Максим Логотько: судьи имеют право на ошибку

Источник материала:  
27.07.2010 20:21 — Новости Спорта
Максим Логотько: судьи имеют право на ошибку

Максим Логотько: судьи имеют право на ошибку

На завершившемся в немецком Лейпциге чемпионате Европы по фехтованию в решающем поединке не обошлось без участия белорусов. Рефери международной категории Максиму ЛОГОТЬКО было доверено провести финальные соревнования по сабле.

Наш земляк с почетной, но вместе с тем и весьма хлопотной обязанностью справился на «отлично». Не обращая внимания на авторитеты участников соревнований, он следовал букве закона и уверенно ставил на место как требующих засчитать свои сомнительные атаки «звезд», так и их темпераментных наставников. Наверняка это не последний в карьере Максима топ-турнир, где ему доведется продемонстрировать свой высокий уровень профессионализма.

— Максим Альбертович, поделитесь, что нужно сделать, чтобы иметь возможность работать на столь ответственных соревнованиях, как чемпионат Европы?

— Сначала нужно получить лицензию судьи международного класса, сдать соответствующие экзамены. Сейчас это сложно, ведь заявки не принимаются из-за того, что ФИЕ благодаря политике, проводимой предыдущим руководством этой структуры, успело подготовить около тысячи арбитров из Азии, Африки Америки. В ряде случаев их квалификация вызывает большие сомнения, поэтому встал вопрос: а что, собственно, с этими людьми делать? Судья с категорией должен иметь постоянную практику, но сейчас стараются привлекать к обслуживанию соревнований не по территориальному признаку, больше смотрят на профессионализм.

Очень хотелось бы видеть в разных видах оружия больше молодых, талантливых белорусских судей, но, увы, лист ожидания закрыт, и когда его откроют — большой вопрос.

— Испытание на международную категорию выдержать наверняка нелегко, в том числе и из-за экзаменаторов. Кто из них оставил о себе наиболее печальные воспоминания?

— Безусловно, экс-руководитель арбитражной комиссии бразилец Крамер. Особенно «неравнодушен» он был к кандидатам из европейских стран. В то время как азиаты или африканцы за один раз могли получить две лицензии в разных видах оружия, то с представителями Старого Света он не церемонился. Доходило до того, что экзамены, проходившие в Европе, все представители нашего континента проваливали. Пострадал из-за его мелочных придирок и я, безрезультатно съездив на испытания в Гент.

— Изменилась ли ситуация с приходом к власти в Международной федерации россиянина Алишера Усманова?

— Конечно, причем в лучшую сторону. В арбитражный комитет пришли люди, которые сами когда-то были судьями высокой квалификации и не раз были в числе лучших слуг спортивной Фемиды на топ-соревнованиях. Никаких придирок по пустякам, все жестко, но справедливо. Ты должен иметь чувства, уметь управлять спортсменами и знать регламент.

— В Лейпциге вы отсудили множество поединков, в том числе и несколько финальных. Какой из них выдался наиболее тяжелым?

— На мой взгляд, самым трудным был поединок между украинскими и российскими саблистами на предварительной стадии, который закончился со счетом 45:44 в пользу наших южных соседей. Но тут дело было, скорее, не в самом фехтовании, а в разных околоспортивных факторах, из-за которых порой очень сложно оставаться объективным. Но я справился.

— В финале мужского индивидуального турнира саблистов также было много спорных ситуаций…

— Вы правы, это также был весьма сложный для работы поединок, ведь встречались представитель хозяев немец Николас Лимбах и россиянин Алексей Якименко. Наши восточные соседи сейчас весьма влиятельны в мире фехтования, а немцы жаждали получить как можно больше медалей на домашнем турнире. Естественно, это создавало определенное давление. За награду спорили спортсмены очень высокого класса, и до самого конца не было понятно, чем все кончится. Несколько раз приходилось прибегать к помощи повторов, и видео подтвердило мое правильное решение.

— Когда видеоповторы только вводились, некоторые ваши коллеги по судейскому цеху говорили о том, что вся эта процедура подрывает авторитет арбитров. Сейчас таких отзывов меньше?

— К тому, что техника пришла на помощь слугам спортивной Фемиды, нужно правильно относиться. На данный момент арбитражная комиссия занимает четкую позицию: в том, что кто-то из спортсменов попросил посмотреть «кино», даже если ты ошибся, ничего зазорного нет. Мы ведь тоже живые люди и имеем право на промах.

— Кроме турнира по мужской сабле вы работали и на дуэлях представительниц прекрасного пола, специализирующихся на этом виде оружия. Что судить тяжелее?

— Вообще, женское сабельное фехтование пытаются развивать во многих странах, но не у всех получается, ведь это очень сложный вид. Однако на сегодняшний день есть восемь-девять примерно равных по классу команд. Спортсменки прогрессируют очень быстрыми темпами, и если раньше большинство тех, кто выходил на дорожки, были переквалифицировавшимися рапиристками, то ныне это, скорее, редкость.

Что касается судейства, то порой с дамами хлопот бывает куда больше.

— Есть ли у вас рецепт успеха?

— Для того чтобы работать на высоком уровне, нужно обладать определенным уровнем психологической готовности. Ведь иногда концентрироваться на поединке бывает очень сложно. Главное — от всего абстрагироваться и видеть только два клинка, а не думать, что слева от тебя чемпион мира, а справа — победитель Олимпиады.

— Авторитет у фехтовальщиков завоевать сложно, ведь спортсмены, как правило, весьма сосредоточены на себе и не прощают ошибок?

— Действительно, саблисты весьма самолюбивы и эгоистичны, поэтому завоевать их уважение дорогого стоит. Мне, к счастью, это удалось. Однако сейчас хватает молодых рефери, которые отлично разбираются во всех тонкостях и хорошо судят, однако это не мешает спортсменам при возникновении спорных моментов на них бросаться чуть ли не с кулаками.

— Если не секрет, кто из спортсменов особенно любит поспорить с судьями?

— Обычно не соглашаются с решениями арбитров те, кто имеют в своей команде определенный авторитет. В итальянской дружине это Луиджи Тарантино, у которого в коллекции наград есть медали со всех престижных стартов, в нашей сборной — Дмитрий Лапкес. Очень эмоционален россиянин Алексей Якименко, видимо, из-за того, что у них старший тренер по национальности армянин, вспыльчивы и представители украинской дружины. Однако у нас есть средства, чтобы обуздать не в меру агрессивных: желтые, красные и черные карточки.

— Помимо судейской работы вы еще и тренируете. Насколько уважают иностранцы ваш труд и труд ваших коллег-наставников?

— Могу вас уверить, что он весьма почитаем, тем более что наши спортсмены показывают достойные результаты. На белорусских специалистов есть спрос, их постоянно приглашают работать за границей, однако мы предпочитаем оставаться дома.

Когда те же итальянцы спрашивают, сколько саблистов участвует в чемпионате Беларуси и сколько специалистов с ними работает, то, услышав ответ, хватаются за голову. Им непонятно, как из 25—30 человек, выступающих во взрослом первенстве страны, около десятка тренеров умудряются готовить спортсменов, способных занимать призовые места на чемпионатах Европы. Для сравнения: в Италии примерно около двухсот государственных клубов, триста частных, в которых одного «мушкетера» воспитывают три тренера, отвечающих за разные аспекты подготовки.

Владимир УПЕНЬЕК


←Удачный старт Говорцовой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика