Иван ЛУКИН: «Курьезы можно найти всегда, если чужую голову мерить своей шапкой»
05.02.2010
—
Новости Спорта
Корреспондент «Народной Воли» разбирался, почему за несколько дней до зимней Олимпиады в Ванкувере в СМИ поднялся скандальный ажиотаж из-за блока марок, который Министерство связи и информатизации Беларуси выпустила специально к Играм.Въедливые знатоки усмотрели на марках, как говорят, некоторые несоответствия. Мол, почему хоккеисту сборной Беларуси противостоит игрок «Монреаля» из НХЛ, хотя эти команды никогда в жизни не встречались? Почему в небе парит украинский фристайлист Энвер Аблаев? Почему за спиной биатлонистки Дарьи Домрачевой, одиноко стреляющей в стойке, соперницы заходят на лежку, а на другой марке за ней же бегут мужики?..
За ответами мы обратились к одному из разработчиков этих марок, начальнику издательского отдела ИЦ «Марка» РУП «Белпочта» Ивану ЛУКИНУ, который рассказал не только о том, как готовилась эта серия, но и о других не менее интересных фактах.
-- С самого начала я хотел бы сказать, что мы очень много внимания уделяем спортивной тематике, -- говорит Иван Владимирович. -- Было порядка сотни выпусков на эту тему -- основные спортивные события «увековечиваем» не только в марках, но и на конвертах. Что касается олимпийских марок, то они выпускаются и к зимней Олимпиаде, и к летней. И технология здесь такова. Предварительно консультируемся с Национальным олимпийским комитетом – какие виды спорта целесообразно отобразить на марках. Эти виды спорта изображаются в общем виде – без конкретики по участникам, соперникам и иным атрибутам. А вот уже после Олимпиады, если кто-то побеждает, работаем на совершенно конкретный выпуск, посвященный медалистам. Хотя, честно скажу, в мировой филателии это не особо распространенная практика, чтобы какому-то конкретному спортсмену делали именную марку. Вот, например, после Игр в Афинах на почтовом блоке были изображены олимпийские чемпионы Юлия Нестеренко и Игорь Макаров, после зимней Олимпиады в Турине -- фристайлист Дмитрий Дащинский, завоевавший там серебряную медаль, и вся команда Беларуси по фристайлу вместе с главным тренером.
-- Давайте вернемся к нынешнему нашумевшему проекту…
-- Мы выпустили блок из одной марки и пяти купонов, на которых были представлены хоккей, фристайл и биатлон. Те виды спорта, в которых у нас на Играх есть надежды. На марке изображен украинский фристайлист, как утверждают некоторые? Честно говоря, я вообще не знаю, кто там изображен. Но известно другое -- фристайлисты в некотором смысле суеверные люди и с опаской относятся к преждевременным высказываниям о предстоящих соревнованиях. На остальных же купонах, где изображена Дарья Домрачева, на заднем плане вообще трудно определить -- мужчины за ней бегут или женщины. Стоя собираются стрелять или лежа. Купон с хоккеистами тоже не предусматривает изображение конкретного момента конкретного матча. На этом купоне в первую очередь важны общая композиция, динамика, цветовая гамма, отображающие вид спорта и накал борьбы. Это дизайнерский ход -- разложить по цвету и показать остроту поединка с участием белорусского хоккеиста. Нас могли бы обвинять в чем-то, если бы мы написали на марке, что там изображен момент встречи сборной Беларуси, скажем, с командой Финляндии, а вместо финна был бы швед. Но, повторюсь, выпуск был общего плана, без конкретики. Кстати, перед Олимпиадой в Пекине на марке было изображение того, как финиширует белорусская гребчиха. Но тогда почему-то ни у кого не возникло вопроса, почему за ней гребут мужчины в лодке-двойке. И ведь, если быть скрупулезным, можно было поиронизировать, что одна спортсменка обошла сразу двоих мужиков. Статистику можно было бы привести мужских и женских заездов. Но я еще раз подчеркиваю -- у нас в приоритете творческий подход в дизайне марок. Тем более что макет этого блока мы представляли на согласование в Национальный олимпийский комитет, там работают специалисты.
-- Пресс-секретарь НОК Петр Рябухин заявил, что он впервые слышит об этих марках…
-- Он-то, может, и не слышал. Но на макете у нас стоит печать исполкома НОК, надпись «утверждаю» и подпись генерального секретаря Национального олимпийского комитета Георгия Катулина. (Мне все это было на самом деле продемонстрировано. -- Авт.). Мы всегда согласовываем свои проекты со специальными организациями, по чьей тематике выпускаются марки. Это закон! Так вот в НОКе все утвердили, ни у кого не возникло никаких вопросов. Были некоторые уточнения, но мы их учли.
-- В продажу марка уже поступила?
-- Да, и хочу сказать большое спасибо тем, кто весь этот ажиотаж создал. Курьезов и ошибок никаких нет. Но блок раскупают очень интенсивно, и даже в беседе с вами как-то не хочется разочаровывать коллекционеров. А что касается курьеза… Курьезы можно усмотреть всегда и во всем, если мы своей шапкой будем мерять чужую голову. С наступающей всех Олимпиадой! Белорусским олимпийцам -- побед!
За ответами мы обратились к одному из разработчиков этих марок, начальнику издательского отдела ИЦ «Марка» РУП «Белпочта» Ивану ЛУКИНУ, который рассказал не только о том, как готовилась эта серия, но и о других не менее интересных фактах.
-- С самого начала я хотел бы сказать, что мы очень много внимания уделяем спортивной тематике, -- говорит Иван Владимирович. -- Было порядка сотни выпусков на эту тему -- основные спортивные события «увековечиваем» не только в марках, но и на конвертах. Что касается олимпийских марок, то они выпускаются и к зимней Олимпиаде, и к летней. И технология здесь такова. Предварительно консультируемся с Национальным олимпийским комитетом – какие виды спорта целесообразно отобразить на марках. Эти виды спорта изображаются в общем виде – без конкретики по участникам, соперникам и иным атрибутам. А вот уже после Олимпиады, если кто-то побеждает, работаем на совершенно конкретный выпуск, посвященный медалистам. Хотя, честно скажу, в мировой филателии это не особо распространенная практика, чтобы какому-то конкретному спортсмену делали именную марку. Вот, например, после Игр в Афинах на почтовом блоке были изображены олимпийские чемпионы Юлия Нестеренко и Игорь Макаров, после зимней Олимпиады в Турине -- фристайлист Дмитрий Дащинский, завоевавший там серебряную медаль, и вся команда Беларуси по фристайлу вместе с главным тренером.
-- Давайте вернемся к нынешнему нашумевшему проекту…
-- Мы выпустили блок из одной марки и пяти купонов, на которых были представлены хоккей, фристайл и биатлон. Те виды спорта, в которых у нас на Играх есть надежды. На марке изображен украинский фристайлист, как утверждают некоторые? Честно говоря, я вообще не знаю, кто там изображен. Но известно другое -- фристайлисты в некотором смысле суеверные люди и с опаской относятся к преждевременным высказываниям о предстоящих соревнованиях. На остальных же купонах, где изображена Дарья Домрачева, на заднем плане вообще трудно определить -- мужчины за ней бегут или женщины. Стоя собираются стрелять или лежа. Купон с хоккеистами тоже не предусматривает изображение конкретного момента конкретного матча. На этом купоне в первую очередь важны общая композиция, динамика, цветовая гамма, отображающие вид спорта и накал борьбы. Это дизайнерский ход -- разложить по цвету и показать остроту поединка с участием белорусского хоккеиста. Нас могли бы обвинять в чем-то, если бы мы написали на марке, что там изображен момент встречи сборной Беларуси, скажем, с командой Финляндии, а вместо финна был бы швед. Но, повторюсь, выпуск был общего плана, без конкретики. Кстати, перед Олимпиадой в Пекине на марке было изображение того, как финиширует белорусская гребчиха. Но тогда почему-то ни у кого не возникло вопроса, почему за ней гребут мужчины в лодке-двойке. И ведь, если быть скрупулезным, можно было поиронизировать, что одна спортсменка обошла сразу двоих мужиков. Статистику можно было бы привести мужских и женских заездов. Но я еще раз подчеркиваю -- у нас в приоритете творческий подход в дизайне марок. Тем более что макет этого блока мы представляли на согласование в Национальный олимпийский комитет, там работают специалисты.
-- Пресс-секретарь НОК Петр Рябухин заявил, что он впервые слышит об этих марках…
-- Он-то, может, и не слышал. Но на макете у нас стоит печать исполкома НОК, надпись «утверждаю» и подпись генерального секретаря Национального олимпийского комитета Георгия Катулина. (Мне все это было на самом деле продемонстрировано. -- Авт.). Мы всегда согласовываем свои проекты со специальными организациями, по чьей тематике выпускаются марки. Это закон! Так вот в НОКе все утвердили, ни у кого не возникло никаких вопросов. Были некоторые уточнения, но мы их учли.
-- В продажу марка уже поступила?
-- Да, и хочу сказать большое спасибо тем, кто весь этот ажиотаж создал. Курьезов и ошибок никаких нет. Но блок раскупают очень интенсивно, и даже в беседе с вами как-то не хочется разочаровывать коллекционеров. А что касается курьеза… Курьезы можно усмотреть всегда и во всем, если мы своей шапкой будем мерять чужую голову. С наступающей всех Олимпиадой! Белорусским олимпийцам -- побед!