Андрей Мезин: динамовский крест
Андрей Мезин: динамовский крест
Он не уклонялся от комментариев после каждого матча. Но обстоятельную беседу попросил отложить до конца чемпионата мира, который Андрей МЕЗИН вновь провел великолепно.
На мало что решавшем с точки зрения турнирных перспектив поединке с датчанами он остался на скамейке запасных. И, похоже, за время игры еще не раз прокрутил в голове этот сезон. Трагикомичный сезон, я бы сказал, в котором Мезин невольно являлся одной из центральных фигур. Перед диктофоном специального корреспондента «СП» в Германии Андрей не стал сглаживать острые углы и откровенно поделился наболевшим.
— Чего не хватило сборной Беларуси для выхода в плей-офф?
— Команда боролась до конца. Думаю, все решило наше поражение от словаков. Затем были тяжелые поединки с россиянами и финнами. Пытались что-то сделать, отдали много сил. Возможно, поэтому и не сумели сохранить устраивавший нас счет во встрече с немцами. Фактически от попадания в восьмерку сильнейших сборную отделило одно очко.
— На официальном сайте международной федерации было размещено интервью с Хэнлоном. Отвечая на вопрос о мотивации выступления игроков на чемпионатах мира, Глен заметил, что Мезину просто нравятся эти турниры…
— Хоккей — мое любимое дело. Я не разграничиваю матчи на важные и второстепенные. Другое дело, что к одному чемпионату можно подойти на пике формы, а к другому – на спаде. Но если оценивать весь завершившийся сезон, то не считаю его плохим. Хотя с этими передрягами было, мягко говоря, непросто играть. Еще и накануне чемпионата мира возникли известные обстоятельства, которые также не добавили оптимизма. С одной стороны, мне удалось хорошо проявить себя здесь, в Кельне. С другой — сборная не попала в плей-офф. Обидно. Ведь по ходу этого первенства было много сюрпризов. И наша команда вполне могла преподнести сенсацию и завоевать медаль. Вряд ли встретились бы в четвертьфинале с соперником, который превосходил бы по силе россиян и финнов — две очень мощные дружины. А мы с ними продемонстрировали достойную игру.
— И все же многие отмечают, что в последние годы по ходу чемпионатов мира Мезин преображается в сравнении с игрой за клуб…
— Я не согласен. Да, цифры зачастую говорят о многом. Но ведь надо смотреть и на силу команды, в которой выступаешь. Между «Магниткой» и минским «Динамо», наверное, есть разница, не правда ли? Хотя одно время, когда защищал цвета магнитогорцев, у меня была лучшая статистика в лиге, однако некоторые российские специалисты все равно говорили, что Мезин нестабилен. Интересно: а как тогда определяется стабильность? Повторюсь, у каждого бывают неудачные матчи. Вспомните Олимпиаду и игру на ней Мартина Бродера. Но из-за одного, скажем прямо, провального турнира канадец же не стал плохим вратарем. Так что пусть специалисты заявляют все, что угодно. Мне, считаю, стыдиться нечего. И я полон сил и дальше приносить пользу команде. Вероятно, даже удастся прогрессировать.
— Олимпиада в Сочи не снимается с повестки дня?
— Ну, это будет зависеть от… Скорее всего, чемпионат мира в Германии — последний в моей карьере. Вся эта ситуация уже стоит поперек горла! Раз руководство минского «Динамо» решает, что в базовом клубе сборной должны играть легионеры, то что поделать? Хотя я не знаю их планов: глядишь, Эш или Масальскис получат белорусское гражданство и помогут нашей национальной команде. Это нонсенс! Насколько я помню, проект «Динамо» в КХЛ затевали, чтобы обкатывать игроков сборной Беларуси на высоком уровне с целью их лучшего выступления на международной арене. Но сейчас клуб решает свои вопросы. Ну и ради бога. Думаю, в следующем году «Динамо» попадет в плей-офф, но сборная через пару лет вылетит из сильнейшего дивизиона, а мы все будем хвататься за голову и восклицать: как же так вышло?!
— Вы сейчас находитесь без работы?
— Да, в «Динамо» на мне поставили крест. А значит, и на сборной. Ведь, получается, Мезину надо самому подыскивать варианты трудоустройства. Нет, я все понимаю: мы играем в первую очередь для зрителей. Но вы и меня поймите по-человечески... Вся стратегия белорусского хоккея немножко неправильная.
— Я думал, что у нас нет никакой стратегии.
— Просто нужно ставить большие задачи и спокойно их решать, а не смотреть вперед только на один год. К сожалению, этого не происходит. В таком случае, хочу пожелать удачи всем руководителям. Возможно, кто-то из болельщиков на меня обидится. Однако когда в тебя не верят, это удручает. Для сборной я хороший вратарь, а для клуба — плохой. В прошлом году уговорили помочь «Динамо». Не скрою: решение переехать в Минск далось непросто. Все-таки в первом чемпионате КХЛ белорусская команда была одним из аутсайдеров. Я приехал. В результате в конце сезона на меня вылили ушат грязи. Не лучшие ощущения, признаюсь вам.
— А как прекрасно все начиналось! Презентация, море болельщиков, заверения Наумова, что без Мезина нам никуда…
— Может, это было сладким сном?.. Впрочем, ладно, я не пропаду. В суперклуб типа ярославского «Локомотива» или казанского «Ак Барса» сложно пробиться, но, думаю, окажусь в хорошей команде. В какой-то степени будет даже полезно отойти в сторону.
— Неужели после такого чемпионата мира никто из «Динамо» с вами не разговаривал?!
— Нет, и, судя по всему, не собирается. Слышал, в команде будут два вратаря-легионера. Плюс Коваль. Но сколько он сыграет? Получается, сборная останется с одним голкипером, у которого вряд ли будет нормальная практика. Если честно, посоветовал Виталию подыскивать себе новый клуб.
— Почему, на ваш взгляд, в «Динамо» тянули до конца и до предела накалили обстановку, а не признались сразу, что Мезин им не нужен?
— Понятия не имею. Однако это все глупости, что я пытался кого-то шантажировать. Меня обидело отношение. Если бы в «Динамо» откровенно признались, что они не видят Мезина в команде, — никаких вопросов. А вышло совсем не по-людски. Даже Юрий Бородич на последней встрече сказал, дескать, езжай на чемпионат мира, показывай себя. Приехал. Показал. Причем вся команда, повторюсь, выступила неплохо. Почему бы тогда не заключить контракты с теми игроками, которые дают бой всем, в том числе и звездным российским энхаэловцам? Нет же, опять будут какие-то отговорки…
— Что двигало вами, когда дали согласие сыграть на чемпионате мира?
— Хотите правду? Исключительно эмоции. В последний день, перед тем как вернуться в команду, был твердо уверен, что никуда не поеду. Но посидел вечером, подумал и не смог отказаться. Мне тяжело объяснить причины. Какой-то внутренний голос.
— Согласны, что весь кавардак начался после отставки Хэнлона?
— Пожалуй, вы правы. Жаль, что Глен сейчас в Словакии. Было здорово его опять увидеть. Он принес огромную пользу белорусскому хоккею. На многие вещи Хэнлон открыл нам глаза.
— По словам тренера вратарей сборной Микаэля Ленера, нашему хоккею пойдет на пользу, если специалисты будут регулярно организовывать кэмпы для юных голкиперов, а затем вести ребят, работая над их слабыми местами…
— В последние 12 — 15 лет я участвовал почти во всех турнирах. Молодых привлекали мало, да и им почти не давали шансов. Конечно, нужны школы наподобие тех, что существовали во времена Союза. Нужна система. А то работают два-три человека. Однако это не показатель. Ведь пытаемся постоянно привозить игроков. Мы сами с Ковалем начинали карьеру в России. Понимаю: увидеть в ребенке задатки и сделать из него классного голкипера — тяжкий труд. Но надо с чего-то начинать. Это касается, естественно, не только вратарей. На чемпионате мира в сборной дебютировала всего пара новичков. К тому же они проводили на площадке мало времени. Возникает логичный вопрос: где смена ветеранам? Каждый год кто-то заканчивает карьеру. А уйдут Салей, Калюжный, Мезин — думаете, сборная будет выступать хотя бы на нынешнем уровне? Сильно сомневаюсь. Зато прогрессируют датчане, норвежцы, венгры…
— Сменим тему. Какие планы на отпуск?
— На «Формулу-1», как в прошлом году, вряд ли выберусь. В Киеве ждут жена, маленький ребенок. А через месяц необходимо готовиться к новому сезону.
— Надеемся (полагаю, вправе высказаться не только от своего имени), вы все-таки еще сыграете за сборную!
— Поживем — увидим. Я ни на чем не собираюсь ставить крест. Возможно, сейчас нахожусь во власти эмоций, а в следующем году в белорусском хоккее снова что-то поменяется. Пока же, извините, очень обидно. Отдаешь все сердце, душу, а тебе в нее плюют. Думаете, мне бы не хотелось поспособствовать развитию «шайбы» в нашей стране, как это делают в Латвии? Но сегодня в Беларуси нет никаких долгосрочных перспектив.