Петр Винник: талантов много
Петр Винник: талантов много
Последние выступления белорусских боксеров на международном любительском ринге стали серьезной заявкой на оптимистичное для всех поклонников этого мужественного вида спорта олимпийское будущее в Лондоне-2012. На чемпионате Европы-2010, который состоялся в Москве, наши мастера кожаных перчаток завоевали рекордное количество медалей — четыре. Но и, помимо обсуждения данного несомненного успеха, для разговора с государственным тренером Петром ВИННИКОМ, ставшим гостем редакции «СП», тем хватало с избытком.
УРОК ПЕКИНА
— Континентальный форум в Москве можно смело назвать завидным для отечественного бокса!
— Спасибо за такую высокую оценку нашего труда — спортсменов, тренеров, функционеров, медиков. При этом хочу отметить: нельзя говорить лишь об успехах сегодняшнего дня. Они были и раньше. На протяжении последних семи-восьми лет белорусы добились немалого. Вспомните о двух серебряных наградах на Играх-2004 в Афинах, о стабильных выступлениях на чемпионатах мира и Европы. Только на Олимпиаде-2008 в Пекине нас подстерегла досадная неудача, но мы сразу установили ее причины. Неправильно выбрали базы для подготовки, попали впросак в вопросах акклиматизации. Как доказательство, уже через пару месяцев, выступая на континентальном форуме с участием многих медалистов Пекина, наши ребята стали третьими в общекомандном зачете. И в этом году успехи носят системный, закономерный характер. Лидерский костяк сборной составляют не один-два человека, а семь-восемь боксеров очень высокого класса. Они мастеровиты, стабильны. Конечно, критики могут вспомнить о чемпионате мира-2007 в Чикаго, но ответственно, как профессионал заявляю: такого топ-соревнования в нашей истории еще не было. В Америке восемь боксеров выиграли по два-три боя, попав в число сильнейших в своих весовых категориях. Для завоевания лицензии в Пекин не хватило чуть-чуть, при том что два боя у нас «украли» судьи. И все равно 15-е место в командном зачете при 126 странах — тоже результат, особенно если учесть, что наши лидеры, к сожалению, уступили в силу различных объективных и субъективных причин в первых же боях.
— И кроме «взрослой» Москвы уже состоялся и «юниорский» Львов…
— Именно так. В Украину приехали спортсмены из 30 стран. В активе белорусов — два «серебра», две «бронзы» и пять пятых мест. Причем постоянно приходилось драться на ринге с венграми — агрессивными бойцами, у которых выиграли все пять боев. Есть в активе победы над россиянами, украинцами, ирландцами. Парни — дружные и волевые, продемонстрировали хорошую технику.
— Но не будем отрицать, что чемпионат Европы в Москве показал, что у нас есть и проблемные весовые категории.
— Беларусь — маленькая страна, в которой бокс имеет, к сожалению, не самую грандиозную популярность. Конечно, у нас есть история и неплохие традиции, но наиболее бурно и успешно бокс начал развиваться как раз-таки в последние восемь лет. Раньше достижения европейского и мирового уровня были наперечет, а теперь тех же мальчишек, добившихся уже успехов, сложно поставить на хорошую зарплату. Каждый год по восемь-десять медалей! Один Зуев сделал столько, что Виктору можно при жизни ставить памятник. Единственный, кто может с ним поспорить, — это олимпийский чемпион-88 Слава Яновский.
ЗУЕВ НЕ ПРОГАДАЛ
— Кстати, как вы оцениваете решение Виктора перейти во второй тяжелый вес?
— Только дилетанты могут не осознавать, какая большая разница между этими категориями. Витя — очень быстрый, физически крепкий спортсмен. Раньше придерживал два-три килограмма, что ему мешало. Поэтому и приняли решение. Оно себя уже оправдало: «бронза» чемпионата мира и «серебро» европейского форума. Причем в Москве Зуев боксировал с украинцем Капитоненко — звездой тамошнего ринга, серебряным призером ЧМ-2009 в Милане. Вес Романа превосходил показатель Виктора на 25 килограмм! После первого раунда белорус проигрывал 0:3, а потом… Мужественный Виктор, умеющий по-настоящему пахать в ринге, переломил ситуацию. Обрушил град ударов на соперника, «пробил» печень, и тот, хоть и выше Зуева на голову, согнулся, поджал локти, стал маленьким. Отличные волевые качества. А проигрыш в финале россиянину Кузьмину получился неоднозначным. Первый раунд остался за белорусом — 2:0, а во втором ему не посчитали несколько ударов, да и оппонент — машина. Не зря же Кузьмин одолел знаменитого итальянского тяжа Каммалери. Впрочем, на судейство в Москве и Львове при всех недостатках и обидах жаловаться не буду. Не обижали. Особенно во Львове.
— В первом тяжелом весе Зуева сменил Кириенко. Безусловно, перспективный парень, но еще с сыроватой техникой.
— В боксе опыт имеет огромную ценность. А Кириенко занимается только три года. Но Павел — одарен и силен. Достаточно сказать, что он отжимается на одном (!) большом пальце 200 раз. Это рекорд для Книги Гиннесса. Фантастика! С волевыми качествами тоже порядок, как и со способностью думать, анализировать на ринге. Есть у него победы над кубинцами, россиянами, казахами. Однако не надо торопить время — все еще придет. В Москве он, несмотря на странное судейство — не дали очка, хотя рефери в ринге открыл его молдавскому сопернику счет, — один бой выиграл, во втором — уступил. Дальше будет лучше. А в категории до 91 кг у нас есть еще один гомельский боксер Чернобаев. Леонид тоже перспективен, талантлив и своеобразен. Является чемпионом Европы среди юниоров по шахмато-боксу.
— Это еще что?
— Двоеборье. Вначале играется партия в шахматы, а затем соперники выходят на ринг. Но это хобби. Если же серьезно, то в активе Чернобаева немало престижных побед, это боец, лишенный чувства страха. Хотя в этом и кроются его свойственные молодости (18 лет!) проблемы: все-таки немного бояться необходимо. Когда научится находить баланс — будет толк.
ПРИЗЕРЫ МОСКВЫ
— В Белокаменной белорусы приплюсовали к «серебру» Зуева еще три «бронзы»…
— У Веселова это первое серьезное достижение на взрослом ринге, и все за Николая очень порадовались. Замечательный и боксер, и человек. Очень порядочный, общительный, преданный своему любимому делу. И очень волевой. Был в карьере Николая бой с французом, в котором он не просто упал, а фактически свалился на «аут». Однако судья боя не остановил, а Веселов пришел в себя по ходу дуэли и выиграл. Поэтому счастливы, что Николаю начинает воздаваться за трудолюбие, хотя даже третье место в Европе — не его результат. Он способен на большее, что и доказал в Москве, обыграв армянина — второго призера последнего ЧМ в Милане. Проиграл первый раунд, но перестроился и добился своего. У Веселова должно быть отличное будущее.
— Нурудинов?
— Магомед тоже волевой и думающий боец. К сожалению, парня преследовали травмы, но он не пал духом. А заявил о себе Нурудинов еще на чемпионате мира в Китае, где выиграл «серебро».
— Куницын?
— Могилевский спортсмен, давно находящийся в команде. Но до Москвы у Сергея хоть что-то да не получалось. А здесь хорошо подготовился, продемонстрировал умный, грамотный бокс. Более того, и Куницын был достоин большего, чем «бронза». А предваряя ваш вопрос о неудачах, сразу вспомним об именитом Сафарьянце. Вазген выиграл первый бой, а во втором уступил, причем получил два предупреждения от рефери в ринге, что недопустимо на таком уровне. Это Сафарьянца не красит.
— Легкие веса?
— В 48 кг у нас есть мальчишки, которых тщательно просматриваем. Один из них, Лобан, выступил в Москве, приобрел опыт. Бекиш (54 кг) хороший парень, но не идет у него. Ванкеев хотел на закате карьеры заявить о себе в полный голос — не хватило, хотя старания было много. Возможно, чересчур много, что его сковало. Ванкеев же отличный тактик, играющий боксер: провалить на себя соперника — раз плюнуть. Но когда он сам идет вперед, то теряется, получается отнюдь не все и не так, как задумывалось.
— Но еще не все важнейшие старты остались за спиной?
— Нас ждет кадетский чемпионат Европы в Болгарии. Сейчас ищем средства на поездку. На тот же автобус нам дали 10 миллионов рублей, а на его аренду необходимо в два раза большая сумма. Думаем, разговариваем, надеемся. Пять-семь медалей из Болгарии мы можем привезти. 15-летние пацаны очень талантливы. На «республику» приехали 140 человек — есть выбор среди волевых, думающих ребят. Надо их не растерять. Это сложно: они взрослеют, а жить на зарплату в 350 тысяч, положенную чемпионам страны, согласитесь, нельзя. Потом с международными успехами ситуация нормализуется, но в этот период многих теряем. Хорошо еще если мальчик фанат. А ведь и не все родители приветствуют занятия боксом, отдавая приоритет, например, поступлению в вузы. Но — пытаемся удерживать. Очень большую поддержку нам оказывает Президентский спортивный клуб. Тем не менее проблема качественного совмещения спорта, учебы и быта — все равно насущна.
ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ КУБИНЦЕВ
— Можно ли говорить о своеобразии белорусской боксерской школы на современном этапе или сейчас в моде универсальный стиль, отталкивающийся от арбитража?
— К сожалению, судейство вносит значительные коррекции в технику. Сейчас ведь практически не начисляются очки за встречные прямые удары, удары по корпусу. Кроме того, еще недавно было четыре раунда по две минуты, что диктовало определенную стратегию: налетел, выдал на «тра-та-та» несколько серий, а после — бегай от соперника. Правила в любительском боксе менялись очень часто, а с ними и манера судейства. То счета боев имели футбольный 0:0, 2:1, а то и баскетбольный характер 100:95. В общем, путаница, хотя основополагающие каноны неизменны: каждый правильно выполненный удар, дошедший до цели, должен засчитываться. Но вы же сами видите… Сейчас объявляется нокдаун, а очка нет. Нонсенс — но так. Это вынуждает тренеров адекватно реагировать, к сожалению, с отказом от игрового стиля. Но белорусская школа осталась. Наши ребята волевые боксеры, отличаются техникой и защитными действиями, редко пропуская сильные акцентированные удары. Тренеры не форсируют событий, перманентно нарабатывая профессиональные навыки. Погони за мгновенностью нет и в помине. У нас замечательная команда не только в спортивном, но и человеческом отношении. Воспитанные, культурные, образованные молодые люди, помогающие друг другу. В коллективе приятно находиться.
— После Пекина появились разговоры, что в Беларусь могут пригласить кубинского наставника…
— Сейчас в этом нет необходимости: мы — на верном пути. Да и чужой опыт не обнадежил. Котируемых кубинских специалистов пригласили в Азербайджан, и ныне наши друзья не очень довольны сотрудничеством.
— Вернемся к правилам. Сейчас есть уверенность, что ныне действующий свод законов любительского бокса доживет хотя бы до Лондона?
— Гарантировать это нельзя. (Смеется.) Перчатки, майки и шлемы — останутся. Но, например, изменятся весовые категории. Первая — от 46 до 49 кг. Такой разброс будет не во всех категориях, но самих категорий станет не 11, а 10 — в связи с тем, что в Лондоне в трех весах состоится дебют женского бокса.
— А как у нас обстоят дела с воинственным слабым полом?
— Команда готовится выступить на скором чемпионате мира в Барбадосе. Это уже лицензионной турнир — путевку на Игры принесет выход в четвертьфинал.
— Белорусские перспективы?
— Посмотрим… Но мы еще в начале пути, и нам очень не хватает финансирования.
КАК ДЕЛИТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ?
— В связи с тем, что председатель федерации бокса Григоров возглавил и федерацию академической гребли, у вас нет чувства ревности к Александру Владимировичу?
— Есть. (Смеется.) Впрочем, как и понимание того, что есть предложения, от которых отказываться нельзя. Тем более что, зная трудоспособность председателя, уверен — он справится и с возросшей нагрузкой. А для нас очень важно, что Григоров остается и в боксе. Под его руководством сформирована система, дающая результат, а до Олимпиады осталось не так много времени. Кроме того, Александр Владимирович авторитетен в международных организациях, и есть планы по выдвижению его кандидатуры на еще более высокие посты в Европе и мире. Эти планы согласованы с нашими партнерами. За те годы, что Григоров представлял страну в исполкоме европейской федерации, представители Беларуси стали входить в различные комиссии и комитеты. А это весьма важно. Фактор субъективизма в боксе по-прежнему силен — нужна поддержка.
— Да и несомненна заслуга председателя в консолидации усилий.
— Вот именно. Сейчас у нас появилась целая группа молодых наставников — хороших ребят, которые возятся с пацанами за небольшую зарплату. А иногда вывозят их на соревнования за свой счет. Есть энтузиазм, есть стремление. И нарушать эту гармонию было бы неправильно.
Виктор РЯБИНИН, Руслан ВАСИЛЬЕВ