Причудливый полет «Джабулани»
Причудливый полет «Джабулани»
Чемпионат мира по футболу в ЮАР приближается к стадии плей–офф, а значит, только начинается все самое интересное. Тем не менее две недели, прошедшие с его начала, вместили в себя многое, а главное, приковали к чемпионату взгляды всего мира. Даже домохозяйки сегодня, отложив в сторону дела, бегут взглянуть на Марадону и ругают Капелло. «Что для вас чемпионат мира по футболу?» — приблизительно такой вопрос поставила наша газета перед своими сегодняшними гостями и дала им полную волю для рассуждений.
Анна Эйсмонт, ведущая спортивных новостей на Первом канале:
Болею за Марадону
— Последнюю неделю с хвостиком все вокруг жалуются, что «не высыпаются с этим футболом». А мне хорошо, график вечерних матчей идеально совпадает с моим полуночным образом жизни.
Вот что меня особенно удивило — весь мир, не побоюсь этого слова, ревет от ненависти к вувузелам, а коренным болельщикам хоть бы что! И запретить уже хотели, но все тщетно. Была бы я сейчас в ЮАР, в первую очередь разыскала бы ставшего за первые дни мундиаля «вувузельным» миллионером. Кто–то же заработал на их продажах! Интересно, а если бы у нас проходил чемпионат мира, мы могли бы разрекламировать на всю планету свои дудочки? Только вот звучание у наших нежное, мелодичное, может, футболисты и футбол другой показывали бы, не такой местами скучный. Впрочем, скучным чемпионат в ЮАР не назовешь, спасибо французской команде. Н–да, парни такой великой футбольной державы так бесславно выступили. Впрочем, почему удивляемся трем проигранным матчам французской команды — ведь дурное знамение было еще до начала чемпионата, когда в стыковых матчах французы ирландцев обидели. Теперь за каждый забитый гол в ворота «трехцветных» на чемпионате одна ирландская сеть закусочных предлагала бесплатные пиццы. В день, когда французы проиграли мексиканцам, тысяча ирландцев насытилась бесплатной едой. Я сразу стала вспоминать: а нас кто обидел на отборочном этапе? Почему мы не празднуем неубедительную игру в начале турнира сборной Англии, они ведь заняли первое место в нашей отборочной группе. Нет, мы любим эту команду, за нее многие белорусы болеют.
В связи с отсутствием по известной причине в составе сборной Англии Бекхэма я, было, загрустила — а за кого болеть? Но только увидев кадры из ЮАР, где по травке зеленой в обнимку шагали самые яркие и известные на сегодняшний день аргентинцы — Леонель Месси и Диего Марадона в голубой вязаной шапочке и с милой седовласой бородкой, мое спортивное сердце заколотилось с новой силой.
Ура, во мне проснулся болельщик и на время матчей с участием сборной Аргентины заснул журналист!
И, конечно, еще кое–что чисто женское... Марадона обещал в случае победы его команды на чемпионате пробежаться голым по центральной улице Буэнос–Айреса, а я жутко люблю споры и мужчин, которые держат свои обещания.
Сергей Канашиц, обозреватель «СБ»:
Чужая свадьба
— Футбол меня сформировал. Это правда. В первом классе на одном из уроков, уж не помню точно каком, благодаря футболу я произвел фурор: безошибочно назвал столицы всех союзных государств! В тот момент я почувствовал себя Игорем Гуриновичем, забивающим гол в ворота «Спартака». Учительница, помню, глубоко дышала и какое–то время пребывала в уверенности, что видит перед собой будущего гения, Эйнштейна как минимум, а класс смотрел неодобрительно, и, мне казалось, что он недовольно гудит, — как стадион в Москве, когда болел против «Динамо». Иллюзии, правда, быстро рухнули, а штамп гениальности сменился просто крепкой «пятеркой» в журнале, когда выяснилось, что столицы союзных республик лишь приложения к названиям команд, ведь футбол, по мнению учительницы, к общему развитию ребенка не имел никакого отношения. Эра Антоновна, так ее звали, мою первую учительницу, делала ставку на другого любимчика — паренька, который занимался фигурным катанием (он к тому же сидел за первой партой, а я с детства предпочитал галерку): «Вот вырастет он, станет знаменитым, как Игорь Бобрин, а я буду знать, что его учила...» Мне было немножко обидно, ведь мои «Спартак», «Арарат», «Нефтчи» и «Кайрат» несправедливо меркли рядом с блиставшими золотистыми вензелями, акселями и тулупами. Большой выгоды великолепные футбольные познания мне тогда не принесли. Зато потом — с процентами.
Подклеивая в пухлую тетрадку очередные футбольные газетные вырезки, я знал, что они сыграют в моей судьбе решающую роль. Какую — лишь смутно догадывался, а потому каждую неделю отсылал в «Физкультурник Белоруссии» открытку на конкурс футбольных прогнозистов, скромно приписывая после фамилии свой возраст. Цифирки эти год от года росли, а приза не было — прогнозист из меня оказался никакущий, а на отчет о матче с «Нефтчи», тоже в 8 лет посланный в редакцию, я ответа не получил — аксакалы, видимо, мой труд не оценили.
Футболом в ту пору я жил взахлеб и даже хотел быть внешне похожим, когда вырасту, сперва на Рината Дасаева, затем на Сергея Алейникова, а уж потом — и окончательно — на Марадону. Постеры с их изображением заменили мне поп–звезд и Шварценеггера, а лучшим подарком на день рождения я считал футбольный вымпел (большая в те годы редкость) или футбольный мяч (это так и осталось мечтой несбывшейся).
Сейчас я смотрю футбол выборочно, перестал быть пылесосом, втягивающим в себя весь «мусор», думаю, что наконец повзрослел. Мне не стыдно признаться, что поединки с участием сборных Алжира или Гондураса мне неинтересны. Совсем. И я почти ничего об этих командах не знаю и не хочу знать. Пока они не заставят меня о них узнать. Не испытываю детского восторга я и от нынешнего чемпионата мира. Мне интересно переживать, а переживать искусственно, придумывать себе симпатии — это все равно что играть в любовь и дарить цветы из папье–маше. Нет в этом настоящих чувств. Чемпионат мира и Европы станет для меня чем–то большим, чем просто интересным турниром лишь тогда, когда там будет играть моя родная сборная. А сейчас я интересуюсь, оставаясь равнодушным. Да, вы вряд ли оттянете меня за уши от телевизора во время матча 1/8 финала, в котором встретятся сборные Германии и Англии, но это зрелище для глаз, как будто на чужой шикарной свадьбе погулять, а в душе ведь навсегда остается только своя, и в этом главная разница.
Если хотите, назовите это эстетством, но футбол для меня не просто игра, а футболисты — не просто фамилии. Футбол для меня нечто большее, ведь он меня сформировал.
Максим Березинский, руководитель интернет–проекта goals.by:
Куда подевались вувузелы?
— Начиналось в ЮАР все откровенно скучно. Этому придумывались оправдания. Говорили, что класс сборных в очередной раз выравнялся. Что устали футболисты за длинный европейский сезон. Что непривычно играть на высокогорье. Что мяч «Джабулани» не туда летит. Какое–то правдивое объяснение всем этим многочисленным 0:0, наверное, и вправду было. Но организм–то не обманешь. Неинтересно — и все тут. И вувузелы эти тоже, конечно, «подбешивали».
И вот настала пора, когда чемпионат мира начал бурлить эмоциями. Когда дело дошло не только до красивых финтов и изящных голов, но и до проявления характеров. Мы же и любим футбол за то, что в него играют люди. За то, что они выводят свои сборные в плей–офф и срывают с себя майки, плачут после поражений или удаляются на ровном месте.
Я в восторге от команды США. Хочется, чтобы так играла сборная Беларуси. Американцы молодцы, правда? Они в первом матче отыграли один гол у англичан. Во второй игре со Словенией отскочили с «минус два». А в самом решающем матче с Алжиром не сдавались до последней минуты. И не везло американцам, и штанги были, и алжирский вратарь вытворял чудеса, а они бились, сражались за свой шанс. Никто и ничто не смогло их сломить. И судьба вознаградила этих парней. Лэндон Донован забил уже на добавленных минутах. Как раз в это время прозвучал финальный свисток в параллельном матче Англии и Словении. И гол Донована означал выход в плей–офф США и невыход Словении. Радость одних и горе других. Словенцы сами еще недавно радовались в то время, как вся Россия голосила. Теперь огорчаться настал их черед. И тогда, и сейчас ликуют те, кто добился победы сам, а не уповал на слабость других. Это справедливо, хотя бывает на самом деле по–разному.
Ключом эмоции бьют и из Марадоны. С ним весело всегда. Над этим тренером многие смеялись. Отдавали должное тому, что это великий футболист, но смеялись. Вполне возможно, посмеются и еще. Но Марадона добился трех побед на групповом этапе. Не смогли серьезный Капелло и мудрый Липпи, а вот этот толстенький и жизнерадостный человек смог.
Понимаю, что он в чем–то негодяй. Понимаю тех, кто желает ему неудач. Его есть за что не любить. Да и может эта сборная Аргентины играть лучше. Как ни крути, все свои первые голы на этом турнире аргентинцы проводили после стандартов. Это здорово. Но голы со стандартов не без доли удачи. Она пока Диего сопутствует. С той самой поры как Аргентина вскочила в уходящий в ЮАР поезд на последних минутах квалификации. Это когда Марадона потом, как ребенок, под проливным дождем ездил на пузе по ставшему болотом газону.
В общем, я не знаю, почему, но я болею за этого человека. Плевать, что он, может быть, негодяй. Кое в чем этого «негодяя» значительная часть планеты Земля и вовсе считает лучшим за всю историю существования человечества. Это не так уж и мало. Конечно, если бы это все вытворял какой–нибудь Свен–Йоран Эрикссон, то он вряд ли стал бы героем моего кино. А за Марадону я поболею. На уровне инстинктов. Разум пусть наслаждается тактическими схемами Ганы и ее прилежного тренера Милована Райеваца.
Все, чемпионат мира по–настоящему стартует. Уже, кажется, и про вувузелы забыли. Не до них. В 1/8 финала Англии играть с Германией. Это круто. Если все будет хорошо, то одной из этих команд в четвертьфинале играть с Аргентиной. Представляете? И ничего, что другую пару могут составить Уругвай или Южная Корея и Гана или США. У нас такая стадия, когда впечатлений от каждой команды набралось с избытком. Я? За Штаты. И Уругвай.
Игорь Тур, спортивный обозреватель Первого национального канала Белорусского радио:
Теория большого пшика
— С недавних пор жизнь спортивного обозревателя чертовски напоминает положение партизана времен Великой Отечественной войны. Сна катастрофически не хватает, обед и ужин заменяются бутербродным перекусом на скорую руку, а передвижение по территории ведется исключительно мелкими перебежками. Что бы ни спросили, как бы хорошо ни попросили и как бы убедительно ни потребовали: «Нет, сегодня не могу, нет времени, сегодня футбол»...
Уж не знаю, можно ли однозначно не жалеть о бездарно потраченных неделях цивильной жизни ради жизни футбольной. Пожалуй, спасибо спортивному богу можно сказать лишь за разгром сборной КНДР португальцами, напряженное противостояние команд Южной Кореи и Нигерии да за атакующую битву бразильцев с Кот–д’Ивуаром. Остальные встречи — может, пока? — оставляют либо двоякое впечатление, либо не оставляют в истосковавшейся по большому футболу душе ничего. Футбол в Южной Африке похож на невыспавшуюся театральную труппу. Вроде и слова те, и движения уверенные, но так и хочется поскандалить с режиссером и потребовать вернуть деньги за билет.
В первую очередь этот скепсис касается европейских лидеров. Уж сколько авансов было выдано команде Англии, сколько комплиментов сказано в адрес немцев и как спокойно победу на чемпионате отдавали сборной Испании. А в итоге получились футбольные «пшики».
Первое место занял «пшик» французский, озлобленный невразумительной игрой на всех линиях и постоянными скандалами да ссорами внутри псевдоколлектива. Один мяч за три встречи, одна ничья и — о могучие африканские боги! — поражение от хозяев турнира. Бедняга Доменек, наверное, и в страшном сне такого увидеть не мог. И глядя на мучения еще недавно лучшей команды мира, хочется верить, что сны Лорана Блана будут приятнее.
«Пшик» поменьше получился у англичан. Сначала британские фаны получили моральный подзатыльник от Грина, потом новичками ДЮСШ почувствовали себя форварды дона Фабио, ничего не сумевшие поделать с неуклюжей, но делающей свое дело защитой сборной Алжира. Для англичан перед последним туром группового этапа стало попахивать жареным, но даже в этой ситуации представители богатейшей лиги мира сподобились лишь на один точный удар в ворота словенцев. Негусто...
Замыкает тройку лидеров «пшик» итальянский. Да, никто не ожидал от действующих чемпионов феерии в атаке. Да, «Скуадра адзурра» теряла по ходу группового турнира Буффона, становилась жертвой проспанного судьей офсайда в матче с новозеландцами... Но с чемпиона спрос особый...
На этом фоне преимущество в борьбе за восторженные возгласы получают латиноамериканские команды. Аргентинцы подкупают игрой Месси и голами центральных защитников, уругвайцы — настойчивостью форвардов, чилийцы — спокойной уверенностью, ну а бразильцы... Бразилия делает то, что она умеет делать лучше всего, — атакует. Ворота соперников и чемпионскую позицию итальянцев...
Кого теперь назвать фаворитом? Об этом нужно спросить у букмекеров, трубивших о виктории сборных Англии, Испании или Италии, и тех, кто клял последним словом Марадону, Дунгу и прочий неевропейский мир. Команд, которые были бы уверены в преодолении следующего раунда, на полях ЮАР нет. И это главная, приятно–непонятная особенность нынешнего чемпионата.
А лично я болеть буду за американцев: «звездно–полосатые» выходят в 1/8 с первого места! И почему–то мне кажется, что не один я влюбился в искренний и эмоциональный футбол в исполнении сборной США...
А «пшики» еще будут. Вот увидите...
Фото: РЕЙТЕР