ЧЕ. Мнения. "Заказанная атлетика"
Завершившийся в Барселоне чемпионат континента вызвал оcтрую реакцию со стороны многих любителей спорта и ряда специалистов. Сегодня мы публикуем мнения бывших руководителей белорусской легкой атлетики.
Александр РУДСКИХ, главный тренер национальной команды в 1995-2004 гг., заслуженный тренер СССР
— Итоги чемпионата Европы по легкой атлетике с точки зрения сиюминутного момента можно признать удовлетворительными. Однако с учетом перспективы развития я сделать этого не могу. Более того, не покидает тревога, что после лондонской Олимпиады 2012 года нас ждет многолетний кризис. В связи с этим я обращаюсь к Владимиру Николаевичу Потупчику не только как к председателю БФЛА, а главным образом как к государственному деятелю нашей страны.
Уважаемый Владимир Николаевич! Вы, вероятно, по причине большой занятости, невольно отдали на откуп белорусскую легкую атлетику Анатолию Бадуеву и его особо приближенным с прогнувшейся спиной. Нам продемонстрирована недальновидная политика. Все эти годы идет элементарная эксплуатация атлетов, полученных в наследство от прежней команды. Удостовериться в этом нетрудно. Нужно лишь проследить по статистике, кто завоевывал медали на топ-турнирах последнего шестилетия. И тогда все становится ясно.
Рассматривая перспективы на Лондон, могу заявить однозначно: в борьбу за олимпийские медали способны включиться сегодняшние медалисты — Надежда Остапчук, Андрей и Наталья Михневич, Андрей Кравченко, а также несколько ветеранов, прежде всего Иван Тихон и Оксана Менькова. Из молодых их могут поддержать лишь Анастасия Мирончик и, возможно, Эдуард Михан.
Кстати, Настю Мирончик нашел и сделал задел ее подготовки динамовский тренер Иосиф Трахимчик. Эта девочка уже в 14 лет прыгала за шесть метров. Об этом сегодня сознательно умалчивают. Так же, как и о том, что Кравченко, Наташа Корейво и Маша Смолячкова огранили свои таланты золотом юниорского чемпионата мира еще в 2004 году...
Не могу признать прошедший чемпионат Европы выдающимся. Из 47 видов программы не более чем в десяти показаны результаты предстоящей Олимпиады. И даже на этом фоне у нас столько провалов!
Молодежь снова, как и в Пекине, фактически оказалась недееспособной. В этом в большой степени повинны не только современные методы работы с резервом, но и укоренившаяся сейчас у нас практика судейства республиканских соревнований. Фальсификация результатов стала нормальным явлением! “Химичат” с фотофинишем, ветромером, “заказывают” результаты отдельным судьям в прыжках, метаниях и спортивной ходьбе.
Неужели позор женского спринта на чемпионате Европы снова останется без внимания?! Думаю, не буду оригинальным в предвидении оправдательных аргументов нынешнего руководства национальной команды. Главными будут ссылки на апробирование вариантов подготовки к Лондону. Уверен, что это неприкрытая демагогия, направленная на сохранение высоких коэффициентов получаемой зарплаты и руководящих должностей.
Апробировать уже нечего. Если даже некоторые СМИ из номера в номер будут прославлять талант главного тренера, его расчетливость и логику подготовки, чуда не произойдет. Талант Анатолия Бадуева совершенно очевиден: в осуществлении принципа “Разделяй и властвуй!”, в выпячивании собственной личности при любом успехе, кому бы он ни принадлежал, в плетении интриг и принижении заслуг тех, кто имеет собственную точку зрения, в заигрывании с рядом руководителей... Очень жаль, что начальники разных уровней не понимают этого или делают вид, что не понимают, и тем самым наносят огромный вред легкой атлетике.
А окружение? Как можно квалифицированно управлять резервом старшему тренеру Моисеевичу, имея личных учеников, которых нужно тренировать утром и вечером? Воспитывать резерв по телефону?
Ушедший в историю чемпионат Европы заострил проблемы, обнажившиеся еще в минувшем году после громкого провала на чемпионате мира в Берлине. К сожалению, никаких выводов тогда сделано не было. Процесс деградации отечественной легкой атлетики продолжается.
Леонид МИХАЙЛОВСКИЙ, председатель БФЛА в 2003-2007 гг., заслуженный работник физической культуры Беларуси
— В целом, считаю, наши спортсмены продемонстрировали в Барселоне то, на что были готовы. Выше головы никто не прыгнул. Конечно, выше всяких похвал толкатели ядра, десятиборец Кравченко. Приятно удивила Анастасия Мирончик. Девушка проявила бойцовские качества и показала достойный уважения результат. Понравился средневик Анис Ананенко, который грамотно строил свой бег. При методически правильной работе у него есть будущее. По результату неплохо выглядела Корейво.
Но минусов больше. Неудовлетворительно выступили молотобойцы. Видимо, их провал — следствие давно протекавших процессов. Четких объяснений спортсменов и специалистов в СМИ не услышал и не прочел: не знаем, не можем объяснить. Почему известные атлеты не добросили до своих лучших результатов много метров? Ведь с ними в национальной команде работают грамотные специалисты. Думаю, причины надо искать в области психологии. Нужно прививать атлетам психологию победителя.
В женском диске на мировой арене уже несколько лет прослеживается тенденция на уменьшение результатов: броски на 63-64 метра уже гарантируют медали. Но у нас за спинами двух больших спортсменок — Эллины Зверевой и Ирины Ятченко — не оказалось никого. То же самое произошло в женской ходьбе.
В спринте как-то странно: дома — бежим, на выезде — нет. Здесь, вероятно, заблудились в методике. Пожинаем плоды того, что уходят из спорта аксакалы. Раньше спринтерские школы были в Витебске, Минске, Гомеле, Гродно, Бресте. На чемпионате республики, чтобы попасть в финал, надо было бежать 100 метров за 10,6, а в финале — победители показывали 10,2-10,3.
Фактически утрачены богатые традиции в прыжках в высоту. Все растеряно в ходьбе. Согласен с тем, что судейство на домашних соревнованиях должно соответствовать международным стандартам. Возможно приглашение арбитров из стран-соседей. А то, что Симановичу на трассе помогал лишь его тренер, просто безобразие. Я сам на чемпионатах мира в Париже, Хельсинки и Осаке стоял рядом с тренерами и по их указанию подавал ребятам бутылочки с водой.
Не взяли Славенского... Чтобы требовать от спортсмена высоких показателей, надо дать ему шанс, тем более что он его заслужил. А то впервые за 30 лет появился парень, пробежавший стипль-чез за 8.32, и его оставляют дома. По каким причинам? Если мы не повернемся лицом к тем немногочисленным спортсменам-энтузиастам, которые душу вкладывают в спорт, потеряем и этих.
Корни многих неудач лежат в том, что, во-первых, профессия тренера стала непривлекательной. Во-вторых, у нас крайне ограничен календарь соревнований. В Советском Союзе первые старты проходили уже в апреле — разыгрывали Кубок Сочи, а заключительные — в конце сентября в столице Азербайджана, где регулярно проводился мемориал 26 бакинских комиссаров. То есть летний соревновательный сезон длился не менее пяти месяцев. А у нас сейчас — вдвое короче. Завершить сезон 14 июля — похоже на маразм. Лишь в процессе соревнований рельефно проявляются промахи технические, психологические, организационные. Когда календарь насыщен, их можно устранить к следующим турнирам. У наших спортсменов такой возможности практически нет. В связи с этим я считаю серьезной ошибкой объединение нескольких мемориальных соревнований — памяти Овсяника и Аглетдиновой — в одно, фактически безымянное. Есть здесь и нравственная подоплека: память объединять нельзя.
Далее, обязательно нужна тренерская учеба. Нельзя вариться в собственном соку. Очень полезны кооперированные с другими национальными командами сборы, стажировка тренеров у знаменитых специалистов.
Я уже три года, как не у дел в легкой атлетике. До меня доходит информация о том, что там сейчас нездоровая обстановка. А ведь еще недавно было по-другому. После чемпионата мира-2005 Ольга Кравцова, выступая на приеме у президента страны, говорила о прекрасной атмосфере в национальной команде, о том, что хочется бежать и побеждать. Думаю, этого сейчас недостает.
Считаю также, что на чемпионатах страны должны выступать все сильнейшие атлеты. Конечно, могут быть исключения. Например, для спортсменов калибра Андрея Михневича, которые давно доказали свою профпригодность. Но для остальных должно работать общее правило.
До Олимпиады остается всего два года. Нужно сейчас по итогам Барселоны сделать работу над ошибками и использовать опыт всех аксакалов, того же Рудских, всех, кто хочет и может помочь вернуть нашей легкой атлетике ведущие позиции.