Инвентарный номер 665

Источник материала:  
22.06.2010 20:07 — Новости Спорта
Инвентарный номер 665

Инвентарный номер 665

Если кто-нибудь из читателей еще не побывал на Выгонощанском озере, что расположено на Брестчине, то примите мое искреннее сочувствие. Это красивейшее место на карте страны словно создано для посещения туристами. С озером связан один из интереснейших экологических маршрутов региона. Третий по площади естественный водоем Полесья находится на территории гидрологического заказника республиканского значения «Выгонощанский».

Узнав, что воды этого одноименного озера с конца прошлого года бороздит новый прогулочный теплоход «Полонез», построенный отечественными судостроителями из Пинска, захотелось самому взглянуть на эту редкую белорусскую достопримечательность. Такая возможность появилась неделю назад благодаря выездной коллегии Минспорта. А до этого ознакомился в Интернете с некоторыми техническими характеристиками теплохода.

Оказалось, что «Полонез» — уже второе в нашей стране судно, построенное по чертежам РНУП «Белсудопроект». Оно рассчитано на 50 пассажиров: 30 мест в салоне, 20 — на верхней палубе. На сайте сообщалось, что оно оборудовано кондиционером и телевизором, есть холодильник для напитков. Рулевая рубка у «Полонеза» имеет эстетичный вид, а ход ему задает надежный современный двигатель с гидравлической муфтой. Оригинальное остекление получил салон. Вместо стеклопакетов, широкие рамы которых препятствуют хорошему обзору, пинские корабелы применили оригинальную конструкцию окон, разработанную совместно с Минским автомобильным заводом. Кроме того, стекла затемнены: в солнечный день пассажирам должно быть комфортно.

Имя «Полонез» теплоход получил еще в процессе строительства по названию известного музыкального произведения Михаила Огинского, представителя знатного шляхетского рода, который осуществил многие экономические преобразования на Полесье, в том числе руководил сооружением канала, связавшего реки Ясельду и Щару с Выгонощанским озером…

…При подходе к судну, которое многие почему-то именовали «корабль» (для справки: корабли бывают только военными, а гражданские плавсредства именуются судами), сразу бросилась в глаза кривоватая надпись на белоснежном левом борту чуть повыше ватерлинии — «инвентарный номер 665». Показалось, что на этом фоне даже мелодичное название «Полонез» немного потеряло в звучании.

Поднялись на борт. Признаюсь, впервые пришлось увидеть прогулочный теплоход с таким примитивным трапом: ни надраенной до блеска меди, ни белоснежных отвесов с выписанным вязью именем судна. Не зря же на всех флотах мира считается, что по состоянию трапа можно судить о порядке на самом судне. Впрочем, дело хозяйское. Но обнаружились вещи, которые для любого уважающего себя моряка относятся к святым понятиям морской культуры, пусть в нашем конкретном случае культуры озерной.

Судно стояло у причала, а на гафеле слегка раскачивался потрепанный флаг нашего государства. Потрепанность оставлю на совести капитана, но считаю необходимым заметить: на судах, где есть порядок, за этим флотским символом пристально следят и меняют полотнище при малейшем намеке на изношенность. Потому как флаг — это святое. Именно он определяет принадлежность судна к тому или иному государству и требует к себе уважительного отношения. Кстати, при стоянке судна на якоре, бочке или, как в нашем случае, — швартовах флаг должен быть поднят на кормовом флагштоке. На гафеле флаг поднимается только на ходу. Странно, неужели уважаемый капитан этого не знает? Впрочем, судя по удару судна о причал при отходе от стенки и еще более сильному соприкосновению с ним при швартовке, «Полонезом» управлял далеко не самый опытный представитель морской или озерной братии.

Еще одно наблюдение, которое, признаюсь, немного покоробило. Похоже, «Полонез» — судно плоскодонное, так как само озеро, судя по размеру и конфигурации волн, имеет небольшую глубину. Но это вовсе не означает, что на судне не должно быть необходимого количества спасательных средств. По печальной мировой статистике, ежегодно тонут примерно 350-400 кораблей и судов. Причем это происходит не только на океанских просторах, но и в морях, на озерах, реках и иных водоемах. Человеческие жертвы исчисляются десятками тысяч. Так вот, кроме огромного оранжевого спасательного круга, лежавшего в районе юта, на верхней палубе «Полонеза» мы больше ничего не увидели. Кстати, во всех руководящих документах данный вопрос обговаривается так. На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится (размещается) в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа — в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%.

Вот и выходит: если «Полонез» рассчитан на 50 пассажиров, то для них должно быть предусмотрено и размещено на верхней палубе примерно 52-53 индивидуальных спасательных средства (к примеру — жилета). Когда автор этих строк поинтересовался у палубного матроса, где эти самые средства размещаются, ответ покорителя озерных волн немного обескуражил: «А зачем, тут неглубоко, метра полтора будет…»

Будем откровенны: наша Беларусь не является морской державой. Но этот факт вовсе не означает, что при организации подобных замечательных водных проектов не должен учитываться мировой и союзный опыт судовождения. Неважно, идет речь о грозном авианесущем крейсере или о небольшом прогулочном теплоходе под инвентарным номером 665…

Евгений ВИКТОРОВ


←Кто округлит цифру?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика