Владимир Гуслистов: из задержки не делаем трагедию

Источник материала:  
28.05.2010 17:19 — Новости Спорта
Владимир Гуслистов: из задержки не делаем трагедию

Владимир Гуслистов: из задержки не делаем трагедию

Бывая на республиканских регатах, я не переставала удивляться очевидному парадоксу: белорусские мастера весла (причем любого — байдарочного, канойного или академического) регулярно радовали земляков громкими победами, а ни одного нормального канала до недавнего времени не имели. Более того, подавляющее большинство баз по всем статьям подходили под характеристику «убогие», о чем «СП» неоднократно сообщала. Чем большее значение придавалось в нашей жизни комфорту, тем сложнее становилось мириться с этим. Даже набор детей с каждым годом представлял для тренеров все большую проблему. Еще труднее было удержать мальчишек, и особенно девчонок, в секциях.

Но, к счастью, успехи гребцов в конце концов оценили, и ситуация начала меняться. В 2007-м появился действительно современный канал в Бресте. В ноябре прошлого года сдан еще один — в Гомеле. А в настоящий момент полным ходом идет реконструкция базы Республиканского центра олимпийской подготовки по гребным видам спорта в Заславле. Чтобы узнать, как она продвигается, мы решили побывать на этом объекте. В качестве нашего гида выступил директор РЦОП Владимир ГУСЛИСТОВ, который не только показал, но и рассказал, что уже сделано и какие работы проводятся в настоящий момент:

— 31 августа 2008 года актом Госкомиссии на баланс центра передана гидротехническая часть. Она включает в себя основной канал шириной 168 м — максимальной по международным требованиям, длиной 2200 м и минимальной глубиной 3,5 м. В ходе его реконструкции важно было решить главную задачу — обеспечить постоянный уровень воды, который бы не зависел от Минского моря. С этой целью была построена плотина с паводковым водосбросом и четыре шлюза, которые обеспечивают перемещение воды, не позволяя ей застаиваться. Закрывая их во время соревнований, мы ограждаем спортсменов от ветра. Сданы также обе дамбы. В ходе этих работ перемещено около 1,7 млн. м. куб. земли, 0,7 из которых заложены в плотину и дамбы. Площадь водной глади составляет порядка 80 га, а земли, которая сейчас находится в стадии строительства, — около 60 га.

Что очень важно, комплект оборудования и разметка дистанции позволяют проводить весь комплекс соревнований, как в академической, так и в гребле на байдарках и каноэ. Построены четыре стартовых домика, необходимое количество плотов. Сейчас ведется строительство судейской вышки.

— Первоначальный проект вышки, насколько я знаю, не соответствовал стандартам?

— Да. Тот вариант, возможно, был оригинальным и красивым, но не отвечал техническим требованиям. Главное условие — вышка должна обеспечить работу судейского персонала и абсолютную видимость всей дистанции. На ней же располагается и необходимое оборудование по фиксированию прохождения дистанции участниками. С учетом этих требований был подготовлен другой проект. Это будет четырехэтажное здание, отвечающее всем международным стандартам. Оно по-своему уникально, потому что все коммуникации в зоне финиша будут заводить под водой с помощью специальной техники и с использованием современных технологий. Выполнят эти работы водолазы. До наступления осенних холодов важно также закрыть здание по контуру, чтобы строители могли продолжить работы по его внутренней отделке и наполнению.

Располагающееся напротив полноцветное электронное табло тоже уникально. Система спроектирована таким образом, что позволяет транслировать соревнования в режиме онлайн, включая как собственно прохождение дистанций с фиксацией результатов на отрезках, так и отдельные фрагменты других событий, происходящих на канале. Причем трансляцию можно будет увидеть в любой точке комплекса — в гостинице, в пунктах питания.

— Со временем любой водоем начинает зарастать…

— Есть такая проблема. По мнению специалистов института рыбного хозяйства, лучше всего ее решать путем разведения рыбы — белого амура и толстолобика. Пока у нас нет средств на их закупку. Но обязательно будем искать для этого источник финансирования.

— Если сам канал полностью готов, то инфраструктура еще только создается?

— В прошлом году было сдано трехэтажное административное здание центра, в которое и переехали все технические службы, руководство, бухгалтерия. Сейчас идет реконструкция общежития на 72 места. На первом этаже оборудуются гребной бассейн и два тренажерных зала — один для специальной, а второй для общефизической подготовки.

Здесь же будет пищеблок. Первоначально проектом предусматривалась лишь доготовочная столовая. Но нас она не устраивала. Во-первых, это вторичное приготовление, во-вторых, оно не могло обеспечить спортсменов разного уровня необходимым ассортиментом. Несмотря на массу сложностей, нас поддержало руководство Минспорта. И сейчас завершается разработка проекта столовой с полным циклом приготовления. Прежде всего, она нужна для филиала училища и для тех групп, которые проводят у нас сборы. На крупных же регатах будет другая система организации питания участников — в местах их проживания, не исключая использование и нашего пищеблока. Он, кстати, позволит нам во время соревнований зарабатывать какие-то средства. К реконструкции четырех старых эллингов еще не приступали: по нашей просьбе строители выбрали такую тактику работ, чтобы мы могли продолжать их эксплуатировать.

— Медико-восстановительный центр уже готовится к сдаче?

— Да. Он включает четыре парилки с сухим паром и на дровах, мини-бассейн, душевые, массажные кабинеты и комнату отдыха. Пропускная мощность центра — порядка 24 человек. Ввод его в эксплуатацию запланирован на конец мая, а общежития, тренажерных залов, столовой и котельной — на третий квартал.

— Из этих объектов ключевым, можно сказать, является последняя. Ведь без нее ни горячей воды не будет, ни отопления. Не станет ли она камнем преткновения?

— Надеюсь, нет. Хотя ее реконструкция и началась с некоторой задержкой. Дело в том, что в связи с изменившимися требованиями к газовым котельным ее проект пришлось отправлять на повторную экспертизу, в ходе которой возник вопрос, касающийся применения импортных котлов. Сейчас на это требуется серьезное обоснование. Оно было сделано. И в настоящий момент уже ведутся работы по полной перепланировке котельной, замене и утеплению крыши, готовятся места для установки котлов… К отопительному сезону она будет сдана, думаю, даже раньше.

В 2011-м году должны заасфальтировать дороги вокруг основного и обводного каналов, благоустроить территорию, сделать ограждение, установить сигнализацию и видеонаблюдение, завершить строительство финишной вышки. На следующем этапе планируется возведение учебного корпуса, чтобы спортсмены могли тренироваться, жить, питаться и получать образование в одном месте. Здесь, кстати, был филиал РУОР. Его воспитанники учились на базе средней школы в Заславле. Тогда у нас появились Катя Ходотович-Карстен, Виктор Ренейский, другие сильные гребцы. Не исключено, мы вновь, пока не построим свой корпус, воспользуемся вариантом учебы в местной школе, расположенной в трех-четырех минутах езды на автобусе, имеющей опыт работы со спортсменами и отличающейся довольно высоким уровнем преподавания. Далее предусмотрено строительство многофункционального комплекса в виде подковы с гостиницей на 150 мест, рестораном-кафе, плавательным бассейном (благодаря чему решим и проблему Заславля), местами для работы научно-исследовательского института, центра спортивной медицины, кафедры БГУФК… В следующем году хотим начать проектирование двух этих объектов.

А еще в более далекой перспективе в центре планируется возведение нескольких многоквартирных коттеджей для специалистов, небольшого торгового центра, стоянки и гольф-клуба. В зоне отдыха должны появиться различные площадки и летний эллинг для размещения лодок. Проектанты предлагают также проложить здесь детскую железную дорогу, которая протянется до «Юности». Есть еще одна задумка, не претендующая на осуществление за счет бюджетных средств, — построить рядом плавучую гостиницу на 60 мест как источник дополнительного финансирования. От нас ведь всего 15 минут до Минска.

— Знаю, что тренеры ставили вопрос о выходе на большую воду…

— Частично постараемся решить эту проблему уже в этом году, а окончательно — в следующем, когда появится летнее здание для хранения лодок и выхода на воду.

— Раньше в центре занимались и производством лодок…

— Поскольку производство для этих мест с точки зрения экологии не совсем приемлемо, а также в связи с реконструкцией РЦОП оставлять его здесь не представлялось возможным. Президент поддержал инициативу Минспорта о перенесении его на два предприятия — Осиповичский завод автомобильных агрегатов и на «Полоцкстекловолокно». На обоих уже изготовлены достаточно качественные образцы. Причем в Осиповичах увеличивают производственные мощности, совершенствуют технологии производства, в том числе и за счет поставки оборудования из Германии. Ввиду того что их собственное производство связано с пластмассовыми изделиями, у них имеются и наработки, и кадровый потенциал. В этом году мы собираемся приобрести у них каноэ и академические лодки.

— С переездом из Минска за город в кадрах не потеряли?

— Добираться на работу стало действительно сложнее. И наладить организованную доставку специальным автобусом, пока не ведем никакой хозяйственной деятельности, не можем. Но, думаю, с вводом всего объекта в эксплуатацию снимем эту проблему. В общем-то, коллектив с пониманием относится ко всем трудностям, за что я ему очень благодарен. Хотя не могу сказать, что никто не уволился. На такой шаг вынужденно пошли некоторые из работников, жившие на другом конце Минска, и женщины с маленькими детьми. Тренеров среди них нет.

— А какие проблемы больше всего осложняют стройку?

— Главная из них заключается в объемах финансирования. При выделении средств очень важно выбрать правильную тактику строительства. Не всегда, скажем, интересы строителей совпадают с нашими. Нам бы хотелось поскорее получить корпус с общежитием, а они настаивали на первостепенном завершении строительства финишной вышки. Пытаемся находить компромиссы. Сегодня в целом дефицит финансирования составляет порядка 10,5 миллиарда, при том что стоимость проектно-сметной документации оценивается почти в 23 миллиарда. Но мы не делаем из этого трагедии, потому что строительство, пусть с некоторыми задержками, но идет.

— Приходилось слышать, что байдарочники с «академией» не уживаются…

— Мне не нравится сам этот глагол, имеющий личностный оттенок. Проводить учебно-тренировочный процесс сразу в обоих видах на одной акватории действительно довольно сложно. В академической гребле мощные и скоростные экипажи, спортсмены перемещаются спиной вперед, в байдарке — своя специфика. Поэтому рассматривается возможность развести национальные команды: если одни находятся в Бресте, то другие в это время — в Заславле, и наоборот. Такая смена важна и для психологической разгрузки. Но вполне реально и на одной акватории наладить совместный тренировочный процесс. Он регулируется графиком тренировок и схемой перемещения по гребному каналу. В зависимости от содержания занятий, этапа подготовки и экипажей у нас может одновременно готовиться порядка 70 — 80 человек.

— Судя по тому, что на канале вовсю тренируются гребцы, они находятся на сборе? А где они размещаются?

— В Крыжовке — в корпусе Республиканского центра по конному спорту и коневодству, за что очень благодарны его директору Виктору Михадюку. Раньше это здание эксплуатировалось для оздоровления детей из Чернобыльской зоны. В силу обстоятельств оно потеряло актуальность и было передано на баланс РЦОП по конному спорту и коневодству. Там сделан капитальный ремонт. Спортсмены живут в двух- и трехместных номерах. В холле есть место для работы на концептах в зимний период, помещение для занятий общефизической подготовкой. В перспективе будут оборудованы несколько процедурных кабинетов для восстановления. Питание в столовой на 90 мест тоже устраивает как по качеству, так и по цене. И весь обслуживающий персонал очень доброжелательный. Мы с ними заключаем договор фактически на год, благодаря чему получаем гарантированное место для проведения всех своих сборов и помогаем им решать проблему загрузки. Мы, кстати, рассматриваем эту базу как постоянную для эксплуатации и после того, как начнет функционировать наше общежитие.

— В соревновательном режиме свой канал после реконструкции опробовали?

— В прошлом году провели больше десятка регат, в основном городского, областного уровня, профсоюзные, по адаптивной гребле и несколько стартов организовали для рыбаков, в том числе масштаба СНГ. Они, кстати, с помощью эхолотов и другого оборудования помогли нам еще раз убедиться в том, что канал действительно имеет глубину не меньше 3,5 метра, а также подсказали, что идет пока не видимое его зарастание на уровне метра. Поэтому запускать рыбу в канал нужно обязательно.

— А когда Заславль примет первую международную регату?

— Подавалась заявка на проведение первого юниорского чемпионата Европы по академической гребле 2011 года. Пока она не принята. Уверен, какой-то крупный турнир если не в указанном, так в следующем году мы наверняка получим. Рассматривается, в частности, вариант проведения здесь этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ в 2013 году. Так что мы непременно увидим гребную элиту. Ждать осталось недолго.

Р.S. На днях ход строительства гребного канала в Заславле был рассмотрен на совещании с участием министра спорта и туризма Олега Качана, председателя федерации академической гребли и председателя правления Национального банка Петра Прокоповича. Строительным организациям дано поручение завершить реконструкцию возводимых объектов к 1 сентября 2010 года.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО


←Итальянки спели – белоруски победили

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика