Датская сказка стала явью

Датская сказка стала явью
Октябрьский холод донимал. Как ты тепло не одевайся, однако стужа, окутавшая борисовский стадион, забиралась под куртки, в кроссовки, покусывала за ладони. Наверное, поэтому журналисты в пресс-ложе концовку поединка молодежных сборных досматривали стоя. Хотя, конечно, тому способствовала и нервная обстановка — стоило хозяевам пропустить, и путевка в андерсеновскую Данию на решающую стадию чемпионата Европы наверняка уплыла бы в итальянские руки.
А после гола Веретило, после финального свистка, когда на поле дружно высыпала вся белорусская скамейка, была большая радость. Футболисты бросились к своему наставнику Георгию Кондратьеву, Кондратьев — к футболистам.
Эта радость согрела всех нас в Борисове в самом дебюте поединка, когда солнце еще не укатилось за горизонт, но и не показывалось из-за затянувших небо туч. Она была такой же неожиданной, как и дождь,пролившийся на город и стадион незадолго до стартового свистка. И такой же сильной. Обокравший голкипера из самого лондонского «Арсенала» (!) по имени Вито Манноне наш Скавыш и «пострел везде поспел» Юрченко подарили всем болельщикам — присутствующим, отсутствующим, следящим по телевидению и Интернету — надежду, которую многие, наверное, и не ждали. Надеялись лишь на чудо.
И, пожалуй, именно оно и случилось. Юрченко превзошел тренерские ожидания о быстром голе в итальянские ворота ровно вдвое. И тогда дуэль началась заново, соперники находились на одинаковых позициях. Вот только у итальянцев наверняка начала капать кровь из ужаленного сердца. Ведь они ехали сюда разве что для того, чтобы отдать дань регламенту, требующему матчи плей-офф по разу провести на поле каждого из соперников. Кто из гостей, имеющих приписку к элитной серии «А», мог подумать, что ребятишки из Беларуси, о которой многие из них, наверное, и не слышали раньше, залезут к ним в карман и выгребут оттуда забронированные в Данию билеты?
И они стали злиться. Выбили из кондратьевской обоймы счастливчика Рекиша, спасшего нашу «молодежку» в Австрии, — у минского динамовца теперь остались рубцы на ноге. Они усиленно работали локтями в верховой борьбе, оставляя синяки на телах хозяев. И все оказалось бесполезно. Белорусы стелились по газону, бросались под мяч, из последних сил неслись в контратаки — и выстояли, выждали шанс, когда защитник Веретило прорвался к воротам оппонента и нанес им — итальянцам — решающий удар…
На выходе из раздевалок было как никогда людно. Итальянские «акулы пера» поджидали своего тренера, проигнорировавшего пресс-конференцию. Но что нам до них? Белорусские журналисты, да и просто болельщики, прорвавшиеся сюда, наслаждались победными криками, доносившимися из раздевалки нашей команды. Потихоньку герои стали появляться на улице — с сияющими глазами, счастливые. Кое-кто, как Дима Рекиш, понарошку сокрушался, что вся одежда его залита шампанским. Но разве это проблема? Был бы и дальше повод откупоривать напиток победителей…
Второй раз кряду белорусская «молодежка» пробивается в финальную часть континентального турнира среди ровесников. И второй раз кряду мне посчастливилось быть рядом с ней в финальном матче плей-офф. И тогда, и сейчас на родину после выездных поединков наши ребята приехали, имея в пассиве выездное поражение. И победили дома. Коллеги в «СП» подшучивают, что я фартовый для «молодежки». Возьмете в Данию, Георгий Петрович?
Ведь все хотят, чтобы сказка продолжалась…
Егор ФИЛИПЕНКО:
У ИТАЛЬЯНЦЕВ НЕ БЫЛО ШАНСОВ
— Что было в раздевалке после игры?
— Если честно, словами не могу передать. Мне кажется, что это один из лучших дней в моей жизни. А победа над итальянцами, думаю, пока самая важная в моей карьере.
— Игру белорусской «молодежки» как оцените?
— Нам удалось забить два быстрых мяча, на что мы и рассчитывали. После этого мы немножко упустили инициативу, но это тоже понятно: все-таки играли против Италии. Хорошо, что смогли организовать еще один гол, после которого уже действовали по счету.
— Не боялись, что это мог быть последний матч команды?
— Перед игрой, когда я сидел в номере, и такие мысли проскакивали. И стало как-то грустно и обидно. Так же и все ребята. Они говорили: сделаем все возможное, чтобы продлить существование этой сборной. И у нас получилось это.
— В действиях нашей дружины было заметно стремление использовать мелкий фол. Такой была установка на матч?
— Мы понимали, что итальянцам нельзя давать играть на контратаках, потому что они хорошо обороняются и тут же переходят в наступление. Именно поэтому и старались как можно чаще срывать их контратаки.
— Если бы не удалось в дебюте встречи повести 2:0, как бы мог сложиться матч дальше?
— Этого никто не знает. Получилось забить дважды — и слава Богу.
— Во втором тайме итальянцы организовали серьезное давление на белорусские ворота…
— Ничего страшного: они поджали, а мы — забили.
— Невооруженным глазом было заметно ваше стремление «пластаться», ложиться под мяч…
— Я всегда выхожу с большим желанием в матчах за сборную. Это был самый важный матч в моей жизни, поэтому ничего другого и не оставалось. И только так мы могли обыграть итальянцев.
— Но это могло и выйти боком: Сиваков, например, получил желтую карточку и был под угрозой удаления.
— Без этого никуда. Видите, Миша получил «горчичник», я — нет. Так что все хорошо.
— Мы сегодня победили за счет эмоций, мастерства, командных действий?
— Мы всем выиграли. В первую очередь, огромнейшим желанием и самоотдачей. У итальянцев сегодня просто не было шансов.
— Когда Веретило забил третий мяч в ворота Манноне, что почувствовали?
— Очень радовался. Но сразу же пришла мысль: только бы не пропустить. Переживал до последнего.
— А когда Окака попал в перекладину?
— Просто дыхание остановилось. Если бы мяч попал в сетку, я не знаю, как бы мы смогли оправиться от такого удара. Но нам должно было повезти.
— В концовке, как показалось, гости вели себя уже совсем некорректно…
— В принципе, они весь матч так играли.
Максим СКАВЫШ:
СПАСИБО БОЛЕЛЬЩИКАМ
— Ощущения просто невозможно передать. Это надо почувствовать самому.
— Можете сказать, что сегодня — самый счастливый день в вашей жизни?
— Он один из самых счастливых. Но надеюсь, что их у меня еще много будет. Не собираюсь останавливаться на достигнутом.
— Расскажите про первый гол в ворота итальянцев: как вы уговорили их голкипера отдать мяч в углу поля?
— (Смеется.) Да я уже и не помню, что там было. Обокрал Манноне, прострелил — Володя забил. Самое главное сегодня то, что команде удалось провести в ворота гостей три мяча.
— Значит, тот факт, что самому отличиться не получилось, радости не убавляет?
— Конечно, забить хотелось. Ведь я нападающий, это мои прямые обязанности — огорчать чужих голкиперов. Но сегодня не расстраиваюсь. Думаю, помог команде выиграть и без гола. Так что все нормально.
— Чем сегодняшняя встреча отличалась от выездной — за исключением того, что нам удалось забить?
— Думаю, в Риети нам не повезло. А сейчас хочу большое спасибо сказать болельщикам, они нам так помогали!.. Я играю в этом городе и очень благодарен всем, кто ходит на стадион. Они здорово поддерживают и БАТЭ, и молодежную сборную. Сегодня на трибунах собралось очень много зрителей — это в такую-то холодную погоду! Большое им спасибо! Мы играли и за них, и за всю команду: за докторов, массажистов, администраторов. Так что мы просто о-бя-за-ны были сегодня побеждать и проходить в финальную часть чемпионата Европы.
— Во втором тайме итальянцы давили на наши ворота…
— Думаю, они физически нас немного превзошли. К тому же мы вели в счете и очень боялись пропустить — гол в наши ворота серьезно менял бы все расклады. Самое главное, что мы все же выстояли. Сейчас у нас есть огромный опыт, будем и дальше стараться прибавлять, чтобы на чемпионате Европы выступить достойно.
— Когда Окака отправил мяч в перекладину…
— Если честно, в каждом моменте, когда итальянцы «грузили» мяч в нашу штрафную, у меня сердце вздрагивало. Волновался, переживал. На поле это, конечно, не так чувствуется. А вот когда заменили, вообще все время провел на нервах, беспокоился за ребят.
Александр ГУТОР:
ИСПУГАЛСЯ, КОГДА ПОВЕЛИ 2:0
— Насколько сложной получилась игра?
— Трудно сказать за всех, да это и неважно. Главное, что мы победили, что удача была на нашей стороне. Честно говоря, даже испугался, когда уже на пятой минуте мы повели 2:0. Казалось, что дальше будет лишь сложнее. Однако мы гнули свою линию, смогли развить успех и, считаю, заслуженно вышли на чемпионат Европы.
— Пропустить сегодня было подобно смерти…
— Да, если бы итальянцы забили, это оставляло бы нам совсем мало шансов пройти дальше. И заслуга в том, что нам удалось сохранить ворота в неприкосновенности, не только моя, но и защитников, и всей команды.
— Отсутствие права на малейшую оплошность не сковывало?
— Для меня, честно говоря, было все равно — пропущу я или нет. Главное, чтобы команда прошла на чемпионат Европы. Выиграли бы мы 3:0 или 4:1 — на первом месте интересы сборной, а не личные.
— Подобные матчи плей-офф в вашей карьере уже случались. Можете сказать, что вам было легче выходить против итальянцев, чем ребятам?
— Да, мне не впервой выводить команды в какой-нибудь групповой этап. (Смеется.) Психологически чувствовал себя нормально, спокойно, ничего меня не сковывало.
— Даже когда Окака перебрасывал вас, но попал в перекладину?
— Немножко, конечно, сердце екнуло, так как соперники могли забить. Но раз они этого не сделали, значит, повезло, значит, мы были в этой игре сильнее.
— С трибуны показалось, что бороться на выходе за мяч для вас сегодня было очень сложно…
— Итальянцы все время локтями активно работают. Тот же Окака в этом деле усердствовал и капитан их, Раноккия. Постоянно попадало от них: или в плечо, или куда-нибудь еще. Но судья видел нарушения и останавливал игру.
Дмитрий РЕКИШ:
ЗАРАНЕЕ ПЛАНИРОВАЛИ ПОЕХАТЬ В ДАНИЮ
— Что происходило после матча в раздевалке? Шампанское лилось рекой. (Смеется.) Сам весь мокрый из-за этого. Пришлось уйти.
— За счет чего наша команда сумела обыграть итальянцев?
— Думаю, большую роль сыграла недооценка со стороны соперников, их вальяжность. Они вышли расслабленными на поле, это было видно уже по первым минутам игры. Гости отдали нам инициативу, и мы воспользовались своим шансом. Упустить его было просто грех.
— Могло получиться так, что этот поединок стал бы последним для нынешнего созыва «молодежки»…
— Мы так не думали. Наоборот, знали, что это не последняя наша игра. Мы еще не наигрались вместе. Не знаю ни одного человека в команде, который думал, что сегодня мы проводим свой заключительный матч. Честно вам говорю: мы планировали поехать в Данию. И мы обыграли итальянцев, и значит, отправимся на родину Андерсена.
— Вас заменили в перерыве. Почему?
— Травма сыграла свою роль. В борьбе с защитником мне очень серьезно въехали в голеностоп шипами. Даже следы заметные остались. Не знаю, специально это было сделано или нет, но мне показалось, что умышленно. Так что замена была вызвана необходимостью.
Игорь КОВАЛЕВИЧ:
НАШ ФУТБОЛ РАЗВИВАЕТСЯ
— Ребята вышли на матч с итальянцами, как на последний бой. В этом огромная заслуга Георгия Петровича, что он смог настроить ребят. Его задачей было обязательно забить мяч в первые пятнадцать минут. Так получилось, что мы провели сразу два гола. Затем очень строго сыграли в обороне. Но самое главное, что у всех четырнадцати человек, которые выходили на поле, была сумасшедшая самоотдача и жажда борьбы. Благодаря ей все так удачно и сложилось.
— Из-за этой жажды борьбы могли и пострадать, не пожалей судья Сивакова…
— Это все эмоции, они переполняли ребят. Мы ведь не имели права пропускать. Команда сегодня совершила очень большое дело, одолев Италию после проигрыша в гостях 0:2. Но ребята доказали, что мы как минимум не слабее и что наш футбол развивается в правильном направлении.
— Сколько раз перекрещивались на скамейке?
— Не скажу, что так уж и крестились, но волнение, конечно, было. Если бы мы пропустили, нам нужно было бы забивать уже четыре мяча. У нас состоялось собрание перед матчем, был серьезный разговор. К поединку в Борисове мы начали готовиться уже в Италии, после проигрышного матча. Ребята очень серьезно подошли к этой встрече — и добились положительного результата.
Александр АБДУЛХАКОВ