Диалог. О Каке, мухах и котлетах
Подзатасканный прикол, но в тему: “Движение “Рок против наркотиков” — это все равно что “Пчелы против меда”. Тем не менее, наверное, бывает и так, не во втором случае, так в первом. И даже курящие могут отлично понимать, что их привычка пагубна. Однако и в ней есть, пусть и сомнительные, но все же плюсы — в паузе на перекуре иногда рождаются любопытные мысли. Или, как в нашем случае, завязываются интересные споры.
Пару дней назад Дмитрий Беленький между своими и моими затяжками обронил: “Старик, ну что вы прицепились к этим легионерам в хоккейном “Динамо”? Давайте уже разделять клуб и сборную, отделять мух от котлет”. В моем случае реплика была сродни разговору о веревке в доме повешенного — завелся с пол- оборота. И подумал, что из этого может получиться неплохой материал. В конце концов, наши с главредом Владимиром Бережковым хоккейные диспуты в какой-то степени грешат однобокостью: оба в прошлом или настоящем специализировались больше по хоккейной части, мое же футбольное журналистское прошлое уже покрылось семилетним слоем пыли. А подискутировать о хоккее с коллегой-стратегом из футбольной сферы, который будет и постарше, и помудрее, показалось интересным. Итак, тема легионерского баланса минского “Динамо” — в диалоге заместителя главного редактора “ПБ” Дмитрия БЕЛЕНЬКОГО и редактора отдела хоккея Вячеслава ФЕДОРЕНКОВА.
Д.Б. За всех не скажу, но сам являюсь скорее сторонником разделения сборной и клуба. Объясню почему. Даже в случае невыхода в плей-офф болельщики переживают за “Динамо” с сентября по март. Сборная же в трех из четырех сезонов, исключая олимпийские, приковывает к себе внимание от силы на пару недель чемпионата мира. Я тоже болею, живу предвкушением старта мирового чемпионата, смотрю матчи. Но в последнее время ловлю себя на мысли, что наша национальная дружина становится до скучного предсказуемой: все та же натужная игра по формуле “как позволит соперник”, то же неумение войти в зону, то же унылое большинство, позволяющее быть спокойным лишь за то, что в эти две минуты хотя бы не пропустим… Пара-тройка таких игр — и понимаешь, что за медали бороться нам вновь не суждено, а остальное уже не важно, десятыми финишируем или восьмыми.
В.Ф. А может, вы путаете причину и следствие? Ведь будь “Динамо” представлено большим количеством белорусов, то самое боление за сборную продлилось бы с двух недель до полугода с гаком. Ясно же, что в белорусском клубе КХЛ выступали бы не посредственности, а лучшие. По крайней мере из числа тех, кто не имеет контрактов с авторитетными зарубежными клубами. И, возможно, поэтому на “мире” наша национальная дружина из года в год занимается все больше описанной вами тягомотиной? Ведь два сезона подряд “Динамо” комплектовалось именно согласно вашей философии: “сборная — это сборная, а нам нужно занимать высокие места в КХЛ”. И делали ставку на легионеров, которые, к слову, вывозили из страны миллионы долларов. При сем задача в КХЛ не выполнялась, а национальная команда не получала никакой подпитки. И не будет получать, если продолжим упрямо идти по этому пути.
Д.Б. И все равно уверен: будем комплектоваться преимущественно белорусами — потеряем “Динамо” в КХЛ.
В.Ф. Так а что мы сейчас в нем имеем, чтобы терять?
Д.Б. Хорошо, как минимум две пятерки должны быть иностранными. Своими, в этом убежден, выход в плей-офф не вытянем. А лучше бы и в третьей иметь одного-двух варягов.
В.Ф. Так имели же! Ладно к позапрошлому сезону, дебютному для КХЛ, готовились впопыхах. Но в прошлом-то и состав подобрали ничего себе, что по именам, что по ценнику. А результат тот же — “никакой”.
Д.Б. И все же с каждым новым межсезоньем есть надежда, что уж сейчас-то проведут грамотную селекцию, подберут нужных иностранцев, и задача будет решена. Вообще, нашим игрокам, считаю, не хватает двух вещей: мастерства и… Ох, не знаю, может, кто обидится… Ну ладно — и нормального менталитета. Наш, белорусский, плохо стыкуется с большими успехами. Нам нужен канадский, шведский, американский, финский. Эти парни умеют и хотят побеждать. Не исключено, их менталитет смог бы передаться и нашим.
В.Ф. Соглашусь, но с оговоркой. Все перечисленные бойцовские качества канадцев, американцев и прочих финнов больше проявляются при выступлении на родине или, по крайней мере, в клубе чемпионата страны из топ-8. Хоккейная же Беларусь для большинства — экзотика. В которой к тому же откуда-то берутся деньги на приличные, даже по российским меркам, зарплаты. Вот за ними осознанно и подсознательно сюда и приезжают.
Д.Б. Ну, это ты уже погорячился. Разве можно, глядя на то, как рубится Платт, как он заступается за партнеров, сказать, что он приехал намыть денег?
В.Ф. Я не сказал, это в отношении всех, но большинство, увы, именно таково. Джефф — едва ли не единственный самородок, найденный для “Динамо” за два сезона в легионерском песке. Ну еще Хювенен с некоторыми оговорками, но он уже в прошлом. А Ритчи, например, просто не поверил, что его пах могут качественно прооперировать в Беларуси — полетел за рубеж. В итоге там его прооперировали так, что у нас потом все равно пришлось переделывать, уже качественно. Байрон-то убедился, что здесь не каменный век, но сюжет очень показателен для иллюстрации отношения легионеров “Динамо” к их белорусскому клубу и стране. Наконец, один из главных фактов, не дающий покоя: за два сезона мы, по разным оценкам, истратили от 40 до 50 миллионов долларов, не достигнув ничего и не создав никакого задела. Вот скажите, наша страна настолько богата, чтобы так разбрасываться деньгами?
Д.Б. Я предпочитаю не вдаваться в то, что это за средства, откуда они. Есть у нас возможность их изыскивать — бога ради, проблематично — тогда не стоит пускать пыль в глаза, нужно уходить из лиги. Понимаю тебя, всегда хочется, чтобы деньги расходовались разумно. Но гарантировать этого никто не может. Посмотри, как “Реал” промахнулся с Какой, за которого выложил сумасшедшую сумму. И никто ведь не может обещать, что не направь “Динамо” эти миллионы на иностранцев, они были бы отданы в детский хоккей.
В.Ф. И все равно: вы считаете, что счастье выйти в плей-офф и продлить сезон на три-четыре, да пусть на восемь-девять игр (из которых домашних — те же три-четыре) стоит лишнего десятка миллионов?
Д.Б. Да, это же праздник для всей страны. “Интер” вот выиграл Лигу чемпионов, и никого в Италии не интересовало, что в его составе сплошь легионеры. Так и здесь: выйдем в плей-офф, а дальше — чем черт не шутит. Рижане же или МВД доказали, что невозможного нет.
В.Ф. Но “Скуадра адзурра” не особо пострадает от комплектования отдельно взятого клуба заезжими звездами. Слава богу, в Италии сильных клубов для обкатки сборников хватает. У нас несколько иная ситуация. Да и примеры с латвийской и подмосковной дружинами не без изъянов: вторая добилась успеха не набором звезд, а именно командной игрой и тем самым духом победителей. А первая и вовсе исповедует как раз ту философию, за которую я ратую: шесть-семь действительно нужных иностранных исполнителей, остальные — свои.
Д.Б. Традиции разные. Может, пример будет слишком витиеватым, но, согласись, рижский десятитысячник всегда переорет наш пятнадцатитысячник. А надо будет — и “Медисон-сквер-гарден”. То же и с россиянами: уверен, собери они команду только из игроков КХЛ, даже без НХЛовцев, в матче с нашей сборной они все равно были бы фаворитами. Им есть смысл вводить лимит на легионеров, нам — нет.
В.Ф. Второе спорно, но недоказуемо, а вот с первым поспорю аргументированно. Не в менталитете дело — не такие уж мы сирые и “памяркоўныя”. Многое еще от школы зависит. Наши игроки, прошедшие институты североамериканских юношеских лиг, потеряв шайбу, не бросятся со всех коньков за свою синюю линию отбиваться, но обязательно сначала впечатают в борт соперника. Хотя бы просто для того, чтобы не допустить численного перевеса оппонентов в атаке. И за партнера, если придется, вступятся, не считая до трех. В Новом Свете всему этому быстро учат.
Д.Б. Может быть, но тогда нужно подождать, чтобы таких, понюхавших тамошнего пороху, у нас было достаточно для комплектования своей команды КХЛ. И чувство родины у молодого поколения, не заставшего времена СССР, действительно более обостренное. Наша футбольная “молодежка” поет гимн, держа руку на сердце, национальная так не делает. Кто-то скажет: “Напускное”, но я так не думаю. На самом деле все это придет. Только со временем, когда молодежь перейдет на взрослый уровень.
В.Ф. Я тоже очень на это надеюсь и все же вернусь к теме спора. Смоделируйте ситуацию: в футболе на основе российской премьер-лиги создали что-то похожее на КХЛ — международную лигу. Вас бы устроило, если бы в единственном в ней представителе было засилье легионеров вместо подтягивания уровня своих сборников?
Д.Б. Меня бы устроило, чтобы в основе такого клуба было 7-8 легионеров, действительно обеспечивающих высокий результат, и 4-5 белорусов. И вот почему. Сейчас, перед серией товарищеских матчей, Штанге не раз подчеркивал, что сборной не хватает Ковеля, Кутузова, Глеба-старшего, Калачева, Кульчия. Если бы была возможность иметь игроков такого уровня в белорусском клубе гипотетической лиги, сборной бы этого вполне хватило.
P.S. Этот материал планировалось сопроводить экспресс-опросом о предпочтениях болельщиков на предмет легионерского баланса в белорусском клубе КХЛ. Но главный редактор сыграл на опережение, поставив его “опросом недели”, итого которого будут подведены во вторничном номере. На данный момент в плебисците редко-симметричное разделение мнений: сторонников идеи “Динамо” ради КХЛ” примерно столько же, сколько и “Динамо” ради сборной”. В общем-то вариант столь же строгого “фифти-фифти” при комплектовании состава, с одной стороны, устроил бы оба лагеря. С другой — любопытно, повлияет ли как-нибудь этот диалог на голосование наших читателей в оставшиеся до понедельника дни.