Что хорошо, то – хорошо

Источник материала:  
12.08.2010 19:55 — Новости Спорта
Что хорошо, то – хорошо

Что хорошо, то – хорошо

Итак, самые первые впечатления «СП» о прекрасной форме Александры Герасимени, в которой она подошла к чемпионату Европы в Будапеште, оказались верными. Лидер белорусского плавания еще в своем первом старте — предварительный заплыв эстафеты 4х100 м вольным стилем — продемонстрировала высокую степень готовности, чтобы затем все подтвердить и оправдать в индивидуальных стартах на этой же дистанции. Вначале был рекорд страны 54,13 с большим гандикапом от прежнего достижения. Затем последовало незначительное отступление назад — 54,25, но путевка в финал с четвертым результатом была гарантирована. И, наконец, в среду Герасименя отработала «сотню» за 53,82, еще раз обновив национальный Эверест и завоевав «серебро» континентального форума. Учитывая и эти секунды, и статус кролевой «сотни» — королевского вида программы, сама спортсменка и ее личный тренер Елена Климова заслужили массу поздравлений и восторгов. Браво!

Разумеется, внимательный читатель СП» после среды мог задаться любопытным вопросом: дескать, как стыкуется индивидуальный прорыв Герасимени на пьедестал с критической статьей «Предательство интересов?..», посвященной финалу женской эстафеты 4х100 м вольным стилем и опубликованной в предыдущем номере? Ответ лежит на поверхности: прекрасно стыкуется. Ибо в упомянутом материале таланты Герасимени и профессионализм Климовой никоим образом не подвергались сомнениям — напротив. Кроме того, что хорошо, то — хорошо, а что было плохо, так плохим и осталось. И от своего мнения «СП» не отказывается: незаявка Герасимени на финальный заплыв спора кролевых квартетов, ее замена на «спинистку» и тезку Ковалеву, деморализация остальных пловчих еще до старта и, как следствие, позорный финиш без борьбы на последнем месте — все это стыдно и требует серьезного разбирательства процессов, происходящих в команде.

Правда, сейчас после индивидуального «серебра» Герасимени и ее превосходного результата на профильной «сотне» наверняка отыщутся «адвокаты», которые начнут давить на аргумент: «Вот видите, Александра сберегла силы — и медаль в нашей копилке». Однако, по моему мнению, это абсолютно порочная логика. Именно из-за нее в отечественном плавании множество проблем, а национальную сборную можно только с натяжкой назвать командой.

Во-первых, пора перестать делать из Герасимени «немощного инвалида». Разумеется, Александру, как и любого спортсмена элитарного уровня, не обходят травмы и повреждения, но она вполне в состоянии соревноваться гораздо чаще, чем это есть сейчас и было в прошлом. Во-вторых, как бы нас ни обрадовала в среду награда на олимпийской «сотне», но в понедельник болельщики получили предательский, а-ля Брут, удар в спину. А о любителях спорта надо помнить всегда, как и о том, что спорт ради спорта — абсурд. В-третьих, Герасименя — это прекрасно, но, как известно, Боливар не может вынести двоих, троих, четверых и так далее. Нам нужна команда, а не только премьер, пускай и класса элиты. Наконец, в-четвертых, крепнет убеждение: если бы из года в год, из сезона в сезон не повторялись бы фортели «бережливости», то Герасименя достигла гораздо большего. Это надо проанализировать незамедлительно!

Давайте рассмотрим динамику выступлений Александры на «сотне» в Будапеште. Пропустив по воле тренеров в понедельник вечерний финал эстафеты, белорусский лидер утром вторника показала лучшее время в предварительных заплывах, но вечером проиграла самой себе 12 сотых секунды. Причем это старая тенденция подопечной Климовой. Так было много раз, от чего Герасименя неоднократно страдала. И объяснить это физическим состоянием нельзя. Однозначно здесь дело в психологии. Не выплеснув эмоции в финале эстафеты и нечетко просчитывая свое местонахождение в будапештской системе координат, белоруска, скорее всего, «отбарабанила» в «предвариловке» едва ли не по максимуму. На всякий пожарный случай, чтобы не попасть впросак. Чем и выхолостила себя эмоционально. Ведь для Герасимени любой старт — это событие. Ее соперницы плавают много и часто, получая от процесса удовольствие, а в случае Александры каждое ее появление на стартовой тумбочке — испытание на излом, выступление под мощнейшим прессом ответственности. И еще хорошо, что нынешний континентальный форум недосчитался доброго десятка фаворитов на «сотне» кролем: в Венгрии не состязаются лучшие голландские силы, элита немецкого спринтерского плавания во главе со знаменитой Штефен, француженки гранд-класса и еще, еще, еще. Будь иначе, и отступление белоруски вечером вторника могло привести к пролету мимо финала, как сие случалось ранее. Отступать на таких форумах — смерти подобно. Благо венгерские карты разложились к нашему общему удовольствию, а настроиться на финал Герасимене удалось превосходно.

Однако! Сейчас очень модно рассказывать о том, что адепты вуду, исполняя специальные ритуальные песни в чей-то персональный адрес, способны умертвить несчастного. Возможно, это и бред, но на обычном бытовом уровне каждый из нас знает: хочешь испортить человеку настроение — окажи на него психологическое воздействие. Например, говори при встрече: «Ой, как плохо ты выглядишь». Но если разобраться, то аналогичный посыл заложен и в ситуациях, когда тренеры берегут силы Герасимени. Все соревнуются — Александра отдыхает. Все получают удовольствие — белорусский лидер готовится и горит в ожидании часа «Х». Конечно, Климова не говорит подопечной, что она не такая, как все, а значит, и не может, как все. Что она бедная, несчастная и маленькая на фоне «громил» типа рекордсменки мира Штефен. Но это на уровне алгоритма заложено в тренерские решения, от которых спортсменка лишь укрепляется в неуверенности, тонет в психологических комплексах скорее всего недооценивая собственного потенциала. Какие из-за этого могут быть последствия, хорошо известно: случай, когда в финале Александра показывает лучший результат, — это пока исключение, а не само правило. А ведь все может и должно быть иначе.

Да и принципиально имеет смысл утверждать, что после отказа от «резиновых» плавательных костюмов пробьет час Александры. Она сама еще не заметила разницы, а точнее говоря, плывет в «текстиле» быстрее, чем делала это в полиуретановой экипировке. В отличие от большинства соперниц. Техника белоруски, ее чувство воды и естественная плавучесть, таким образом, компенсируют недостаток в антропометрии. Более того, сейчас высоченные и накачанные оппонентки вынуждены сбавлять в массе, ибо «резина» уже не держит их на поверхности, как это было еще год назад на сумасшедшем чемпионате мира в Риме.

Что же касается перспектив на олимпийской кролевой «сотне», то здесь в первую очередь надо отталкиваться не от факта выигранной медали, а от результата. 53,82 — это определенная заявка и, скажем сдержанно, претензия на участие в финальном заплыве на Играх-2012 в Лондоне. Поэтому не зря в своем будапештском флеш-интервью Герасименя не скрывала: «Отныне еще больше времени уделю «сотне» кролем. Мне понравилось». Да будет так. Ибо, держа, разумеется, в уме всех отсутствовавших европейских фаворитов и помня об американках, австралийках и прочих спринтерах не из Старого Света — география дистанции 100 м вольным стилем очень велика, — никто сейчас не даст гарантии, что в «текстиле» они будут безальтернативно обыгрывать Герасименю. После Будапешта у нее, между прочим, третий результат мирового сезона. Быстрее белоруски плыли лишь чемпионка Будапешта британка Халшалл (53,58) и одна из голландских прим Кромовиджожо (53,44).

Однако персональный успех Герасимени нельзя «размазывать» густым слоем на всю нашу команду в Будапеште, а тем более на все отечественное плавание. Это пускай и приятная, а заодно и перспективная, но — частность. Оскандалившись позорным финалом в кролевой женской эстафете, нынешний вариант тренерской иерархии в очередной раз дал понять: белорусское плавание нуждается в человеке (мужчине или женщине — не важно), который бы сумел навести порядок, дисциплинировать коллег, заставить их проникнуться командным духом. Задача, видимо, очень сложная, раз уже два года вакантен пост главного тренера и желающих ввязаться в бой на горизонте не видно. Само же «болото» не очень-то и старается проявить расторопность при поиске зарубежных вариантов. Но надо искать и найти!

Чтобы был специалист с характером, чтобы сразу однозначно сказал: «В эстафете всегда плывут сильнейшие — исключение только смерть». Разумеется, его воспримут в штыки, как это было с Михаилом Чугуевым, хотевшим изменить ситуацию, но в чем-то перегнувшим палку, а самое главное — не поддержанным работодателями из Минспорта. Чугуева оппоненты сломали на уровне заплывов по высоким кабинетам, когда группа Климовой отделилась от команды, получила в проекции на Пекин-2008 преимущественное финансирование, стала проводить свои сборы в Океании и т.д. и т.п.В результате ничего, кроме конфронтации и личной неприязни, мы не получили. Но надо пробовать еще — хуже не будет. Нашему плаванию нужен человек, который бы объединил фанатиков и эгоистов, группы и группировки в Команду. Иначе не поплывем. Это точно.


←«Китайский дракон» Вячеслав Глеб

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика