Виктория Павлович: не верилось в то, что сделала
Виктория Павлович: не верилось в то, что сделала
В ее активе уже 10 медалей разного достоинства с европейских чемпионатов, из них три завоеваны в личном первенстве. Юбилейная награда, «золото» в одиночном разряде, была добыта на финише недавнего первенства Старого Света в чешской Остраве. С вопроса о том, улеглись ли эмоции после победы, началась наша беседа с одной из главных героинь чемпионата, Викторией ПАВЛОВИЧ.
— Скорее, они проснулись только сейчас, когда все вокруг поздравляют. Принимаю десятки звонков от друзей и знакомых. За весь турнир было отдано столько энергии, что эмоций не осталось никаких. Начинаю осознавать, что все это случилось действительно со мной. Тут же появляются мысли и о необходимости снова к чему-то стремиться.
— Что испытали после победного розыгрыша в финале?
— Подняла руки вверх, прыгала от радости. Как всегда, не обошлось без слез — не могла сдержаться. Не верилось в то, что сделала. Да, понимала — победила, но не было ощущения, что это произошло на чемпионате Европы. Осознание значимости успеха пришло уже во время церемонии награждения.
— В финальном матче против Лю Джи вы вели 2:0, 3:1, но соперница сравняла счет. В тот момент не почувствовали неуверенности, волнения?
— Волнение было в первых двух сетах. Потом успокоилась, внушила себе, что это финальный матч, нужно концентрироваться и бороться за каждое очко. Когда счет стал 3:3, сказала себе, что необходимо забыть про прошедшие сеты и начинать все сначала. Страх появился, когда в седьмой партии повела 9:6. Мелькнула мысль: неужели я не выиграю, если до заветной цели осталось всего два очка, в то время как сопернице — четыре?
— Каков был план на игру и насколько удалось его выполнить?
— Терпеть, не опережать события, держать мяч в игре и ждать ошибок соперницы.
— Но вы не ограничились игрой только в защите…
— Совершенно верно. Оставаясь в обороне, обыграть ее было практически невозможно. Осознание того, что я могу атаковать, вынуждало ее спешить, а значит, ошибаться.
— Фаворитом матча была соперница?
— Слышала, что ставки были примерно 10:1 в ее пользу. Некоторые говорили, что она не очень хорошо играет против защитниц. Я не согласна с этим утверждением. В ее активе были победы в матчах с защитницами очень высокого класса.
— Как складывались ваши последние матчи?
— Дважды я ей уступила, но несколько лет назад на ТОП-12 Европы одержала победу. Понимала, что австрийка не из тех оппоненток, кого нельзя обыграть.
— Что советовали перед финалом тренеры?
— Давления с их стороны (мол, обязана выиграть) не было. Говорили, что могу победить, но нужно настроиться, играть спокойно, отбросив эмоции.
— Из других матчей в личном турнире какой был для вас самым сложным?
— В 1/8 финала. Тогда проигрывала польской китаянке Ли Джиан 0:2 по сетам, но смогла победить 4:2. По напряжению этот матч для меня даже превосходил финальный. В финале терять, по большому счету, было нечего.
— Когда увидели турнирную сетку, какие были первые мысли?
— Сетка состояла из четырех листов по 32 человека. Сразу увидела наверху Ву Джидао из Германии, которой проиграла в прошлом году в полуфинале, и Ли Джиан. На этом же листе нашла себя. Первые два матча выиграла довольно легко. Молодую голландку Креемерс немного побаивалась, но все сложилось хорошо. В 1/8 взяла верх над Ли Джиан, но попала не на Ву Джидао, а на Поту, которая ее обыграла. Поте в командных соревнованиях я проиграла, так что настраивалась на тяжелую борьбу, а в итоге разгромила эту соперницу 4:0.
— Во второй раз на турнире вы играли и с Ху Мелек…
— Это всегда непросто. И хотя в командных состязаниях я ее обыграла, второй матч был намного сложнее. Сложность была и в том, что игра начиналась в 10 часов утра, а я четыре ночи подряд очень плохо спала. Перед матчем заснула часа в три, а в восемь нужно было вставать. Победа далась мне непросто и потому, что соперница в этом матче действовала намного лучше, чем в нашем первом поединке. Это неудивительно, ведь на кону стоял финал чемпионата Европы.
— Матч за «золото» проходил в тот же день. Как настраивались на него?
— Старалась не думать о том, что это финал, но мысли о нем все равно лезли в голову. Второй полуфинал проходил сразу после нашего матча с турчанкой, но я его не смотрела — мы поехали обедать и отдыхать. В ресторане тренер Лю Джи сказал нам, что она выиграла и мне соперничать с ней. Честно говоря, я склонялась к тому, что она уступит Руте Паскаускене, хотя даже не знаю, с кем мне было бы проще играть.
— Чешские болельщики в финале поддерживали вас…
— В Европе зрители всегда болеют за выходцев со своего континента, когда те встречаются с азиатками, поэтому ничего удивительного в том, что в Остраве в финале поддерживали меня. Это помогало. Кроме того, думаю, тамошние болельщики приметили меня, когда мы в командном турнире играли с их сборной. К слову, без поддержки не оставалась на протяжении всех матчей в личных состязаниях.
— Кто первым поздравил с победой?
— Конечно, тренер, Татьяна Григорьевна Петкевич. Тут же прибежали Вероника, Александр Николаевич Петкевич. Мужу позвонила — он матч не смотрел, сказал, что ему лучше потом все узнать. Брат тоже никогда матчи в прямой трансляции не смотрит, очень волнуется. А вот родители встречу видели, но в записи. Когда выиграла, тут же посыпались звонки, эсэмэски со всех концов мира.
— Как отметили победу?
— Поужинали с тренерами, выпили вина, которое мне подарили на награждении. В гостинице к нам присоединились Оксана Фадеева и Рута Паскаускене. Дома же праздновали в семейном кругу: не люблю шумных сборищ.
— Когда ехали на чемпионат, на какой результат себя нацеливали?
— Первенство континента — мои самые любимые соревнования, а самый любимый вид — командный турнир. Всегда хотелось добыть там медаль. На нее в первую очередь и нацеливалась. Честно говоря, после окончания состязаний среди дружин не думала, что мне хватит эмоций на личный турнир.
Очень счастлива, что мы завоевали «бронзу». Это то, к чему мы так долго шли. Благодарна Веронике, которая была настоящим лидером команды: в самых важных матчах она приносила нам очки.
— Казалось бы, имея в активе «бронзу» чемпионата мира, завоевание аналогичной медали первенства Европы — не столь уж знаковое достижение…
— Не скажите. За последние 10 лет мы четыре раза проигрывали за выход в четверку лучших. Так хотелось, наконец, пройти в квартет сильнейших! А тут еще все вокруг удивлялись, что у нас есть медаль чемпионата мира, а на европервенстве никак не везет.
— У вас в команде игроки двух разных поколений. Как удается находить общий язык и достигать взаимопонимания?
— У нас очень дружная команда. Проблем ни в общении, ни в игре нет. Та же Инна Карагодина, которая также ездила на чемпионат, находясь на трибуне, так болела за нас, не жалея ладоней, что потом пришлось руки под холодной водой держать. Саша Привалова помогла — принесла очко в очень нужный момент. Вероника же, как я уже говорила, вообще вела за собой команду.
— Вы всегда очень переживаете за сестру…
— Конечно, как и она за меня. Между нами не может быть никакого соперничества. Хочу, чтобы она побеждала, чего я ей и желаю. Она достойна этого не меньше, чем я, просто в каких-то моментах не может совладать с собой, а я просто крепче психологически.
— Какой из командных матчей запомнился особенно?
— Таких было два — против Венгрии и Турции. В первом было 2:2, и Вероника, проигрывая Тот 0:2, победила. Во втором я уступила сопернице, которой не думала, что проигрываю. Я очень расстроилась, полагала, что из-за меня команда не выиграет. В решающий момент свое слово сказала Вероника.
— Медаль у вас уже была, но то, что не удалось пройти в финал, расстроило?
— Конечно. В прошлом году в четвертьфинале имели шансы переиграть голландок, сейчас снова могли взять над ними верх, и тогда гарантировали бы себе «серебро». В этот раз выбрали такую же расстановку, имели шансы, но снова не получилось. Слышала разговоры в кулуарах, что единственные, кто может одолеть команду Голландии, белоруски. И это было реально, но все повернулось не в нашу сторону.
— Когда выбирается расстановка на матч, тренер с вами советуется?
— Разумеется. Собираемся всей командой и в соответствии с тем, кто против кого лучше может сыграть, решаем, какова должна быть заявка на ту или иную игру.
— В паре со Светланой Ганиной вы уже становились чемпионками Европы. Что не получилось на этот раз?
— Если честно, по игре мы были слабее румынок Додеан и Самары, которым уступили в четвертьфинале. Светлана после перерыва в карьере, связанного с рождением ребенка, восстанавливается, набирает форму, но еще не достигла оптимальных кондиций. Вообще, я не очень довольна игрой нашей пары. Да, очень хотелось завоевать медаль и тут, но я прекрасно понимаю, что сложно на одинаково высоком уровне провести все матчи во всех разрядах — где-то потеряешь, где-то приобретешь.
— Для вас имеет значение количество болельщиков?
— По большому счету, нет. Я настолько сконцентрирована на игре, что не обращаю внимания на все остальное. Хотя, когда болеют именно за меня, очень приятно.
— У вас солидная коллекция медалей чемпионата Европы. Самая значимая — золотая в одиночке?
— Для меня равнозначны личное «золото» и командная «бронза».
— Кто-нибудь из соперников на чемпионате удивил вас?
— В прошлом году всех удивила Песоцкая. Сейчас даже не скажу, что была хоть одна громкая сенсация. По крайней мере в женском турнире, ничего похожего не заметила. У мужчин неожиданностью для болельщиков стало поражение Владимира Самсонова. Но это вовсе не трагедия, у Володи впереди еще много ярких побед. А за команду наших ребят я очень рада — они большие молодцы. Самсонов, как всегда, был на высоте. Евгений Щетинин меня вообще покорил. В таком возрасте так выкладываться, так бороться — это фантастика. Кстати, Женя меня перед чемпионатом на сборе в Раубичах очень вдохновил — говорил, что он не видит мне равных.
— Подготовительный период хорошо прошел?
— Да. А самое главное, что приехала на чемпионат не уставшей психологически. Вот на том же первенстве мира вроде и физически, и технически была неплохо готова, но психологической устойчивости явно не хватало. А в нашем виде спорта она имеет огромное значение. Один розыгрыш может все перевернуть, и ситуация в матче кардинально изменится. Таков настольный теннис. Не жалею ли, что выбрала его? Нет. А вообще, думаю, мы с сестрой сумели бы проявить себя и в другом виде. Нас и плаванием приглашали заниматься, и на лыжах всегда неплохо получалось.
— А в будущем себя тоже в спорте видите?
— Не знаю, как получится. У меня есть и другие, не связанные со спортом мечты и планы. Пока еще можно поиграть, тем более что получается. Игроки защитного стиля, как я, достигают своего потолка позже, чем нападающие, да защитниц и меньше в разы. Кстати, до этого чемпионат Европы защитница выигрывала 10 лет назад.
— Как получилось, что вы стали играть в защите?
— Когда пришла в секцию, первое время была нападающей, но у меня мало что получалось. В итоге тренер решил попробовать меня в другом стиле. Мне такая игра сразу понравилась. При этом подготовка защитника и нападающего разная. Защитники должны быть намного более выносливыми, физически подготовленными, терпеливыми. А ждать — это, как известно, очень сложно.
— Чемпионат Европы показал, что китаянок, во всяком случае, европейских, можно обыгрывать…
— Конечно. И это делала не только я. За счет чего? За счет трудолюбия, разнообразия в игре. Азиатки уж слишком прямолинейны. Пусть они хорошо наиграны, но если европейка загоняет их в угол, они могут и дрогнуть.
— На тренировках вы работаете с ребятами?
— Да, они нам очень помогают. Наша медаль — и их тоже. За границей, знаю, ребята, день потренировавшись с девчонками, считают, что сделали огромное одолжение. У нас такого нет.
— Самый преданный болельщик Виктории Павлович — сестра?
— Конечно, а еще муж и вся семья.
— Если бы у вас попросили совета, что нужно сделать для дальнейшего развития настольного тенниса в Беларуси, каковы были бы ваши предложения?
— В первую очередь нужно построить залы во всех областях, чтобы дети имели возможность заниматься. Кроме того, необходим соответствующий инвентарь. Проблема тренерских кадров также стоит довольно остро.
А вообще, уверена, что необходимо популяризировать те виды спорта, в которых наши представители добиваются успеха. Подробно рассказывать об этих победах, а не упоминать о них вскользь после отчетов о матчах импортных чемпионатов по футболу и хоккею. Крен в сторону одних видов, в которых наши не добиваются высоких результатов, в ущерб другим, где постоянно есть медали с крупнейших турниров, уверена, должен быть исправлен.
— Среди нынешнего поколения отечественных молодых игроков видите тех, кто в будущем сможет вырасти в теннисиста высокого уровня?
— Сложно прогнозировать. Способный мальчик или девочка может оказаться ленивым, а трудолюбивый — бездарным. Для того чтобы вырасти в топ-игрока, много чего должно сойтись. Способные дети у нас есть, но им самим и с ними нужно правильно работать.
— Каковы ваши ближайшие турнирные планы?
— В октябре сыграю на Открытом чемпионате Венгрии, в ноябре — на аналогичных соревнованиях в Польше. Думаю, получу приглашение на Кубок мира или на турнир сильнейших игроков в Китае. Так что расслабляться времени нет.
Наталья ЖАВОРОНКОВА