Борис Поляев: спорт – это борьба технологий

Источник материала:  
30.09.2010 19:04 — Новости Спорта
Борис Поляев: спорт – это борьба технологий

Борис Поляев: спорт – это борьба технологий

В конце прошлой недели Республиканский центр спортивной медицины принимал гостей — коллег из России. Как рассказал профессор, доктор медицинских наук, главный специалист Министерства здравоохранения России по спортивной медицине, директор Федерального медико-биологического агентства Борис ПОЛЯЕВ, они приезжали, чтобы обсудить совместные планы.

— Спорт высших достижений — это, прежде всего, конкуренция. В связи с этим у любой страны есть свои ноу-хау, которые рассекретить никто не спешит. А вот что касается образовательных программ, связанных с охраной здоровья спортсменов, выявлением различных патологий, диагностикой состояния здоровья, то здесь мы готовы делиться своим опытом и перенимать его у вас. Образовательные программы, касающиеся повышения квалификации врачей, тренеров, массажистов — это тоже наше совместное дело. Мы можем помочь друг другу и научными разработками для предупреждения возникновения каких-то острых состояний и своевременного выявления возможных патологий. Спорт высших достижений уже немыслим без научного сопровождения. По сути, сейчас идет борьба технологий.

— После ознакомления с работой нашего Центра спортивной медицины что-то хотите взять для себя?

— Во-первых, Беларусь — это единственная на постсоветском пространстве страна, которая сумела целиком сохранить свою врачебно-физкультурную службу: и структуру, и ее содержание, и насыщенность, а во всех остальных произошло значительное сокращение врачебно-физкультурных диспансеров. Советская же система была правильно построена. Ее сейчас тиражируют в Китае, Германии. А нам приходится практически заново создавать ее. То есть организационно вы из стран СНГ сохранены лучше всех. И по содержанию работы центр очень привлекателен. Есть логистика построения процессов. Есть законодательные акты по кратности проведения обследований спортсменов, по рекомендациям, по обязательности их исполнения. И аппаратное оснащение у вас довольно хорошее как для диагностики, так и для реабилитационного процесса, санации определенных хронических инфекций. Мы услышали, что планируется переезд центра в новое здание — более современное. Когда есть перспектива роста, это всегда здорово. Нам понравилось и как поставлена организационно-методическая работа с регионами: мы даже обменялись документацией, которая идет с мест. Плюс есть желание разработать совместную программу с возможным выведением ее на межправительственный уровень по профилактике спортивного травматизма.

— Спортивная медицина у вас переведена под крыло Минздрава. В связи с этим вы больше приобрели или потеряли?

— Год — это не то время, чтобы понять все плюсы и минусы. С одной стороны, от нас отдалился главный заказчик — Минспорта. Но, наверное, эти связи реально наладить, было бы такое обоюдное стремление. С другой стороны, врачи с переходом в систему здравоохранения стали официально называться врачами и значительно выиграли в зарплате. Поскольку это элитное подразделение, речь идет о ее почти трехкратном увеличении. Фактически это будут одни из самых высокооплачиваемых в области здравоохранения специалистов. Спортсмены, безусловно, приобрели в плане лечения и консультаций. Теперь они и члены их семей прикреплены к ведущим учреждениям здравоохранения, где бесплатно получают все медицинское обслуживание. И фармакологическое обеспечение в сборных улучшилось. Если раньше на эти цели выделялось 250 рублей в день на человека, то сейчас — 500 и рассматривается вариант повышения до 1000. Это дает возможность закупать более качественные биологические добавки, витамины, различные питьевые составляющие. Еще один плюс (хотя я и не отрицаю наличие минусов) в том, что появилась возможность привлечения новейших достижений клинической медицины в практику спортивной медицины, которая, пока относилась к Минспорта, была изолирована. Это очень важный момент. Ведь спортсмены, как и космонавты, работают на грани своих физических возможностей. А вообще, повторюсь, год — это не срок для каких-то выводов. Он был периодом адаптации, становления, налаживания новых взаимоотношений. Сейчас цель — выстроить Олимпиаду в Лондоне. Дебют в новом статусе на Первых Юношеских олимпийских играх в Сингапуре получился довольно удачным. Второе место — это шикарно. Мы проиграли только китайцам. Медицинское обеспечение уже полностью было за нами. Вне стен деревни у нас функционировал реабилитационный центр, куда был вывезен блок физиотерапевтического оборудования и где работали массажисты, психологи. Ребята могли там даже покушать национальную пищу, поскольку местная кухня довольно специфичная.

— Российские сборные все активнее привлекают иностранных врачей и массажистов. Не хватает своих специалистов?

— Наверное, во всех странах СНГ есть дефицит спортивных врачей. Когда мы уходили из Минспорта, то больше половины специалистов — травматологов, терапевтов не имели квалификации именно по спортивной медицине. Сейчас ситуация меняется. Идет переподготовка кадров с опытом и подготовка молодых специалистов. Если в 2008 году на спортивную медицину в вузах было выделено 15 бюджетных мест, то в 2009 — уже 184, в этом — больше 200. То есть Олимпиада в Сочи популярность профессии заметно подняла. Наш министр Татьяна Голикова на заседании правительства приводила данные, согласно которым на одного врача приходится, если мне память не изменяет, около 70 тысяч занимающихся физической культурой и спортом. Понятно, что это ненормально. Поэтому один из вариантов решения проблемы — создание федеральной программы по развитию спортивной медицины.

— Это правда, что, по крайней мере до прошлого года, у вас далеко не все члены национальных команд проходили углубленное медицинское обследование?

— Да, только порядка 1200 «сборников», а нынче этот состав определен почти в 10 тысяч человек. Все члены сборных и ближайший резерв, представители паралимпийских и неолимпийских видов теперь в обязательном порядке должны два раза в год пройти УМО. Есть, конечно, организационные сбои. К примеру, команда по рыболовному спорту прогуляла последнее углубленное обследование. Но сборные по олимпийским видам такого себе не позволяют.

— Одна из серьезных проблем — увеличение случаев внезапной смерти спортсменов. Что делается для их предотвращения?

— Не думаю, что их число растет, скорее, раньше не обо всех из них сообщали в прессе. Здесь самое главное — профилактика, своевременная диагностика возможной предстоящей патологии. Я не беру неожиданные травмы, которые, увы, тоже не исключены в спорте. Но важно не допускать, чтобы к смерти приводили недолеченные заболевания или вовремя не выявленные. В этом и заключается смысл медицинского сопровождения — обнаружить проблему, поставить на учет, отследить в динамике.

— Один из ваших коллег заострил внимание на том, что не все медики способны грамотно оказать первую помощь…

— Такова общая статистика. Хотя это должен уметь любой врач, но одни хорошо учились, другие — не очень. Если раньше человеку это делать не приходилось, в первую минуту он, будучи даже очень квалифицированным специалистом, может просто растеряться. Поскольку спортивные врачи частенько сталкиваются с экстренными ситуациями, когда нужно оказать неотложную помощь, проводим для них семинары, во время которых анестезиологи, реаниматологи читают специальные курсы, предоставляем возможность на муляжах до автоматизма отработать все действия в наиболее стандартных ситуациях, чтобы человек, не задумываясь, приступал к спасению.

— Серьезные научные разработки требуют немалых средств…

— Сейчас в России уделяется повышенное внимание спортивной медицине. Вплоть до того, что в Минздраве утверждена ведомственная целевая программа по ее развитию. А в ней на научные исследования предусмотрены деньги, на которые действительно можно привлечь ведущие организации по интересующим нас направлениям для разработки конкретных задач.

— И, наверное, одна из самых больных тем перед Играми в Сочи — борьба с допингом…

— Я даже обсуждать ее не хочу, поскольку это направление осталось за Минспорта. Для врачей, работающих в Москве и приезжающих в столицу на сборы, мы каждую среду проводим специальные семинары и два раза в месяц организуем встречи с представителями нашей антидопинговой организации РУСАДА, которые знакомят со всеми новшествами в антидопинговой политике, новыми списками запрещенных препаратов. У врачей должна быть такая информация, чтобы они не попали в банальную ситуацию — не назначили препарат для лечения, который содержит запрещенную субстанцию. То есть уровень знаний медиков в области препаратов мы стараемся повышать, а непосредственно за борьбу с допингом отвечает спортивное ведомство.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО


←Поиграли и снова отдохнем

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика