Лыжи. Сергей Долидович не хочет заканчивать спортивную карьеру

Источник материала:  
13.03.2010 13:52 — Новости Спорта

Белорусские лыжники не смогли на олимпийских играх в Ванкувере (Канада) подняться на пьедестал почета. О своем выступлении на олимпиаде и планах на ближайшее время рассказал «Советской Белоруссии» лидер белорусской сборной Сергей Долидович.

Все свои кубки Сергей Долидович отвез на дачу. Рассаду он там в них, конечно, не выращивает, но и пыль протирает нечасто. «Чтобы не расслабляться», - просто отвечает он на вопрос. В этом он весь. Неисправимый оптимист, живущий сегодняшним днем и старательно выполняющий тренерский наказ, полученный еще в далеком детстве. «Каждый сезон нужно начинать как будто с нуля, - объясняет свою спортивную философию наш лучший лыжник. - Тогда есть стимул. Есть ради чего напрягаться». Смысл такого «стимулирования» объясняется просто: усталостью. Сергей улыбается, увлеченно рассказывает, как вместе с другом и женой собственными руками превращал свою квартиру в уголок дизайнерского позитива. Но в глазах его совершенно четко читается разочарование. Уже сколько лет он изо всех сил бежит за медалями - олимпийскими или на худой конец мировыми. И вроде бы быстро бежит, среди претендентов на пьедестал появляется регулярно. А вершина эта, словно мираж, в последнюю минуту дарит ему очередную саркастическую усмешку.
- Если честно, у меня еще перед вылетом в Ванкувер опасения были, - рассуждает Сергей, задумчиво вертя в руках наградную дощечку - свидетельство несколькими часами ранее завоеванного (как обычно, за явным преимуществом) очередного титула чемпиона Беларуси. - Готов я был хорошо, но какое-то предчувствие тревожило.
- Комплекс Турина?
- Я о нем и забыл уже. Турин! В лыжных гонках все так быстро меняется, что если 4 года назад было «почти», то это не значит ровным счетом ничего. Но настраивался на лучшее. А потом все начало цепляться одно за другое. Первая гонка - 15 километров - какая-то сумбурная получилась. В дуатлоне, считай, практически без смазки бежал...
- Выходит, история о том, как у белорусских лыжников в Олимпийской деревне Уистлера украли смазку, правда?
- Украли? Я, если честно, подробностей не знаю, но подозреваю, что кто-то просто ищет себе оправдание. По ощущениям же бежалось так, словно вообще никакой смазки не было. А при таком раскладе даже чемпионат Беларуси не выиграть. В общем, никакого смысла мучить себя не было...
- Странно это звучит: биатлонисты нашли себе прекрасного сервисмена - Нойнера - и в Ванкувере молились о плохой погоде: их лыжи были просто вне конкуренции!
- То биатлон, а у нас это всегда в порядке вещей было. Особенно в отношении жидких мазей на теплую погоду. Эффективно их использовать - большое искусство. Особенно под «классику». Специалисты, которые могут это делать, стоят очень больших денег. Таких, рядом с которыми биатлонные сервисмены даже не стояли. И их роль в победе очень высока. Пример - Юстина Ковальчик. Ее нынешний смазчик, сколько я себя помню, всегда работал с эстонцами. В польскую команду он перешел год назад - и сразу появились медали! Какие еще комментарии нужны? С классическими лыжами у нас всегда были проблемы и, думаю, будут и дальше.
- Но ведь в «коньковой» эстафете шанс был...
- Был... Единственный и самый реальный. Наверное, даже более реальный, чем у меня в Турине. Там все сошлось: наше с Леонидом Корнеенко состояние, готовность лыж... Не судьба, похоже.
- Даже боюсь спросить, что почувствовал, когда в полуфинале Корнеенко ошибся поворотом и отдал соперникам выигранную гонку?
- Уффф... Понимаете, это все случилось от большого желания выиграть. Леня хотел не просто пробиться в финал - он хотел выиграть. Беги Корнеенко и дальше за чехом, - не промахнулся бы... Мы ведь уже гарантированно попадали в финал. Как бы там сложилось, гадать бессмысленно. Медали? Шестерка? Восьмерка? Но уж выложились бы по полной. Леонид, кстати, очень расстроился. Причем даже не из-за того, что мог получать не нынешние 100 долларов, а нормальную зарплату, а из-за того, что меня подвел...
- Полагаю, после той эстафеты настроиться на 50-километровую «классику» было очень непросто?
- Какой там настрой! Я уже после эстафеты сказал, чтобы лыжи мне не готовили - не побегу. Вышел лишь потому, что это была моя последняя олимпийская гонка и было бы неправильно не воспользоваться этой возможностью. Хотя любой, кто знает мои возможности, даже не надеялся, что я смогу там что-то показать: «классика» - это не мое.
- Тем более что и там без казусов не обошлось...
- Ну да - сменные лыжи мне не поставили. Прибежал на «пит-стоп», все перестегнулись на новую пару, а обо мне, оказывается, забыли. Пришлось дальше на старых бежать... Жаль: до этого удавалось даже не отставать от лидеров. Не мой это, наверное, турнир - Олимпиада...
- Ты-то здесь при чем? Это ведь элементарная халатность: не Долидович ведь должен заниматься лыжами...
- Я не люблю искать крайних и никогда этого не делал. Конечно, обидно, когда вся работа из-за какой-то мелочи идет прахом. В последнее время все почему-то вцепились в нашего главного тренера - Виктора Михайлова. Хотя проблемы глубже. Михайлова, как и сложившиеся в команде отношения, родила существующая система, а не наоборот. Поэтому я сомневаюсь, что с приходом Виктора Камоцкого на место главного тренера нас ждут революционные перемены. Ведь как ни крути, и победы на этапах Кубка мира у нас были, и медали... Но при этом не менялось ничего. Как ездили на соревнования по двое суток на автобусах, так и ездим, как были проблемы со смазкой, так и остались, как не было денег, так и нет.
- Можно подумать, что, если в лыжный спорт пустить денежные потоки, ребята сразу побегут быстрее...
- Нет, конечно. Яркий пример - Россия. Уж сколько там денег в лыжи вкладывают, сколько людей бегает, а результата (особенно в дистанционных гонках) все равно нет. А все потому, что нет системы. Лет 5 назад в Болгарии на сборе великий тренер Николай Лопухов, воспитавший не одного российского олимпийского чемпиона, сказал мне: «Если какой-нибудь тренер будет говорить тебе, что он точно знает, как тренировать и готовить чемпионов, - не верь. Даже я не знаю. Для этого мало одного наставника. Нужно, чтобы все звенья сложились вместе. И пока, как у шестеренок, все зубчики не сойдутся - толку не будет». У меня же постоянно чего-то не хватало, а в результате я - гонщик высокого уровня, но, увы, без медалей... Без олимпийских - точно.
- Выходит, о Сочи даже не думаешь?
- Нет, это решено. Более того: может сложиться так, что ванкуверский «полтинник» станет моей последней гонкой за белорусскую сборную. А смысл продолжать, если даже нормального графика нет? В эти выходные в Осло будут проходить старты, предваряющие чемпионат мира, который там будет через год. В программе есть и «моя» гонка - 50 километров масс-старт коньковым ходом. Казалось бы, я там просто обязан стартовать, тем более что после Олимпиады форма позволяет и глупо вот так заканчивать сезон. А мы не едем... И даже не спрашивай о причинах - не знаю. У нас тут чемпионат страны: вот видишь - очередной кубок выиграл. Потом еще заявлюсь на пару стартов в России, чтобы подготовка зря не пропадала. А на будущий год буду думать. Очень хочу выступить в Осло в этом масс-старте. Это шанс. Вероятнее всего, последний.

←Баскетбол. Игорь Грищук назначен главным тренером мужской сборной Польши

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика