Высокая натура
Высокая натура
Женский баскетбол — спорт всесезонный. Не успеют судьи дать свисток об окончании европейских чемпионатов — активизируются команды женской НБА. С финальной сиреной заокеанского первенства берет старт чемпионат мира. А за ним снова Европа... Лишь хорошенько рассмотрев этот сумасшедший, не по–женски перегруженный график, можно понять, как Лена Левченко устала. Но усталость эта, как ни парадоксально прозвучит, признак большого мастерства. Потому что остальные, кому не нашлось места в небогатых на европеек заокеанских клубах, кто не добрался с ними до финала женской НБА, кому не пришлось очертя голову лететь сквозь часовые пояса на помощь сборной, к очередному европейскому сезону подошли с бодрым видом и здоровым румянцем на щеках. Левченко, впрочем, им нисколько не завидует, не задумываясь замечая, что финал НБА и звание лучшей центровой минувшего чемпионата мира — достойная компенсация за оставленные на паркете силы. Особенно если вспомнить, что еще пару лет назад на ее баскетбольной карьере и вовсе собирались поставить крест.
— Устала я страшно, — щурится Лена от норовящих заглянуть в ее глаза неугомонных софитов ночного клуба, с атмосферой которого так диссонирует ее совсем не чемпионское настроение. — Знаешь, о чем я мечтаю? Чтобы хоть пару дней просыпаться тогда, когда сама захочу, а не когда надо. А тут все эти презентации, чествования, шумиха... Я боюсь, что после такого сезона на мяч смотреть не смогу.
— Драматичная финальная серия в НБА, еще более неоднозначный полуфинал на чемпионате мира... Нет досады, что весь сезон ты ходила вокруг самого вкусного, но каждый раз его у тебя из–под самого носа отбирали?
— Но ведь все могло быть и гораздо хуже, правда? Я всегда с этой точки зрения рассуждаю. Финал НБА, чемпионат мира — все это было для меня впервые. Нужно уметь наслаждаться тем, что есть.
— А хватает времени на то, чтобы наслаждаться?
— Это проблема. У меня ведь как с чемпионата Турции началось... Финал, Кубок, женская НБА, чемпионат мира... Марафон настоящий. Я до сих пор с трудом соображаю, что вокруг меня происходит. Автоматически отвечаю на поздравления, что–то говорю, куда–то иду... Но, наверное, только когда уеду в Польшу, немного восстановлюсь, начну новый сезон, придет осознание, что совершила.
— В мужском баскетболе финал НБА и четвертое место на чемпионате мира — это тот уровень, на котором начинается совершенно другая жизнь, в которой появляются все стереотипно–звездные атрибуты. Ты можешь назвать себя звездой?
— Да какая звезда? Иногда даже радуюсь, что не удается выиграть все сразу. Обидно, конечно, что кто–то надел чемпионские перстни НБА, а я — нет. Или вот со сборной: когда видишь, как ценят подобные победы в других странах, плакать хочется. Понятно, что каждая из нас, какими бы ни были условия, все равно приедет, чтобы не подвести остальных девчонок. Но у меня временами складывается ощущение, что «наверху» это поняли и используют наши внутренние отношения в своих интересах. Пусть думают, конечно, но потом не удивляйтесь. С другой стороны — сохраняется мотивация. Как себя настраивать, когда все хорошо и ты выиграла все, что только можно? А сейчас мне вновь хочется работать и к чему–то стремиться. И, главное, я могу это делать. Пройдя пять операций, я, поверь, знаю цену здоровью. У меня ведь был момент в жизни, когда мне сказали: «Все. Баскетбол для тебя закончен — ищи новое занятие в жизни». Представляешь, какой это был период? И я уже почти смирилась, хотя где–то глубоко в душе все же оставалось ощущение, что выкарабкаюсь. От этого ощущения я и оттолкнулась. Кто–то назовет это сильным характером. Но это вера. Вера в себя и в Бога. Я ведь очень верующий человек. И, думаю, без помощи свыше, будучи одна в США без родных и близких, я ни за что не выкарабкалась бы.
— Известно, что в американском баскетболе легионерам вообще приходится несладко...
— Да, европеек в женской НБА очень немного. К тому же когда я приехала туда, пропустив два года, не имея команды, мне приходилось постоянно менять клубы, приспосабливаться к новым условиям. В этом году в «Атланте» я ведь тоже новичком была. Надеюсь, хоть теперь удастся закрепиться: каждый год начинать с чистого листа, доказывать всем, кто ты есть на самом деле, — это непросто.
— Говорят, легионерок там не особо жалуют...
— Смотря кто. С тренерами я, например, часто не соглашалась, считала, что должна проводить на площадке куда больше времени, чем мне выпадало. А вот с девчонками в команде как–то всегда удавалось хорошо ладить. Я ведь не первый год в Штатах, играла там, училась и за это время успела неплохо изучить местный менталитет. Так что мне было гораздо проще, чем тем, кто приезжает в американские клубы прямо из Европы, не зная ни местных обычаев, ни местной культуры.
— Можешь сказать, что чувствуешь себя своей в США?
— В какой–то части да. Я ведь треть своей жизни провела за океаном. Скажем так: если бы в жизни наступил такой момент, когда у меня появилась возможность устроиться в Америке и при этом меня ничего не связывало бы с Беларусью, я без проблем перемахнула бы Атлантику. Меня совершенно не пугает перспектива жить и играть в США, где я чувствую себя так же комфортно, как и здесь.
— Финал НБА — веская причина для появления разного рода интересных предложений?
— Надеюсь на это. Я достаточно амбициозный человек, и очень хочется однажды вернуться домой с чемпионским перстнем.
— Как считаешь, в Польше будет легко адаптироваться?
— Даже не знаю... Мне нравятся большие города и море. Атланта — отличное место. Мегаполис, есть куда сходить, где интересно провести время. В Стамбуле было здорово. К тому же и море рядом, и климат подходящий. В польском Гожуве обстановка в этом смысле несколько иная. Но иногда чем–то приходится жертвовать.
— Деньгами заманили?
— Скорее перспективами. Неплохой чемпионат, команда играет в Евролиге, а для меня очень важно постоянно находиться на максимально высоком уровне.
— Не считаешь, что поторопилась с выбором клуба?
— Возможно, если бы контракт подписывался после чемпионата мира, все сложилось бы иначе. Но сейчас у меня есть соглашение, обязательства, и я постараюсь оправдать их. Ни о чем не жалею. Тем более что все клубы стараются скомпоновать состав до чемпионата мира. А скандальные переходы после подписания договоров в баскетболе не приветствуются. Тем более что «Гожув» согласился немного подождать, пока я приду в себя после чемпионата мира.
— У тебя давно был полноценный отпуск?
— Прошлым летом удалось пару недель побыть дома с семьей. Но вообще, я привыкла, что домой заезжаю, как в гости. На недельку–другую. Это спорт, это моя судьба и моя работа. К тому же я столько увидела за эти годы, что на какие–то неудобства можно и глаза закрыть. Думаешь, я была бы счастлива, если бы каждый день в восемь утра шла на работу? Хотя, признаться, у меня есть мечта когда–нибудь вновь приехать в те страны, где мне удалось поиграть, но уже без кроссовок и мяча. Чтобы просто погулять, посмотреть и увидеть их с другой стороны.
Автор публикации: Дмитрий КОМАШКО