20.10.2010: Год без Хэнлона
20.10.2010: Год без Хэнлона
Если быть до конца точным, то Глен ХЭНЛОН, бывший главный тренер национальной сборной Беларуси и минского «Динамо», герой и любимец болельщиков, гуру и везунчик, покинул нашу страну уже в ноябре. Однако все дни после 20 октября 2009 года, которые наставник провел в Минске, Глен находился словно в анабиозе, коматозном состоянии. Он как бы был, но на самом деле его уже не было и не могло быть с нами, что понимали все здравомыслящие люди, имеющие минимальные представления о психологии, о болевом синдроме уязвленного самолюбия. Поэтому действительно все случилось именно 20 октября, вечером, ставшим точкой отсчета года без Хэнлона.
Домашнее поражение «Динамо» от «Амура» 1:4 нельзя было назвать «концом света» «зубров», их глобальным апокалипсисом, но куратор белорусского клуба в КХЛ и тогдашний председатель отечественной федерации Владимир Наумов посчитал иначе, инициировав еще одну «октябрьскую революцию» или переворот — каждый может подчеркнуть любезный сердцу вариант. «Хэнлона в отставку!» — с таким лозунгом прошло оперативное совещание. Это стало шоком, поскольку слова на сей раз не разошлись с делами, и канадского специалиста попросили из «Динамо». С иезуитским предложением продолжить работу с национальной дружиной.
Далеко в прошлом остались заверения в полном доверии и предоставлении карт-бланша. Были похоронены личные отношения и симпатии болельщиков, в чьи сердца Хэнлон вошел без проблем еще в свой первый белорусский период 2005—2006 годов. Оказалась сломана подготовка к домашнему турниру сборных — «Кубку Полесья» и, что еще более важно, — к Олимпиаде в Ванкувере. Сборная осталась без тренерского штаба!
Правда, вначале, после прогулок с большим любителем пеших походов Владимиром Наумовым возле футбольного манежа в Дроздах, Хэнлон дал добро на продолжение работы с национальной командой. Глена можно было понять: при всей несуразности ситуации канадцу очень хотелось сыграть с белорусами на Олимпиаде. Особенно в Ванкувере. Это было его страстной мечтой. Но, трезво осмыслив собственное незавидное положение «застреленного наполовину», все окончательно уяснив, Хэнлон разумно взял назад свое слово, тем более что не он первый принялся разрушать соглашения и договоренности. Лишиться доверия на четверть либо 50 процентов нельзя. Уж если тебе в нем отказано, то, значит, все кончено. Надо писать письма мелким почерком и отправляться восвояси — на заокеанскую родину. В ноябре вещи были собраны, счета закрыты, руки пожаты, пожелания сказаны — и Глен улетел, уже не обещая вернуться…
В «СП» и раньше, и сейчас отношение к деятельности Хэнлона было сложное: журналистский цех газеты разделился на яростных апологетов Глена и скептиков, призывавших не грешить «сотворением кумира» при оценке его заслуг и потенциала. Но сегодня мы вспоминаем историю годичной давности вовсе не для того, чтобы реанимировать старую дискуссию. Задачи у нас проще, и их две. Во-первых, надо отдать должное Хэнлону, который реально, безо всяких натяжек и экивоков много сделал для сборной, добившись с ней прорывных результатов. Во-вторых, год после него в отечественном хоккее — с октября по октябрь — получился настолько бурным, насыщенным и спорным, что пройти мимо этого факта нельзя.
Судите сами. После Хэнлона сборной на трех турнирах — «Кубке Полесья», Олимпиаде и чемпионате мира — успели порулить три главных тренера — Гусов, Захаров и Занковец. В «Динамо» сейчас уже второй после канадца наставник Сикора, у клуба сменился куратор, а что касается генеральных менеджеров/спортивных директоров, то Белого заменили на Каткова, а тому предпочли Торбина. Причем в скандальной атмосфере, вызванной «праведными трудами» россиянина. Кроме того, у федерации новый председатель Евгений Ворсин, и мы вообще устроили ревизию нашего хоккейного хозяйства, понимая, что так надо. Другое дело, что с определением того, как нужно, у нас, похоже, по-прежнему проблемы, в чем вы убедитесь, ознакомившись со всеми хоккейными материалами, опубликованными в этом номере «СП». Октябрь — месяц, знаменитый на потрясения, и в редакцию газеты обратился нынешний рулевой национальной команды Занковец… У него уже накопилось и наболело.
Но поступим согласно принципу «богу — богово, кесарю — кесарево». Отделим одно от другого. И в этом конкретном материале автор этих строк поделится своими выводами по итогам «года без Хэнлона».
ВЫВОД ПЕРВЫЙ
Если раньше еще было можно сомневаться и устраивать дискуссии на предмет целесообразности тренерского совмещения постов, то после истории с Хэнлоном двух мнений быть почти не может. Оговорку «почти» расшифруем ниже, а пока констатация. Любое совмещение — это вред, каким бы профессиональным, честным и порядочным человеком ни являлся наставник. Все положительное и полезное в конечном итоге побеждается плохим, отрицательным и необратимым. Что же касается совмещения на базе «национальная сборная — базовый клуб национальной сборной», как и было в случае с Хэнлоном, то это вовсе минорный, недопустимый вариант. Ибо тренер оказывается в прокрустовом ложе: проигрывает одна команда — проигрывает и другая. Один Бог знает, чего бы добились белорусы под водительством Глена в Ванкувере. Но Хэнлону помешала его работа в «Динамо».
А ведь ранней осенью-2009 при визите заокеанского специалиста в редакцию «СП» ваш покорный слуга выводил собеседника на подробное обсуждение этой темы, но Глен был краток: ничего страшного и опасного ни для себя, ни для обеих его (наших!) команд он 2 сентября не видел. Напрасно. Его вера в себя и партнеров оказалась разрушена.
Разумеется, у большинства правил могут быть исключения. Возможно, оно есть и в обсуждаемом вопросе. Так, совмещение работы в сборной и базовом клубе, видимо, допустимо, если… есть третий стул. В федерации. То есть все рычаги управления сосредоточены в одних руках, как у того же российского гандбольного специалиста Владимира Максимова. Но в ситуации Хэнлона, а теперь и нашего баскетбольного героя Анатолия Буяльского этого нет и в помине.
ВЫВОД ВТОРОЙ
Получив подарок судьбы — поработать на Олимпиаде-2010 в Ванкувере, автор этих строк, к сожалению, опустился с небес на землю. Нам, белорусам, еще рано называться хоккейной нацией. Мы только в начале пути, и до уровня канадского понимания хоккея, до уровня любви «кленовых листьев» к ледовой игре нам еще шагать и шагать.
В Канаде хоккей — религия, смысл жизни. Для мужчин и женщин, бабушек и дедушек, подростков и детей, включая младенцев. Они знают все и всех. Казалось бы, ну какое дело жителям Ванкувера до нападающего чуждого для них «Торонто», тем более травмированного парня из неведомой большинству Беларуси. Но Михаила Грабовского узнавали на каждом шагу, в каждом коридоре олимпийского дворца.
Особенное впечатление произвела следующая история. Перед матчем белорусов со шведами ваш покорный слуга договорился об интервью с Михаилом. Условились встретиться у определенного сектора, куда Грабовский купил билет. Форвард задерживался, и церберы из числа волонтеров стали гнать журналиста в специально отведенные для аккредитованных лиц «тоннели, выводящие на свет». Чуть не начали толкать в спину, ничего не слушая. Но стоило появиться хоккеисту, как их лица осветились понимающими улыбками, все претензии оказались сняты. Полное соучастие в работе!
А встреча с полицейским из Торонто накануне финального матча Канада — США! Мужчина настолько увлекся беседой с белорусскими журналистами, что охранявшийся им олимпийский факел мог быть разобран на части настырными туристами. А утро финала, со столпотворением на улицах, с высочайшим эмоциональным градусом?! А сама игра?!
Только в Ванкувере окончательно стало понятно, почему Хэнлон ушел в период стагнации после 20 октября, вроде бы согласившись на вариант сохранения работы в сборной. Ему было чрезвычайно тяжело отказаться от Олимпиады. Сразу после разгоревшегося скандала это оказалось выше его сил. У нас же на постсоветском пространстве и непосредственно в отечественных палестинах люди добровольно лишали себя олимпийских перспектив, ставя клубы выше сборной, а личное — над общественным: Андриевский, Хомутов… И, конечно же, Наумов.
ВЫВОД ТРЕТИЙ
Увы, но своеобразие хоккейных школ уходит в историю. Об этом тоже ясно дала понять Олимпиада. Говорить о чешской, шведской или финской моделях сейчас уже не приходится. В хоккее в зените эра универсального смешения стилей. Очень возможно, что вскоре, как и в футболе, речь вовсе пойдет об «инкубаторских командах» — спасибо за термин Эдуарду Малофееву.
Но все-таки в Ванкувере хоккей был дивным по своему высочайшему уровню, индивидуальному мастерству, психологическому наполнению. Такого праздника нам еще ждать более трех лет, да еще не факт, что в Сочи-2014 мы его дождемся. В НХЛ пока не принято четкого решения участвовать в Играх. Остается вспоминать.
И есть ведь что вспомнить, ибо белорусы с Михаилом Захаровым страны не опозорили, как бы ни хотели недоброжелатели наставника «Юности» представить дело таким печальным образом. Отнюдь нет! Там, в Ванкувере, стыдно за команду не было. Скорее, наоборот.
ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ
Жизнь — это тоже игра, и, возможно, главная игра в жизни каждого. И надо в ней, жизни-игре, относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Увы, эта аксиома в течение «года без Хэнлона» превратилась у нас в теорему, которая еще не всегда имела объективное доказательство. Что и стало плодородной почвой для скандалов, публичных и нелицеприятных выяснений отношений. С избытком этого было, с избытком.
В спину Хэнлону, на которого раньше молились, были брошены не то что камни — булыжники, кирпичи и валуны. Глен оказался и таким и сяким — «редиска», да и только. Выглядело это мерзко.
Олимпийская сборная превратилась в объект для циничного глумления, и все из-за неадекватного отношения части болельщиков к персоне Захарова. Но, простите, в Ванкувере играла не частная команда ММЗ, а НАЦИОНАЛЬНАЯ СБОРНАЯ, оставшаяся у разбитого корыта в октябре. И тому же Захарову надо отдать должное за мужество, за хоккейный фанатизм, а не склонять его при любом случае пошлым образом.
А еще был «великий» переговорщик Катков в «Динамо», едва не оставивший сборную без Мезина на немецком чемпионате мира. Многое было этих «еще». К сожалению…
ВЫВОД ПЯТЫЙ
Жизнь продолжается. Все проходит — прошел и Хэнлон, и Олимпиада, и чемпионат мира. Но ради того, чтобы у нас были следующие хоккейные испытания и праздники, надо трудиться сообща, а не порознь. Метод «лебедя, рака и щуки» — порочная практика.
В завершение о нумерологии — магии чисел. 20.10.2010 — день очень благоприятный для бракосочетаний, финансовых вложений, глобальных прорывов. Авантюристам и аферистам по натуре лучше всего взять выходной. Да будет так! И не только сегодня.
Руслан ВАСИЛЬЕВ