут контракт с новым титульным спонсором Movistar.

— В составе «Катюши» вы уже провели первый сбор…

— Он был организационным. Сделали фотосессию на следующий сезон, сняли размеры одежды и обуви, чтобы после отпуска уже не отвлекаться на эти моменты, а сразу приступить к тренировкам. Состоялось несколько собраний по разным темам. Составили контуры программы, по которой предстоит работать.

— Хотя бы в общих чертах обговорили, какие гонки поедете?

— Нет, еще рано. Сезон только закончился. Другие команды подобные сборы еще вовсе не проводили. Да и тренеры не были готовы обсуждать с нами соревновательные планы. Скорее всего, сделаем это в декабре.

— Вам придется поменять и место жительства?

— Нет. В Италии я живу в Вилонго — в 200 километрах от штаба Liquigas-Doimo. А «Катюша» базируется в 70 километрах от моего дома. Еще и поэтому я принял ее предложение.

— С кем чаще вместе тренировались?

— С Костей Сивцовым, который там же живет. Иногда к нам присоединялись братья Ефимкины, один из которых теперь уехал в Америку. Мои теперешние одноклубники в основном живут возле командной базы возле озера Гарда. С ними будем работать во время сборов.

— Когда возобновите тренировки?

— В конце ноября.

— Как собираетесь провести отпуск?

— Дома, с родными и близкими. Жаль, что не смог поучаствовать в чемпионате и финале Кубка Беларуси по велотреку: к тому моменту уже потерял форму. Но с интересом посмотрел гонки.

— У Лэнса Армстронга уже пятеро детей. Да и многие другие гонщики от него не сильно отстают. В ваши ближайшие планы создание семьи не входит?

— Пока нет. Но буду работать над этим. Просто хочется, чтобы личная жизнь была не в ущерб спортивной карьере.

— О чем мечтаете?

— О том, чтобы в отведенное Богом время на занятия велоспортом максимально реализоваться. Чтобы не было никаких сбоев, подобных тем, что случились весной.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО


←Наталья Марченко: мы заслужили свой дом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика