Морган не проморгал
Морган не проморгал
Никому из спортсменов не пожелаешь пережить то, что выпало на долю Вадима Девятовского и Ивана Тихона. Напомним, белорусских метателей молота, завоевавших в Пекине «серебро» и «бронзу», обвинили в употреблении запрещенных препаратов, отстранили от международных стартов и они вынуждены были добиваться справедливости в Спортивном арбитражном суде (CAS), который принял сторону белорусов.
После почти двух лет борьбы им вернули не только награды, но и, самое главное, доброе имя. Чтобы рассказать журналистам о подробностях борьбы с бюрократами из МОКа, молотобойцы собрали в Минспорта специальную пресс-конференцию.
Помимо атлетов во встрече с журналистами участвовали вице-президент НОКа, директор РЦОПа по легкой атлетике Геннадий Алексеенко, главный тренер национальной легкоатлетической сборной Анатолий Бадуев, адвокат Майк Морган и директор НИИ физкультуры и спорта Николай Кручинский.
В своем вступительном слове Вадим Девятовский поблагодарил всех, кто помогал атлетам добиться справедливости. Поначалу оба спортсмена и не предполагали, насколько это дорогое удовольствие.
— Думали, что расходы составят 100—200 тысяч долларов. Но в итоге, поскольку слушания постоянно затягивались, переносились, сумма затрат возросла до полумиллиона. К тому же дорого обошлись услуги экспертов и адвоката. Впрочем, Майк Морган свои деньги отработал сполна. К счастью, физкультурно-спортивное общество «Динамо» продолжало выплачивать нам зарплату, спонсорскую помощь оказала и одна из фирм.
Сначала мы хотели, чтобы в суде нас представлял швейцарский юрист. Он обошелся бы нам в три раза дешевле, чем Майк Морган, — рассказывает Иван Тихон. — Но мы отдали предпочтение английскому адвокату, потому что он убедил нас в своей высокой квалификации на практике. 80 процентов наших доказательств строилось на научной основе, и Морган смог рассказать об этом в суде хорошим юридическим языком. Документы заняли 13 ящиков, в каждом из которых было по четыре тома.
Спортсмены отметили, что сейчас, когда все дрязги и нервотрепка, связанная с судейскими делами, уже позади, главное — успеть подготовиться к Олимпиаде в Лондоне.
Адвокат британской конторы «Хаммондс» Майк Морган, который, по словам Ивана и Вадима, стал одним из главных творцов победы в Лозанне, рассказал, что построил свою защиту на нестыковках в работе пекинской лаборатории:
— В целом работа пекинской лаборатории была хорошей, но в нашем конкретном случае почему-то было допущено очень много серьезных ошибок. Причем нестыковок и отклонений от международных стандартов было не одно-два-три — их было огромное количество. Они касаются как процедуры допинг-анализа, так и последовательности сопоставления результатов. Кроме того, один и тот же человек работал с открытыми пробами (что очень важно) А и В. Это не просто техническая деталь. Причина того, что с пробами должны работать разные люди, в том, что если один специалист допустит ошибку, то второй не повторит ее. Поэтому у нас есть основания предполагать, хотя мы это и не утверждаем, что с пробами могли быть проведены какие-то манипуляции.
Это доказательство и документ, на основании которого результаты спортсменов были аннулированы и атлеты были лишены медалей. «Однако на доказательства, которые сфабрикованы, нельзя полагаться», — считает Майк Морган. Он пояснил: разница показаний в пробах А и В была настолько большая, что сложилось мнение, будто это пробы двух разных людей. Это еще одно свидетельство того, что была допущена фундаментальная ошибка во время процедуры.
Позже стало известно, что люди, работавшие с тестами Девятовского и Тихона, одновременно работали и с образцами по крайней мере еще одного спортсмена. Причем до последнего момента это от белорусов скрывали. Уже любой из указанных факторов может поставить под сомнение результаты тестов. Учитывая все эти детали, было очень странно, почему Международный олимпийский комитет так агрессивно защищался.
Пытаясь выяснить причины многочисленных несоответствий и нестыковок в заключении пекинской лаборатории, адвокаты делали запросы с просьбой предоставить оригиналы документов.
«После наших запросов нам стало понятно, что либо МОК не знает ответов, либо по каким-то причинам отказывается их предоставить. Тогда были сделаны аналогичные запросы в пекинскую лабораторию. Но и там оказались не в состоянии прояснить ситуацию. Поскольку допинг-тест — это очень точная процедура, то самым главным является идентичность образцов проб. И если вместо объяснений, почему произошли расхождения, нам выдают документ, который, по сути, свидетельствует о нарушениях в ходе допинг-исследований, то этот документ для суда бесполезен. Почему не были предоставлены оригиналы документов, для нас так и осталось загадкой. Но этого мне оказалось достаточно, чтобы выиграть дело», — заключил Майк Морган.
Примечательно, что оригиналы документов исследования допинг-проб белорусских молотобойцев пекинская лаборатория не предоставила и Спортивному арбитражному суду (CAS) в Лозанне, хотя суд также их запрашивал.
По мнению Геннадия Алексеенко, адвокат из Англии сделал все возможное, чтобы парней оправдали. Геннадий Павлович заявил, что это большая победа белорусского спорта, которая, тем не менее, должна многому научить. В частности, уже давно назрела необходимость создания в нашей стране специальной юридической службы, для помощи спортсменам в отстаивании их доброго имени.
В свою очередь директор НИИ физкультуры и спорта Николай Кручинский сообщил, что в сентябре ожидается прибытие в Минск делегации Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Целью визита в Беларусь станет изучение того, как ведется борьба с допингом в нашей стране, а также знакомство с тем, как работает наша национальная антидопинговая лаборатория, для которой мы рассчитываем получить аккредитацию ВАДА, рассказал Николай Кручинский. Пользуясь случаем, белорусская сторона намерена поинтересоваться, какая судьба ждет пекинскую лабораторию, обвинившую Вадима Девятовского и Ивана Тихона в применении запрещенных препаратов.
Станислав РУЖЕВИЧ