ОбЮАРили и обФИФАрили
ОбЮАРили и обФИФАрили
Чем дольше длится чемпионат мира по футболу, тем становится более очевидно: решение проводить главный футбольный форум в этой африканской стране было, по меньшей мере, опрометчивым. Понятное дело, устроителям хотелось экзотики и расширения футбольной географии. Предполагаю, сегодня многие из них кусают локти. И вот почему.
ВОРУЮТ И ВЗРЫВАЮТ
О разгуле преступности на юге Африки в СМИ перед чемпионатом мира говорилось довольно много. Но все эти предостережения тонули в многослойной волне нетерпения футбольного ожидания. Долгожданный чемпионат стартовал, а вместе с ним новое дыхание испытала и местная преступность: постоянно грабят, обворовывают, избивают и даже насилуют (!) не только болельщиков, но и журналистов, аккредитованных на чемпионате.
Доходит до абсурда, и об этом необходимо говорить во весь голос. Накануне открытия чемпионата мира в Йоханнесбурге прошел конгресс ФИФА. Чужих, в том числе журналистов, туда не пускали. Были только звезды, футбольные функционеры и организаторы. К примеру, заявку на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году от наших ближайших соседей представляли россияне Игорь Шувалов, Роман Абрамович и Андрей Аршавин. Конгресс проходил под усиленной охраной, но, несмотря на это, неизвестные местные жулики все-таки умудрились похитить два тома из трех российской заявочной книги, причем утащили их аккурат со стенда. Прямо не конгресс, а какая-то цыганская свадьба с похищением невесты! Кстати, пострадала не только российская заявка — заявочную книгу украли и у голландцев с бельгийцами, желавших заполучить чемпионат к себе в крохотный Бенилюкс.
И это при том, что незадолго до старта главного футбольного события четырехлетия генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке громогласно обещал, мол, во время чемпионата ЮАР станет самым безопасным местом на планете.
Больше всего чиновники беспокоились, чтобы участники и гости ЧМ-2010 не стали мишенью террористов. И предчувствия их не обманули. Рядом со стадионом «Соккер Сити» в Йоханнесбурге несколько дней назад прогремел взрыв. Полиция тут же заподозрила, что это взорвалась бомба. Затем поступила информация о д ругой бомбе, заложенной в пресс-центре Кейптауна. Началась паника, журналистов срочно эвакуировали из здания, туда прибыли специалисты с поисковыми собаками.
Как и следовало ожидать, поиски ничего не дали, вызов и тревогу признали ложными. Позже полиция заявила, что взрыв в Йоханнесбурге произошел в 500 метрах от стадиона в промышленной зоне и его можно квалифицировать как разборки местных бандитов. Поспешив успокоить журналистов, полицейские заверили, что это не был террористический акт, хотя, понятное дело, коллегам по перу от этого комфортнее не стало.
Однако журналисты не очень в это поверили и попытались сами увидеть место взрыва. Но оно было оцеплено и туда никого не пускали. Есть ли жертвы — до сих пор неизвестно, но следы от заурядного взрыва так охранять бы не стали. Остается напомнить, что стадион «Соккер Сити» — основной на ЧМ-2010 и на нем пройдет финал.
КРИМИНАЛЬНАЯ ДРАМА
Дальше — больше. Похоже, с первых дней первенства сами жители Южной Африки приложили все усилия для того, чтобы их чемпионат заслужил титул самого опасного в истории футбола. Именно с Йоханнесбургом, крупнейшим городом ЮАР, связана большая часть преступлений, случившихся в первые дни мундиаля. Тут находятся Соуэто и Александра — районы, пользующиеся славой самых криминальных мест в мире. Людям с белым цветом кожи сюда не рекомендуется заходить даже в светлое время суток, а правила, принятые в остальных частях города, здесь не работают. Например, в этих кварталах не только можно, но и нужно проезжать на красный свет светофора — иначе при остановке слишком велик риск нападения со стороны случайных прохожих. Во времена апартеида Соуэто был местом принудительного расселения чернокожих африканцев. Этот квартал до сих пор место скопления хибар, в которых выживают более пяти миллионов голодных и безработных людей с темным цветом кожи. Как-то звучит слишком круто, но из песни слов не выбросишь: эти бедные люди устраивают охоту на проезжающих. Их нынешняя жизненная философия проста: большинство безработных Йоханнесбурга считают чемпионат мира по футболу своим приработком. Ведь появление в городе огромного количества богатых ротозеев — реальная возможность обеспечить себе безбедное существование на несколько месяцев вперед.
Как раз на краю Соуэто находится главная арена турнира — «Соккер Сити». Здесь прошло открытие, планируется целый ряд матчей плей-офф, а также финал. Тут же расположен и главный телецентр. Возможно, именно это странное соседство и стало основной причиной всех бед чемпионата.
В Соуэто существуют свои неписаные правила. Поездка туда возможна лишь после договоренностей с «авторитетами», которые контролируют этот район. Все дело в цене. Разговор начинается от 1000 евро. Чем больше вы заплатите, тем надежнее звучат заверения и вам гарантируют, что покажут то, чего никто не увидит, выделят охрану, а если повезет, еще и накормят. Однако среди гостей-журналистов подобный этнокультурный вояж спросом не пользуется.
Впрочем, опасность подстерегает не только в Соуэто. Португалец Антониу Симоэш спал в своем гостиничном номере в пригороде Йоханнесбурга, когда его разбудил вломившийся грабитель. Он просто приставил к лицу фотографа пистолет, после чего в комнату вошли подельники и вынесли оттуда все: аппаратуру, деньги, одежду, документы. Потом они прошлись по соседним номерам — там жили репортеры из Испании. Один из них, пережив шок, не смог продолжить работу и вернулся в Мадрид еще до начала турнира.
Четверых китайских журналистов ограбили рядом со стадионом. А журналиста из Южной Кореи — и вовсе на ступеньках отеля в Сендтоне, в самом центре Йоханнесбурга, где проживает преимущественно белое население города. Корреспондента телекомпании МВС принялись душить в туалете торгового центра. Он потерял сознание и перестал сопротивляться, что и спасло ему жизнь.
После матча Австралия — Сербия газеты вновь запестрели сенсационными заголовками: были ограблены девять болельщиков с родины кенгуру. Они не смогли попасть на стадион и смотрели игру у себя в номере. Примерно через полчаса после финального свистка к ним ворвались четыре вооруженных пистолетами африканца.
— Один из этих отморозков приставил пистолет к моей голове и прокричал: «Сидите смирно — или умрете!» — рассказал пострадавший Стив Гейнор. — После этого они взяли все ценное, что было в номере, и… изнасиловали нашу подругу. Они были в масках, но мы все равно обратились в полицию.
Есть пострадавшие и среди футболистов: еще за две недели до начала чемпионата в полном составе была ограблена сборная Колумбии, участвовавшая в товарищеских матчах, а затем настал черед греков — из номеров некоторых игроков похитили деньги.
Апогеем этой южно-африканской криминальной драмы стал факт ограбления временной штаб-квартиры ФИФА в Йоханнесбурге.
Лихими налетчиками кроме аппаратуры и иных электронных приспособлений было вынесено семь копий Кубка мира. Полиция уверена, что преступление было организовано людьми, хорошо знакомыми с офисом ФИФА и, вполне вероятно, входящими в оргкомитет чемпионата.
Как говорится, заигрались!
ЧЕРНАЯ ДЫРА
По данным оргкомитета чемпионата, на обеспечение безопасности во время первенства было потрачено 100 млн. евро. Для сравнения: в Германии четыре года назад, где не отмечено громких скандалов по данному поводу, на эти же цели ушло в два раза меньше.
Правда, обнаружить следы этих трат в ЮАР непросто, их сегодня просто не существует в природе, и никто, включая правительство и оргкомитет, на этот вопрос не даст конкретного ответа. Какая-то черная дыра, моментально всасывающая в себя доллары, евро и фунты стерлингов. Знакомый журналист, которого мы попросили по мере возможности сбрасывать свои материалы и в «СП», сообщил, что в городе вообще нет полицейских. На спортивных объектах охрана вроде бы присутствует, но ничего не проверяет. В течение двух дней он ради эксперимента проходил все пункты досмотра в телецентре и на стадионах, не показывая аккредитацию. Его ни разу не остановили — всегда улыбались и пропускали внутрь, хотя ни при каких условиях не должны были этого делать. Возможно, пропуском был цвет кожи. Апартеид, понимаете, оставил свое незабываемое наследие.
Но люди, как известно, на рожон не полезут ни за какие коврижки. По этой причине из-за проблем с безопасностью резко снизилось число болельщиков на матчах. Изначально в ЮАР ожидали около полумиллиона человек (проходи турнир в Европе, цифры оказались бы на порядок выше). Потом было объявлено, что в лучшем случае приедет 350 000. За день до старта турнира оптимистичные прогнозы снизились до 300 000. Сколько в итоге народу находится сегодня в Южной Африке, не знает никто.
Уже ясно, что в коммерческом плане нынешний турнир — катастрофа. Даже матч открытия, в котором встречались ЮАР и Мексика, не собрал полного стадиона. Свободных мест было около 10 процентов, хотя официально сообщалось, что все билеты распроданы. В ФИФА заявили: в причинах будут разбираться. Впрочем, что произошло, и так ясно: билеты осели у спекулянтов, которые теперь не могут от них избавиться и готовы продавать даже по номиналу. Нам сообщили: перед матчами Аргентина — Нигерия (в Йоханнесбурге) и Италия —Парагвай (в Кейптауне) шустрые парни так и поступали, пытаясь вернуть хотя бы вложенные в предприятие деньги.
Сегодня реалии таковы. Жители Йоханнесбурга или Кейптауна делятся на две категории. Одни, возможно, и хотели бы пойти на стадион, но по бедности не в состоянии заплатить даже по номиналу. А те, кто может себе это позволить, предпочтут остаться дома — за двухметровыми заборами с колючей проволокой под электрическим напряжением. Кстати, в таких же условиях — за забором и колючкой под током — живут во время первенства и многие журналисты. Говорят, так надежнее.
Проблем с безопасностью хватает и на стадионах. Так, европейских болельщиков поражает наличие в продаже пива в стеклянной таре. В других частях света такое давно уже невозможно. Все потому, что еще памятно, как во время чемпионата Европы по футболу 2000 года в бельгийском Шарлеруа, когда играли Англия с Германией, обезумевших от пива и солнца английских болельщиков разгоняли водометами. Тогда над стадионом минут тридцать летали пластиковые стаканчики, столы и стулья. Можно себе представить, что случится, если в одном из предстоящих матчей в ЮАР фанаты начнут прицельно метать стеклянные пивные бутылки.
ОТВЕТИТ ЛИ ЗЕПП?
Самое смешное, что сейчас в ЮАР находится делегация из Бразилии. Она перенимает опыт проведения соревнований, ведь через четыре года чемпионат мира, стараниями президента ФИФА Зеппа Блаттера, пройдет именно там. При всем уважении к кудесникам футбола этой страны, криминогенная обстановка у них мало чем отличается от южноафриканской. Создается впечатление, что господин Блаттер вместо того, чтобы напрямую реформировать футбольное хозяйство (ввести видеоповторы, разобраться с судейством и т.д.), напротив, старается проводить чемпионаты в экстремальных условиях. Не смахивает ли это на какой-то оголтелый кровавый публичный мазохизм? Кстати, слово «блат» в переводе с английского означает кровь. Может быть, корень зла заключается именно в этом?
И последнее. На нынешнем чемпионате болельщики и журналисты уже получили возможность ознакомиться в Йоханнесбурге с двумя из пяти самых опасных районов мира. На очереди — Рио. На этом фоне заявка наших российских коллег и бенилюксовских «карликов» на право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года выглядит довольно заманчивым предложением.
Подготовил Евгений ВИКТОРОВ