Третья «Б» у нашего «Г»
Третья «Б» у нашего «Г»
Прежде всего о заголовке. Каждый может воспринять его в меру собственной распущенности, но смысл в него вложен простой: в карьере лучшего футболиста Беларуси последних лет Александра Глеба, практически накануне старта европейской отборочной кампании-2012, возникла после БАТЭ и «Барселоны» третья буква «Б» — клуб английской премьер-лиги «Бирмингем». Только и всего.
Хотя, конечно, предыдущая фраза имеет множество подводных и надводных частей. В первую очередь, надо сконцентрироваться непосредственно на завтрашнем матче с Францией, стараясь понять, чем Глеб-старший может помочь национальной команде и уместно ли вообще наставнику Бернду Штанге рассчитывать на его услуги. Увы, но если раньше подобных сомнений не могло быть по определению, то ныне они вполне допустимы. Причем не только на волне сожаления, определяемого междометием «увы». Ведь, с одной стороны, крайне обидно, что два последних сезона, проведенных Александром в «Барселоне» и в аренде в «Штутгарте», подталкивали его к образу игрока, уже едущего с ярмарки. Но, с другой стороны, сейчас ситуация в сборной принципиально иная. Раньше проблема замены Глеба-старшего представлялась неразрешимой, сейчас же варианты есть, причем Штанге уже апробировал их в спаррингах. Достаточно удачно, хотя эффект, конечно, нельзя сравнить с разорвавшейся бомбой. Однако определенные откровения оказались зафиксированы и специалистами, и болельщиками, и журналистами. Можно сколько угодно вспоминать прежние великолепные матчи Глеба-старшего, но этим летом куда актуальнее были впечатления о росте мастерства и взрослении таких исполнителей, как Путило и Кисляк. Амплуа первого при этом сильно перекликается с функциями, обычно выполняемыми на поле нашим легионером с громким именем.
Однако! Штанге, да и всех нас можно понять: мы столько лет едва ли не молились на Александра, считая его мессией и ожидая воплощения «божественной сути» таланта во что-то реальное, чтобы на раз-два-три похоронить прошлое и отказаться от надежд, связанных с Глебом. А тут еще наш немецкий наставник, которому не откажешь в упорстве, порой переходящем в упрямство, успел прошлой осенью продекларировать тезис о завершении «эпохи экспериментов». А о какой такой черте может идти речь, если в основном составе в стартовом матче, определяющем настроение на весь отборочный цикл и, в принципе, во многом решающем, будет отсутствовать ее исторический лидер? Лидер, уже и так отказавшийся от капитанских обязанностей?! А тут еще и июньская история. На спарринги с Гондурасом, Южной Кореей и Швецией Александр в сборную не приехал, предпочтя именно в эти сроки решить медицинские проблемы, находящиеся в компетенции специалистов профиля «ухо, горло, нос». Но на домашнем «товарняке» со скандинавами присутствовал в ложе почетных гостей и, более того, возмущался действиями тренера, отведшего прилетевшему из Китая младшему брату Вячеславу сущий мизер игрового времени. На человеческом уровне с Александром в данной ситуации можно было согласиться, тем более что манера Штанге специфически работать с кадрами всем уже известна. Тот летний конфликт оказался-таки потушен, как и разногласия немецкого наставника с нынешним капитаном Жевновым, но осадок — он всегда остается. И стоит лишь слегка взболтнуть емкость, как все забурлит и вспенится.
Ситуация, что и говорить, непростая, имеющая, помимо непосредственно футбольных моментов, множество психологических аспектов. Но все таинство психологических и педагогических изысков оставим на долю Штанге. Это герр Бернд постоянно варится в котле коллективных и межличностных отношений. Это его зона ответственности и компетентности — ему отвечать за результат, а в случае его нулевого уровня — за методы, которыми мы опять дойдем до такой жизни. Если Штанге не пошел по пути своих испанских коллег Луиса Арагонеса и Висенте Дель Боске, отказавшихся от услуг на чемпионатах Европы и мира самого Рауля, то, значит, уверен, что присутствие Глеба-старшего как минимум ничему не повредит и никого не разбалансирует. Хотя, конечно, со Штанге можно и нужно спорить.
Не будучи посвященным в детали и нюансы того, что прошедшим летом происходило у Александра в «Барсе», сложно расставлять категоричные акценты. Однако есть все основания утверждать, что межсезонье у белоруса опять получилось скомканным. Посудите сами. В мае Глеб-старший перенес хирургическое вмешательство и счастливо избавился от проблем с дыханием, которые его агент Николай Шпилевский обозначил в качестве чуть ли не главных причин неудач футболиста. Так это либо не так — вопрос в данном контексте вторичный. В любом случае Александр вернулся в столицу Каталонии с надеждой доказать собственную состоятельность. Но наставник «Барсы» еще тот «мудрец», как назвал Хосепа Гвардиолу только-только перешедший из «гранатово-синего» лагеря в «Милан» нападающий Ибрагимович. По словам шведа, тренер при появлении в помещении Златана просто быстро его покидал. Похоже, нечто подобное происходило и в отношении белоруса. Настоящего шанса Гвардиола ему не предоставил, сразу отцепив от обоймы. Разумеется, Глеб-старший пережил потрясение. Во-первых, удар по самолюбию на волне несправедливого отсутствия внимания к собственной персоне. Во-вторых, дефицит игровой практики, а возможно, и нормальных тренировочных условий. В-третьих, тревога за будущее, пребывание в абсолютно подвешенном состоянии. Ибо при условии сохранения барселонской прописки Александр бы похоронил как минимум полгода карьеры. В-четвертых, развязка нервотрепки почти на исходе трансферного окна оказалась пикантной. «Бирмингем» — это, при всем уважении к английскому клубу, далеко не «Барса» и «Арсенал», а также далеко не те клубы, которые в течение всего лета фигурировали в качестве возможного пристанища белоруса, — «Тоттенхэм» и «Милан», «Бенфика» и «Лион».
Учитывая все эти обстоятельства, вкупе с серыми впечатлениями, которые оставила игра Глеба-старшего в августовском спарринге сборной с Литвой в Каунасе, трудно рекомендовать Штанге всерьез рассчитывать на вчерашнего игрока номер один. Скорее, наоборот. Ведь, повторимся, сейчас у герра Бернда появились альтернативные варианты, апробированные на практике.
Однако есть большое подозрение, что завтра Александр Глеб с первых минут появится на поле стадиона в Сен-Дени. В противном случае Штанге по испанскому примеру просто не должен был вызывать игрока, чтобы не создавать дополнительного напряжения, не будоражить умы остальных членов национальной команды иллюзиями: Саша по-прежнему наш лидер, играем через него. Если Глеб-старший в сборной, то он должен быть в составе. А уж там посмотрим, что достанется Штанге: пироги и пышки или синяки и шишки.
В конце концов, очевидно, что судьбу белорусов в Париже определят несколько моментов. Первый: способность не испугаться, не дрогнуть еще до стартового свистка арбитра. Второй: надежность вратаря, организованность и самоотдача в защите. Третий: умение быстро переходить из обороны в атаку. За последнее и должен отвечать Глеб-старший. Причем какие бы критические стрелы ни метали все («СП» в том числе) в адрес Александра, но его таланты и позитивные качества еще не затенены тем же Путило. В конце концов, Антон был не очень хорош в обоих матчах с «Брюгге», которые весьма показательны. Да и Глеб, наконец-то определившийся с клубом, должен как-то взбодриться, заодно поняв: если не сейчас, то уже никогда!
По сути дела, это у Александра последний шанс проявить себя в сборной по гамбургскому счету, ибо использованная в этом материале характеристика — «игрок, едущий с ярмарки» — все больше и больше наполняется практическим смыслом и реальными доказательствами. Достаточно вспомнить об атмосферах, которые сопровождали все предыдущие трансферы хавбека, с теперешней аурой «прыжка» в Бирмингем. Из БАТЭ в «Штутгарт» — это сюрприз, надежды и волнение за судьбу футболиста. Из «Штутгарта» в «Арсенал» — взрыв атомной бомбы. Главная тема для пересудов на несколько недель. Общенародное обсуждение перспектив игрока в стане «канониров»: как будет использовать его Арсен Венгер, как состоятся взаимодействия со звездными партнерами. Из «Арсенала» в «Барселону» — еще один эмоциональный катаклизм с закравшимися сомнениями. Зачем уходить из топ-клуба, где все так хорошо складывалось? Но в то же время — осознание, что с «Барсой» можно добиться большего, главное — пробиться в состав. И вспомните, два года назад многие из нас были уверены: по стилю игры Глеб-старший будет своим в «гранатово-синей» компании. Не стал, а следовательно, переход из «Барселоны» в «Штутгарт» при отказе от варианта с «Интером» уже был воспринят со скепсисом. Правда, существовало мнение, что Александру полезно окунуться в привычную среду бундеслиги и «Штутгарта» для возвращения нового утверждения собственного «Я». Окунулся, но желаемого эффекта «водные процедуры» не дали. Поэтому переход из «Барселоны» в «Бирмингем» уже походил на плохой фарс и обошелся без газетных полос. Все просто вздохнули, когда на вопрос: «Ну что, нашли ему команду?» — был найден ответ.
Но есть ведь сага, легенда о птице Феникс. И может, в Париже начнется возрождение Александра Глеба?! В конце концов, носоглотка его больше не беспокоит. Да и Штанге отступать некуда. Для него тоже все ясно: сейчас или никогда.
Руслан ВАСИЛЬЕВ