Штанге готовится к зимовке
Штанге готовится к зимовке
Подобно коммунальным службам, наставник национальной сборной Беларуси по футболу Бернд ШТАНГЕ готовит ее к зимовке. Пережить холода он рассчитывает в тепле, при этом «радиаторы» достаточно разогреть всего… до восьми градусов, то бишь восьми набранных очков. Именно столько немецкий специалист планирует набрать после сегодняшнего отборочного матча ЕВРО-2012 с командой Албании на минском стадионе «Динамо» (20.30).
Штанге разочарован ничьей в Люксембурге, но, похоже, ничто не может заставить его утратить оптимизм. Словно стеля соломку, он еще накануне вылета в герцогство вспомнил о встрече с коллегой Оттмаром Хитцфельдом, который сказал ему: «Нельзя жить постоянно прошлым». Бернд им и не живет, только оптимизм будущего должен на чем-то базироваться. У автора этих строк после пресс-конференций нашего тренера все больше складывается впечатление об отсутствии надежного фундамента у дома под названием «Сборная Беларуси по футболу». Наборы стандартных фраз про оптимизм, нетерпение ожидания нового матча, признаться, набили оскомину. Вчерашняя пресс-конференция в Доме футбола не стала исключением из «правила Штанге».
— Когда мы показываем хорошую игру, беру с собой на встречу с журналистами кого-то из футболистов, — сказал Штанге. – Когда же удача от нас отворачивается, анализировать должен только тренер. Мы еще раз просмотрели матч в Люксембурге, увидели свои ошибки и готовимся с их учетом к матчу с Албанией, которую обязаны обыграть. Тогда наберем восемь очков и уйдем зимовать на втором месте в группе. Мы прекрасно понимаем, что соперник непростой, но это наша цель. Как обычно, мы полны оптимизма и рассчитываем на победный результат. К сожалению, не сможет сыграть Корниленко, и насколько длительным будет его отлучение от сборной, решит дисциплинарный комитет УЕФА. Мы не приглашали новых игроков, в понедельник провели последнюю тренировку, а во вторник состоится тестирование, по завершении которого и будет определен стартовый состав на матч с Албанией.
— В какой степени вы планируете изменения?
— У нас нет большой альтернативы. Родионов будет играть с самого начала. Надеюсь, он станет действовать столь же успешно, как и в матчах за БАТЭ. Мы обязаны улучшить игру в атаке. Возможно, будут еще одна или две замены. Это большой риск, если что-то менять, например, в обороне. Случись что-то непредвиденное, меня тут же упрекнут: мол, команда не пропускает, а он занялся экспериментами в защите.
— Три года назад вы сказали, что вам стыдно за поражение от Люксембурга. После ничьей мы не услышали от вас подобных слов. Почему?
— В футболе все может случиться. Наша команда владела мячом почти 80 процентов игрового времени, так чего нам стыдиться? Подобные вещи имеют место быть не только со сборной Беларуси. Италия в матче против Северной Ирландии контролировала мяч все 90 минут, но в последней атаке соперники едва не забили. Люксембург, если не забыли, обыгрывал Швейцарию. Уверенность должна присутствовать в любой ситуации, не надо впадать в панику. Так же, как и нельзя все время бросать камни. Совершенно обоснованно, что вы критикуете команду за такую игру. Не так давно мы были героями, нас встречали хлебом-солью по возвращении из Парижа. Но критика должна быть вежливой и уважительной. Великий философ Шопенгауэр как-то сказал: «Уважение и вежливость — это признак ума».
— Вы упомянули о том, что проанализировали ошибки в матче против Люксембурга. В чем же они заключались?
— Краеугольный камень – очень много высоких передач в центр поля. Мы посчитали, таковых было 24. Это облегчало задачу футболистам из Люксембурга. Вторая причина в том, что почти не играли через фланги. Третья — не хватало умного последнего паса внизу. Этим как раз отличаются в сборной Александр Глеб и Кутузов. Нам их очень недоставало в Люксембурге. Кроме того, не повезло в моментах, когда мяч угодил в штангу, а судья не заметил игру рукой у соперника. Албанцы также компактно действуют в защите, поэтому еще раз попытаюсь достучаться до наших футболистов. В то же время считают необоснованными претензии в том, что ребята не боролись. У нас за матч было 745 пасов, из которых 82 процента оказались точными. Для сравнения у хозяев — 215. Как можно бороться, если мяч был почти все время у нашей команды? Повторю, нам недоставало последнего умного паса. Против Албании необходимы новые решения.
— А они есть?
— Работаем над этим. У тренера очень мало дней на подготовку, но он обязан сделать все, чтобы его подопечные сыграли хорошо.
— Будет ли играть с албанцами Александр Глеб?
— После матча в чемпионате Англии он еще ни разу по мячу не ударил и лишь в воскресенье совершил легкую пробежку. В матчах такого уровня мне нужны только стопроцентно готовые игроки.
— Вы не сразу стали использовать в сборной построение с двумя опорными полузащитниками. Допускаете ли вы мысль о том, что есть соперники, против которых можно сыграть в ином ключе?
— В наших последних матчах мы постоянно меняли тактику, у нас нет проблемы перестроиться на ту или иную систему ведения игры. Но если не пропустили ни одного мяча, значит, заложена хорошая база в защите. Вспомните, пожалуйста, что недавно мы пропускали по три мяча от англичан, хорватов и румын. Сейчас у нас в обороне налицо стабильность, мы не позволяем соперникам создавать у наших ворот много опасных моментов. Это шаг вперед, правильный путь. Но, видимо, мы должны что-то поменять в атаке. С Люксембургом перестроились на схему 4+4+2, изъяв одного «опорника» и введя в бой форварда. И вдруг у Корниленко сдали нервы, и нам вновь пришлось что-то менять.
— Вы справедливо заметили, что сборная давно не пропускает. В то же время за последние пять матчей забито всего три мяча (с учетом двух в спарринге с Литвой). Как планируете вскрыть плотную оборону команды Албании?
— Товарищеские матчи — одно, отборочные — иное. Сейчас мы играем на результат и нам необходима стабильная линия обороны. Да, не хватает забитых мячей, однако мы не сидим сложа руки. Постоянно меняем нападающих и не можем достичь стабильности. Потеря Кутузова и Глеба-старшего чувствительна, их трудно заменить сразу.
— Что вы знаете о сборной Албании?
— На удивление, у меня о ней сложилось позитивное мнение: это добротная команда, особенно при защите своих ворот. В ее составе большие, крепкие парни, есть хорошие нападающие. Однако албанцы не настолько сильны, как французы, боснийцы или румыны. Вот почему я говорю о том, что мы обязаны их победить. Судьба путевок в ЕВРО-2012 от нашей группе еще далека от разрешения.
— Вас устраивает физическое и психологическое состояние ваших подопечных накануне минской встречи?
— Поначалу разочарование было очень большое. В субботу по возвращении в Минск мы сразу отправились на тренировку, провели комплекс восстановительных мероприятий, занимались также в субботу, воскресенье и понедельник. Потихоньку настроение улучшалось. Конечно, сразу все не исчезнет, но парни понимают, что обязаны побеждать.
— С Люксембургом, по вашим словам, не хватало последнего умного паса, но откуда ему взяться, если вновь не будет Глеба и Кутузова?
— Мы договорились с футболистами, что будем играть низом. А у нас есть Кисляк, Путило, Калачев и Кульчий, которые в состоянии сделать такие передачи.
— Вам не кажется, что у игроков сборной Беларуси выработался комплекс команды Люксембурга?
— Возможно. У нас — комплекс, а у них — позитив.
— Вскоре наступит большая пауза в отборочном цикле. Как намерены поддерживать связь с подопечными?
— Планируем провести два спарринга в ноябре и феврале. С кем? Пока не знаю. Хотели сыграть осенью с Уругваем, но не сможем выполнить поставленных им условий. Но ищем, ищем… Будут с нами «молодежники» Сиваков, Нехайчик и Юрченко, которые, думаю, должны прийти на смену ветеранам. Возможно, отправимся осенью в Дубаи, ведь 17 ноября в Минске может лежать снег. В феврале не исключаю выезда в Турцию.
Виктор ИЗОТОВ