Виктория Чайка: стрелковый ресурс далеко не исчерпан
Виктория Чайка: стрелковый ресурс далеко не исчерпан
Три важнейших старта года — чемпионат континента, планеты и финал Кубка мира — и три награды: одно «серебро» и две «бронзы». Кто из ныне действующих стрелков национальной сборной может этим похвастаться? На днях один из действующих лидеров национальной пулевой стрельбы Виктория Чайка вернулась с очередным трофеем — «серебром» финала Кубка мира в Мюнхене.
Но оказалось, что Виктория недовольна собой и своими действиями на огневом рубеже.
— Да, медали были, но не самого высокого достоинства. На всех трех турнирах я рассчитывала на более высокое место.
— А что или кто, по-вашему, помешал стоять на более «крутой» ступеньке пьедестала?
— В одном случае виновата сама, в других — ситуация сложилась не так, как хотелось бы. На последнем финале Кубка мира слегка изменили правила поведения на рубеже, и многие, в том числе и я, оказались не готовы к нововведениям. А суть новаций в том, что после каждого выстрела судейская коллегия объявляет положение среди призеров. Если раньше мы не видели расстановку сил и могли, не обращая внимания на ситуацию, спокойно работать, то сейчас совсем иное. И к необычной обстановке надо приноравливаться.
— Насколько понимаю, по натуре вы — максималистка: или первое место, или ничего?
— Дело в том, что всегда нужно нацеливаться на предельный результат, в нашем случае на победу. Этим ты мобилизуешь себя, заставляешь собраться и подчас показать даже больше, чем на то в данный момент способна. А расчет на нечто среднее расслабляет и к добру не приводит.
— Винтовочники сетовали на то, что теперь у них времени на подготовку к первому выстрелу в обрез. По новым правилам они выходили на исходные позиции, делали пробные выстрелы, а потом шли на представление зрителям, частично снимая экипировку. После представления спортсменам предоставлялась лишь минута перед результативным стартовым выстрелом.
— Они выступают в стрелковых костюмах, поэтому представителям этого стрелкового направления трудновато за короткое время дополнить экипировку и принять правильную изготовку перед началом упражнения. Нам, пистолетчикам, не обремененным сложным обмундированием, проще.
— А разве нововведения в правила были приняты кулуарно?
— Нет, эти изменения ввели заранее, но пока их получили национальные федерации и сделали перевод, прошло достаточно времени. Во всяком случае, многие из стрелков узнали о новинках только во время Кубка мира.
— Новый формат представили организаторы и в мужском финале скоростной стрельбы из малокалиберного пистолета на дистанции 25 м. Насколько, по-вашему, он приживется?
— Не уверена, что он добавил зрелищности в соревнованиях, как задумывали организаторы. Во-первых, состязания затянулись на несколько часов, и, думаю, не каждый болельщик досидел до конца. Суть новинки в том, что шесть пистолетчиков, отобравшихся в финал, начинали его с нуля. Каждому предоставлялось четыре серии по пять выстрелов. При этом попадание на 9,7 и больше прибавляло спортсмену одно очко, а меньше 9,7 — не давало ничего. Стрелок, оказавшийся последним, выбывал по итогам всех 20 выстрелов. Так происходило после каждой новой серии. Вот и представьте, насколько растянулся турнир и как долго пришлось ждать победителя.
— Вернемся к планетарному первенству в Мюнхене, которое по размаху многие сравнивали с олимпийским турниром. Здесь разыгрывались первые лицензии на Игры в Лондон, и из столицы Баварии вы вернулись с «бронзой»…
— Вспоминать о нем не очень-то хочется, поскольку считаю, что оно сложилось однозначно неудачно. Результат заранее не загадывала, просто собиралась выступить в полную силу, показать все, на что была способна.
— В свое время ваши коллеги сетовали на далеко не современное оружие, которым оснащена национальная сборная. Как выглядят дела ныне?
— У меня качественное оружие, у остальных — по-разному. Моему пистолету австрийской марки «Штойер» лет пять, и его выдали перед прошлым «миром». Стрелковый ресурс пистолета далеко не исчерпан. Правда, приходилось менять некоторые части и механизмы, поскольку частенько происходили поломки и сбои. Да и патронов высокого качества не так много, и не все они идеально подходят к моему оружию.
— Какие наиболее приятные моменты отметили для себя на мюнхенском турнире?
— Прежде всего удивила солнечная, не по-осеннему теплая погода. Она поднимала настроение, да и вокруг царила доброжелательная атмосфера. Обстановку почти домашнего уюта дополняли хорошее питание и комфортабельная гостиница. Не было проблем с транспортом, да и на стрельбище, удобном и давно знакомом, не возникало непредвиденных сюрпризов.
— Некоторые из атлетов мюнхенский комплекс причислили к счастливым. А для вас он таковым не стал? Вы ведь заработали здесь две медали?
— Особенно счастливым назвать не могу, а почему, я уже об этом говорила. Просто он удобен и хорошо известен, поскольку не таит в себе сюрпризов.
— Каким по счету получилось выступление в кубковом финале?
— Я специально не считала количество таких стартов, в которых участвовала, но думаю, что их набралось четыре. Кстати, подобный прошлогодний турнир я также закончила на втором месте.
— Подобралась ли в вашей стрелковой номинации так называемая могучая кучка, которая из турнира в турнир распределяет между собой награды?
— Нет, подобного набора у нас не нашлось, как ни разу не набралось двух одинаковых по составу финалов. В нашем виде программы нет и постоянного лидера, поэтому любая из финалисток способна подняться на пьедестал, в том числе и на его высшую ступеньку.
— К финалу Кубка мира вы готовились в Бресте. Насколько здешняя обстановка позволила в хорошем тонусе подойти к мюнхенским стартам?
— В полной мере, хотя немного помешала простуда. Но все прошло по плану. Условия мюнхенского и брестского тиров не особо разнятся, поскольку наш комплекс — европейского уровня с современными электронными установками.
— На какой стадии ныне находится сезон у почитателей пулевой стрельбы?
— Как правило, мы начинаем в сентябре, поэтому до заката сезона еще далеко. Хотя и прошли три важных старта, но впереди еще немало событий. После недельки отдыха начну занятия по общефизической подготовке. Что она в себя включает? Бег, тренировки в тренажерном зале и бассейне. Ближайший старт — в конце февраля на чемпионате Европы в Италии. Что касается тира, то продолжу стрелковые занятия в своей минской 13-й спортшколе. В брестский комплекс мы, как правило, выезжаем на сборы за две недели до очередного международного старта. А поскольку более удобных условий в Минске нет, то по давней привычке буду навещать школьный тир, где работает мой отец.
Михаил ДУБИЦКИЙ