Армейский спорт жив!

Источник материала:  
15.06.2010 20:00 — Новости Спорта
Армейский спорт жив!

Армейский спорт жив!

Интервью с председателем Спортивного комитета Вооруженных сил Алексеем МИРОШНИЧЕНКО напрашивалось уже давно. Позади зимняя Олимпиада в Ванкувере. Впереди летние Игры в Лондоне, а армейский спорт был и остается одним из форпостов белорусской спффортивной пирамиды, приоритеты которого — это не только спорт высших достижений (при всем уважении к прошедшим и предстоящим Олимпиадам), но и физическая подготовка военнослужащих.

ЦИФРЫ ОБЪЕКТИВНЫ

— Начнем с наивного вопроса: армейский спорт жив?

— Безусловно. В этом не приходится сомневаться. Есть официальная статистика, которую ведет и Минспорта, и, разумеется, наш Спортивный комитет. Она убедительно свидетельствует, что задачи решаются, как бы ни переворачивались с ног на голову факты. Единственное невыполнение стоявших задач — это завоевание двух медалей вместо предписанных трех в олимпийском Пекине. Все остальные показатели говорят о высоком качестве проведенной работы, причем этот вывод сформулирован в профильном спортивном ведомстве. Поэтому волна негатива оказалась для нас не то чтобы непонятной, а принципиально неожиданной. Создалось впечатление, что по каким-то причинам предпринята попытка дискредитировать армейский спорт, заставить его оправдываться: дескать, мы — не такие, все у нас в порядке. Но ведь, действительно, это так. По сравнению с другими структурами, в том числе и ведомственными, армия выглядит очень достойно. Что же касается уже привычного для нас четвертого места в пресловутых общекомандных зачетах, то объяснение лежит на поверхности, и оно очень простое — армейцев немного, мы не можем взять количеством.

— Многие это не осознают, сопоставляя белорусский армейский спорт с российским аналогом, который еще недавно вовсе являлся мощнейшей по кадрам, финансам и инфраструктуре организацией.

— Тут не надо все бросать в один котел. Если говорить про военные спортивные дисциплины, то мы всегда были с нашими соседями на равных позициях, а то и впереди. Другое дело — олимпийские виды спорта. Тут, конечно, наши возможности просто несопоставимы. До реорганизации в России в каждом военном округе было по одному, а то и по два спортивных клуба, к которым был приписан большой штат спортсменов и тренеров. Смерть хоккеиста омского «Авангарда» Черепанова привела к изменениям — созданию управления физической подготовки и спорта при Министерстве обороны Вооруженных сил РФ, замыкающегося непосредственно на министра обороны. Количество спортивных клубов сократилось до 8, спортсменов стали увольнять из армии. Но, в любом случае, наши и их возможности сравнивать нельзя. Да и обратите внимание: реорганизация армейского спорта в России привела к не самому, мягко говоря, успешному выступлению на Играх в Ванкувере. Все объяснимо: доля спортсменов, приписанных к силовым ведомствам в зимних дисциплинах, очень велика — это мировая практика, а тут такие глобальные перемены. Другая подготовка, другое обеспечение, интриги на уровне федераций, банальные личные проблемы, ранее решавшиеся в одночасье — все эти факторы и сыграли для россиян свою негативную роль в Ванкувере. Это сказано для того, чтобы подчеркнуть: белорусский армейский спорт всегда в структурно-организационных вопросах был на шаг впереди. С 1993 года, когда была проведена реорганизация знаменитого «седьмого СКА» и создан на его базе Спортивный комитет. Основная задача — физическая подготовка в Вооруженных силах. Но, конечно, и спорт высших достижений, в том числе — подготовка резерва. При этом весь цвет армейского спорта — порядка 120 человек, служащих по контракту и «срочников». Плюс 70 гражданских лиц на должностях спортсменов-инструкторов. Вот и все наши кадровые активы — менее 200 человек, не считая, конечно, обслуживающего персонала — административных работников, уборщиц.

— Тренеры?

— Сейчас — 44 специалиста. Три заслуженных тренера Республики Беларусь, четыре высшей категории. Хороший коллектив, осуществляющий подготовку спортсменов в двух армейских прикладных видах спорта (парашютный, военное пятиборье) и в более чем двадцати олимпийских. Еще один нюанс. Такие виды спорта, как стрельба, единоборства, являясь олимпийскими, подходят и под военно-прикладную направленность. Поэтому проводим чемпионаты Вооруженных сил по восьми видам спорта. Спартакиады для офицеров центрального аппарата Министерства обороны — по пяти дисциплинам. Есть сборные команды Вооруженных сил в культивируемых видах спорта. Разумеется, надо понимать, что в той же легкой атлетике нам нет резона стараться охватить все королевские дисциплины, но мы работаем точечно — например, спортивная ходьба — Турова, Троцкий, Степанчук. Три-четыре вида легкой атлетики держим железно. Мы полностью реконструировали имеющуюся инфраструктуру, привели ее в соответствие с международными требованиями. За шесть лет вложили много финансов: и своих, заработанных, и бюджетных. Теперь здесь тренируются национальные команды. Поэтому ко всем требованиям времени и современного момента — сокращению, систематизации и оптимизации — оказались готовы. Нас немного, особенно если сравнивать с другими ведомственными штатными расписаниями, но мы движемся вперед, причем очень уверенным шагом. Большой спорт — это незыблемые традиции Вооруженных сил. Имена говорят сами за себя — Павловский и Клим, Ким и Волчецкая. Они создали задел белорусскому армейскому спорту.

ЕСТЬ ЧЕМУ ЗАВИДОВАТЬ!

— Но нельзя упускать из вида уже упомянутый вами главный приоритет — физическую подготовки военнослужащих.

— Именно так. Мы обеспечиваем солдатам и офицерам возможность заниматься физической подготовкой для выполнения предписанных по военным специальностям задач. Причем сегодня нашим базисным документом — Инструкцией, пришедшей на смену прежнему Наставлению по физической подготовке, заинтересовались в соседних странах — России, Украине. Южные соседи попросили наш вариант для изучения в процессе разработки своего основополагающего документа. А мы его создавали в тесном сотрудничестве с НИИ физической культуры, тщательно апробировали на практике. Теперь два раза в год предусмотрено специальное тестирование как в центральном аппарате, так и в войсках. Схема простая, но эффективная. Первый раз право оценки отдано командиру подразделения, второе тестирование — зона ответственности Спортивного комитета. Таким образом, сегодня физическое состояние белорусских военнослужащих не внушает опасений и беспокойств. Оценка средняя, но это хорошая и реалистичная оценка. Тем более что наблюдается положительная динамика. Уровень физической подготовки растет постоянно: с 2006 года количество хороших оценок увеличилось на 2,5 процента. А ведь тесты у нас разработаны для каждого рода войск. Если специальность требует развития силы, то и упражнения этой направленности. Так же со скоростной выносливостью. Для офицеров важна способность справляться с большими умственными, психологическими нагрузками. Таким образом, все четко, научно, дифференцированно прописано, обосновано и систематизировано. Мы, к слову, предлагали свою Инструкцию для универсального применения другим силовым ведомствам, но все-таки у них есть собственная специфика. Впрочем, она взята в качестве образца для всех вооруженных сил стран СНГ.

— Армейская спортивная инфраструктура — повод для зависти…

— Прежде всего отмечу следующее: всегда завидуют чему-то хорошему, а не плохому. (Смеется.) Но это к слову. Что же касается реконструкции и модернизации инфраструктуры, то мы ко всем вопросам подходим по-армейски — четкое планирование и педантичное, даже щепетильное исполнение. Невзирая на сложности: качественно и в срок, а в большинстве случаев, как говорят в армии, с «ефрейторским зазором». Чтобы придирчиво поискать недостатки и в случае их обнаружения — немедленно устранить. А ведь надо учесть, что все основные армейские объекты — ветераны, построенные в середине 70-х годов прошлого века. Потому после Олимпиады-2004 в Афинах разработали и приняли программу модернизации учебно-тренировочной базы до 2012 года. На сегодняшний день четырехзальный спортивный комплекс (игровой, фехтовальный, универсальный для единоборств и конкретно для греко-римской и вольной борьбы) отвечает всем нуждам спортсменов. Он — комплекс, как и залы дзюдо и тяжелой атлетики, работает на спорт высших достижений — национальные команды, но в нем занимаются и военнослужащие. Кроме того, идем в ногу со временем, закупая необходимое для тренировок оборудование и инвентарь. Например, для таэквондо, и не только. Во Дворце игровых видов спорта начинается реконструкция. В тире имени маршала Тимошенко она уже год как идет. Первый этап близок к завершению. Там будет новая котельная, и стрелки перестанут жаловаться на холод. Финансовый кризис, конечно, сбил нас с ритма, сломав первоначальные планы, однако это согласованные на всех уровнях обстоятельства, а кроме того, мы надеемся, что национальная команда сможет провести в Уручье последний этап подготовки к Играм-2012. На новом, современном комплексе. Благо почерпнули опыт и в Дохе, и на олимпийском тире в Пекине. Изучили все нюансы замыслов. Что же касается зимних дисциплин, то на армейском балансе находится лыжно-биатлонный комплекс «Заячья поляна», созданный по инициативе Президента страны и НОК. Объект под Логойском компактный и очень эффективный. Только в прошлом году провели там 16 детских соревнований, решая одну из главных проблем воспитания спортивного резерва — ликвидировали катастрофический дефицит стартов. Завершая разговор об армейской спортивной инфраструктуре, упомяну и бассейн в Доме офицеров в Минске.

— На одном из совещаний в Минспорта бурно обсуждался вопрос с детской школой…

— Могу понять позицию профильного спортивного ведомства. Но, увы, тут сработало правило бумеранга: кто его запускает, к тому он и возвращается. Армейская детско-юношеская спортивная школа ранее считалась лучшей в стране, но в 2004 году появилась инициатива придать таким учреждениям статус юридических лиц. Для Спортивного комитета Вооруженных сил это оказалось невозможным. Двух в одном, как в знаменитой рекламе, в нашем случае достичь было нельзя — юридический тупик. Для получения нового статуса надо было передавать школе все объекты, что приводило к потере такого же статуса самим комитетом. Логики и здравого смысла в этом не было, да и пошло бы в ущерб всему комплексу интересов Вооруженных сил. Не школе же заниматься физической подготовкой солдат и офицеров. Мы искали пути, консультировались и нашли-таки хороший рабочий вариант: создали резерв сборных команд Вооруженных сил, и все наши юные спортсмены, тренеры ничего не потеряли. И отдача есть. Школы как юридического лица нет, но результаты работы с резервом налицо. Мы ведь заключаем договоры с ДЮСШ, которым помогаем. А помощь действительно нужна многим школам. Взять хотя бы знаменитую кузницу кадров по легкой атлетике в Барановичах, где «резина» лежит буграми уже тридцать лет! Мы охватили всю республику соревновательным календарем, помогаем школам и перспективным детям инвентарем, экипировкой, транспортом. И отбоя от желающих сотрудничать в таком эффективном режиме нет. Скажу больше: в ближайшее время будем согласовывать программу развития спорта высших достижений. В ней опять поднимаем вопрос существования армейской детско-юношеской школы, для чего надо внести поправки, изменения в законодательство.

— При этом Олимпиада…

— Конечно. У нас почти со всеми федерациями конструктивные отношения, вопросы решаются. В программе по подготовке к Олимпиадам, которую на Ванкувер уже утверждал Совет Министров, основные направления для армейского спортивного комитета — обеспечение прохождения службы перспективными членами национальных команд и тех же социально-бытовых условий. Так, в жилищно-строительном кооперативе — буквально через год будет жилой дом — состоят около 40 спортсменов и тренеров. Цены для тех же гандболистов СКА — льготные. Воинские звания — еще один стимул, в том числе и инструмент финансового поощрения. Причем если раньше спортивным пиком являлось звание майора, то сейчас — подполковника. Та же Рита Турова начинала воинскую карьеру с сержантских погон, а сейчас носит офицерские — лейтенантские. Дзюдоист, олимпийский чемпион-2004 Макаров — бывший рядовой спортивной роты, уже капитан. То есть одаренный человек может спокойно тренироваться, имея обеспеченный армией надежный тыл — квартира, зарплата, социальные гарантии. Это очень важно в таком конкурентном и нервнозатратном виде деятельности, как спорт, где победы соседствуют с поражениями, и от игры случая никто не застрахован. Тот же Макаров после Афин пережил тяжелый период, не отобрался в Пекин. Но при существовавшей поддержке не потерял себя и в этом году стал чемпионом Европы. Опять в элитном списке. Кстати, на коллегиях Минспорта, в том числе и совместных с исполкомом НОК, неоднократно констатировалось: Спортивный комитет Вооруженных сил выполняет все предписанные ему задачи. Поэтому и не понимаем, откуда взялись основания для критических стрел.

«ДРУЖБА ЧЕРЕЗ СПОРТ»

— В Министерстве обороны не так давно произошла ротация руководителей: Леонида Мальцева сменил Юрий Жадобин.

— Поддержка есть. У нового министра, как, разумеется, и у прежнего, приоритет расставлен четко: основа основ деятельности Спорткомитета — физическая подготовка военнослужащих. А за ее повышение и улучшение отвечает возглавляемая мною структура. Все эти моменты были доложены министру еще зимой и вопросов не вызвали. 10 дней назад под председательством Юрия Жадобина состоялось специальное совещание по итогам Олимпийского собрания, на котором все нюансы были разобраны еще раз. В том числе мы старались понять: почему при наличии результата кто-то старается вывернуть ситуацию на изнанку, представляя дело так, словно армейцы хлебают щи лаптем. Это не так! Свои задачи, которые нам поставят, — будем исполнять. Четко и в срок. Современный момент нами проанализирован, министром обороны приняты соответствующие решения, которые должны лечь в основу плана на олимпийский Лондон. Юрий Жадобин также дал понять, что прекрасно понимает, сколь престижны армейские соревнования, входящие в зону ответственности Международного совета военного спорта, чей девиз — «Дружба через спорт». Содействие будет по-прежнему оказываться.

— Причем авторитет Беларуси в этой структуре значительно вырос в последнее время…

— На состоявшемся в Рио-де-Жанейро конгрессе и генеральной ассамблее совета — это одна из крупнейших спортивных организаций в мире — помимо стратегически выгодных для Беларуси кадровых изменений состоялось и еще одно знаковое для нас событие. Минску доверено проведение (мы не в первый раз подавали заявку!) европейской конференции. Чтобы показать лицо Синеокой республики, чтобы люди не строили догадки и не ориентировались на слухи-небылицы, а все увидели своими глазами. При сменившейся конъюнктуре презентация Беларуси и мой доклад привели к единогласной поддержке более 40 делегатов от Европы. Конференция состоится в октябре-ноябре 2011 года после 5-х летних военных Игр в Рио.

— Это же еще и развитие туризма!

— Конечно. Деньги в казну государства поступят немаленькие.

СТАВКА НА МОЛОДЫХ

— Основной контингент армейских спортсменов — это…

— Молодежь. После Игр-2004 обновились на 60 процентов. Причем, сделав такую ставку, увеличили представительство в национальных командах. Если в Афинах выступили 14 армейцев, то в Пекине — уже 34. Многие не завоевали медалей, но из них 25 спортсменов остались в обойме, ведя подготовку к Лондону. Готовятся, уже имея опыт, в том числе и опыт принесения стране зачетных очков. Это и показатель, и перспектива.

— Показательно и сохранение в большом спорте таких ветеранов, как Мартынов. Значит, уникальному стрелку созданы условия для долголетия в тире.

— Правильная постановка вопроса. Условия мы действительно создаем, и не только Мартынову, но и всем армейцам. За это и отвечаем. Что же касается спортивного результата, то контракт Минспорта заключает с тренерами и спортсменами. Поэтому надо разделять сопровождение и выступление. Но у нас этого не делают. Однако как мы можем отвечать за результат, если не имеем никакого отношения ни к контрактам, ни к обсуждению планов подготовки?! Не вмешиваемся в специфические нюансы, которые на совести совсем других подразделений спортивной вертикали.

— Зима…

— Спортивный комитет ранее практически не культивировал «белые» виды спорта. Но так исторически сложилось, что армейцами являлись конькобежцы Игорь Железовский и биатлонисты Сергей Булыгин, Вадим Сашурин, Петр Ивашко. Только они и принимали участие в Олимпиадах, представляя на них Спортивный комитет Вооруженных сил суверенной Беларуси. Но — это было вчера. В Турине-2006 был лишь акробат Рак, но в Ванкувере выступили трое — две горнолыжницы и лыжник Корнеенко. А сегодня кандидатом на участие в Играх-2014 в Сочи будет подросший до уровня национальной команды Владимир Аленишко. Кроме того, есть экспериментальная команда по ски-кроссу — то есть закрываем еще одну олимпийскую и страшно модную дисциплину фристайла. Причем уже можем соревноваться с элитой. И эти шесть человек полностью содержатся армейским Спортивным комитетом.

— Вы переизбраны членом исполкома НОК Беларуси, но теперь возглавите комиссию «Спорт — для всех»…

— Ранее работал в комиссии по прессе и, в принципе, был готов продолжить. Но если принято решение — буду исполнять. Благо наработки есть, опыт накоплен, задача ответственная. Мой предшественник Борис Хрусталев достиг немалого. Но детей по-прежнему надо уводить с улицы, а взрослых отучивать от вредных привычек. Задача сложная, но и за нее надо браться.

Руслан ВАСИЛЬЕВ


←Александр Ванхадло: скоро доберемся и до наркоманов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика