Итоги шоссейного велосезона
Шоссейный сезон для велосипедистов завершился. Все крупные многодневки и однодневки остались позади. Остался только этап кубка мира по велоспорту на треке в Манчестере (Великобритания), в котором участвуют и многие шоссейные гонщики.
Подвел итоги сезона для «Спортивной
Панорамы» главный тренер белорусской сборной Олег
Иванов.
- Прежде всего, хотел бы напомнить, что профессиональный
велоспорт существует уже больше ста лет. А мы стали
осваиваться в этой элите только года четыре назад.
Но и сейчас в высшем дивизионе Беларусь
представлена небольшой группой спортсменов -
Усовым, Гутаровичем, Кучинским, Сивцовым, Кириенко,
Куницким и Самойловым. И потому должны реально оценивать
свои силы. Уже то, что, не успев перейти в профессионалы,
они стали ярко заявлять о себе даже в самых престижных
гонках, говорит о том, что мы смогли подготовить их к
зрелым стартам. Правда, на призовые места в общем зачете
«Джиро», «Тура» или «Вуэльты» пока не замахивались.
Успеха в них добиваются, как правило, опытные гонщики.
Иногда «выстреливают» и молодые, но это скорее
исключение, чем закономерность.
- Давайте начнем разговор с чемпионата мира в Мендризио.
Главные надежды там связывались с элитной
«разделкой»?
- Чтобы рассчитывать на высокий результат в этой
дисциплине, к ней нужно целенаправленно готовиться.
А наш основной «раздельщик» Василий Кириенко в сентябре
ехал тяжелейшую супермногодневку «Вуэльту», в которой
должен был сохранять золотистую майку своего капитана
Алехандро Вальверде. Это очень непростая задача. При той
работе подойти в оптимальной форме именно к
индивидуальной гонке было нереально. Почти все сильнейшие
«раздельщики» за неделю, а то и раньше сошли с «Вуэльты»
и стали целенаправленно готовиться к чемпионату мира.
Василий же обязан был помогать лидеру «Каис д'Эпань» до
конца. Он первый год выступал в протуровской команде,
куда перешел из континентальной «Тинькофф. Кредитные
системы». И ему приходилось выполнять все задания
клубного руководства. Его высокие функциональные
возможности, стабильность и умение сильно ехать в горах,
уверен, не остались незамеченными. Думаю, уже в ближайшей
перспективе Василий вырастет в гонщика экстра-класса и
сможет предлагать свою программу, которая позволит
реализовать себя и на чемпионате мира. А Бронислав
Самойлов проехал «разделку» в свою силу. Руководство
высококлассной бельгийской команды «Квик Степ» осталось
довольно его 37-м местом в элите.
- Вместе с тем Кириенко вряд ли допускал, что
в Мендризио ограничится столь скромным
результатом...
- Спортсмен действительно настраивался на большее.
Но буквально с третьего километра у него начало
судорогой сводить ногу. Причина, конечно, в усталости,
накопленной за три недели в «Вуэльте». О том, что ноги
«забиты», Василию сказал массажист «Каис», разминавший
его перед стартом. Клубы, кстати, заинтересованы в том,
чтобы их спортсмены выступили на планетарном форуме как
можно лучше. И поэтому помогают им во всем - делают
массаж, обеспечивают инвентарем, питанием на дистанции,
которое у нас по законодательству не предусмотрено. А
ведь все энергетики очень дорогие. И принимаются они в
определенное время - одни через 15 минут после старта,
другие - через полчаса и т.д.
- В шоссейной гонке, к сожалению, нашим профи
также не удалось финишировать в числе 12
сильнейших…
- Мы всегда берем повышенное обязательство. И
нацеливаем спортсменов на его выполнение, на то, чтобы
боролись до конца. Они и сами готовы отдать все силы
борьбе, ведь это повышает их рейтинг. В принципе, гонка
строилась по известному сценарию. Обсуждая тактику, мы
допускали, что будут отрывы, которые потом ликвидируются.
Главная задача была - удержаться в элитной группе на
заключительных кругах. Увы, на предпоследнем кольце не
повезло Кучинскому, у которого вскоре после атаки
случилась довольно серьезная поломка - лопнул вынос. Но
сразу мы этого не поняли. Думали, что проблема в рулевой
колонке, которую немножко поджали, когда Александр
подъехал к «техничке». Это, естественно, не помогло.
Кириенко берегся для заключительных разборок. Чтобы на
решающем подъеме отобраться в группу лидеров, от которых
далековато оказался в момент атаки, ему буквально метров
20 не хватило. Как потом Василий признался, он понимал,
что нужно достать их до верхушки, поскольку на спуске за
Канчеларой не угонишься, но, как ни старался, не смог
переложиться в их компанию. Однако упрекнуть его за 27-е
место в гонке с участием 200 элитных гонщиков не могу.
Для многих куда более знаменитых спортсменов, включая
тех, кто примерял радужную майку, она вовсе не сложилась.
Сегодня на шоссе настолько большая конкуренция, что
предугадать исход гонки очень сложно. Тот же Колобнев в
последний момент впрыгнул в состав сборной России и стал
призером.
- Попок ради групповой «андеровской» гонки
пожертвовал индивидуальной, в которой раньше имел
неплохие результаты, однако…
- В последние годы Сергей, к сожалению, перестал
прогрессировать. Возможно, его не те команды замечают. Но
на этот процесс очень сложно повлиять, не имея ни одной
своей. А к индивидуальной гонке он не готовился, потому
что летом получил серьезные травмы, включая перелом
ключицы, в связи с чем не мог уделить должного внимания
темповой работе. Но я надеялся, что он устроится близко в
групповой гонке, ведь накануне очень неплохо выступил в
ряде стартов - и побеждал, и вторым финишировал.
Психологически Сергей был готов на высокий результат, но,
видимо, сказались травмы и связанные с ними пробелы в
подготовке.
- Полностью ли реализовал себя Красильников, заняв
14-е место в молодежной «разделке»?
- Да. Важно отметить, что для Андрея это был дебют
на столь высоком уровне. Он готовился в
Международном велосипедном центре в Швейцарии. Часто
бывал на трассе в Мендризио, знал, какие передачи на ней
нужно использовать. Как сам после финиша признался, если
бы чуть жестче начал, то «умер» бы в концовке. Потому что
с виду незаметные подъемы отбирали слишком много сил.
Тренер центра остался доволен результатом Андрея, не
имевшего большого календаря. Вообще уровень андеровской
группы тоже очень сильно вырос. В мире становится все
больше клубов, которые не имеют недостатка в стартах. И в
большинстве стран СНГ уже есть свои континентальные
группы, которые нарабатывают методику.
В 90-х годах прошлого века у нас тоже было
несколько, правда, любительских команд - «Перспектива»,
«Шинник», через которые прошли Усов, Кириенко, Кучинский.
Тогда и конкуренция была внутри республики за то,
кто будет представлять ее на чемпионате мира.
- А сегодня на главных национальных турнирах
у нас выступает аж семь команд…
- Да они только на бумаге существуют. Председатель
федерации Александр Муравьев в беседе на эту
тему подчеркнул, что он нашел спонсоров, которые вынесены
в названия команд, а раскручивать их должен
исполнительный комитет БФВ. Но их развития не произошло.
По сути, сборные области рекламируют названия разных
фирм, ничего за это не имея.
- А ведь без своего хотя бы континентального
клуба становится проблематичным дальнейшее
пополнение профессионального пелетона…
- В этом направлении пытается что-то делать только,
наверное, РЦОП по прикладным видам спорта. Его
календарь в какой-то степени совмещен с итальянским, где
воспитанники центра выступают в Кубках нации за счет
своих средств и того небольшого финансирования, что
выделяется на весь велоспорт. Но этого крайне
недостаточно. Да и качество работы с резервом не совсем
удовлетворяет. На мой взгляд, в этот центр должны
зачислять самых сильных гонщиков. И всю систему
подготовки, считаю, нужно перестроить так, чтобы в
сборную страны приходили спортсмены гораздо высшего
уровня. Пока же главная команда пополняется порой
настолько сырыми гонщиками, что приходится заниматься
обучением, а не совершенствованием мастерства. А из-за
этого и лидеры прогрессируют медленнее, чем могли бы при
более высокой внутренней конкуренции. Более плодотворно
работать в данном направлении областным регионам не
позволяют и существующие регламентирующие документы. Та
же горная подготовка должна с детства вестись, но для
этого нужно выезжать на юг, ведь в Беларуси нет больших
подъемов и спусков-серпантинов. И, естественно, чтобы
расти, нужно иметь хороший календарь, а не такой, как у
нас. Велоспорт стал неимоверно динамичным. В Польше,
Италии, Бельгии, Испании, Франции гонки проводятся почти
ежедневно, причем одновременно в разных городах. У них
календари представляют целые книги, а наш помещается на
трех страницах. Там легко варьировать подготовку, выбирая
для конкретной группы спортсменов гонки по рельефу и
составу команд. Мы же по-прежнему готовимся посредством
тренировок, которые не дают нужного эффекта.
- В планах федерации было создание своего
профессионального клуба…
- Видимо, от них отказались, когда узнали,
сколько на это требуется средств. Бюджет всего
белорусского велоспорта, включающего шоссе, трек,
маунтинбайк и БМХ, сегодня раз в 20 меньше, чем
профессионального клуба из 15-20 спортсменов. Там
созданы все условия для роста гонщиков. Они имеют
хороший календарь, качественный инвентарь, достойную
зарплату, обеспечиваются питанием и всем необходимым.
Попадая в их обойму, и наши земляки прогрессируют. Нынче
они также не раз радовали ярким выступлением, записав в
актив несколько исторических достижений. Александр
Кучинский впервые поднялся на пьедестал почета
классической однодневки, Евгений Гутарович заехал в
тройке на этапе «Тур де Франс», Константин Сивцов занял
16-е место в общем зачете на «Джиро», а Василий Кириенко
стал таким же в «Вуэльте», причем будучи одним из
основных грегари Вальверде. Косте реализовать себя в
Мендризио помешал перелом ключицы, который он получил за
полтора месяца до этого, попав в большой завал. Для его
быстрейшего восстановления «Коламбия» привлекла лучших
врачей. Из опасения, что не успеет набрать хорошую форму,
Константин до последнего не давал ответа, будет ли
выступать в Мендризио - не хотел подводить команду. И
только почувствовав, что работоспособность вернулась, дал
согласие. Да все парни очень ответственно подходят к
данному вопросу. Евгений Гутарович, ознакомившись с
профилем трассы, сразу сказал, что не сможет себя на ней
проявить. Как чемпион страны он имел место в составе, но
отдал его Александру Усову, который, видимо, также
признал данный рельеф для себя не подходящим. Трасса
действительно была не под спринтеров. Даже Кучинский,
обычно хорошо проходящий подобные подъемы, после финиша
подчеркнул, что несколько недооценил их. Дистанция
оказалась слишком изматывающей. Кучинский, кстати, нынче
внес львиную долю очков в протуровский командный рейтинг.
Он с каждым годом прибавляет. Уже то, что свое будущее с
ним связывает такая команда, как «Ликвигаз», говорит о
его силе. Очевиден прогресс и у Гутаровича. Если раньше
основным нашим финишером считался Усов, то теперь в
таковые выбился Женя. Спринтерский характер у него есть.
Он остается во «Франсез Ди Жо». А вот у Саши контракт был
на год, и сейчас решается, за какую команду он будет
выступать в следующем сезоне. Поскольку у него были
победы и призовые места во французских гонках, по идее,
должен остаться в «Кофидисе».
- Как готовились к первому этапу Кубка мира по треку?
Летом вы сетовали на то, что нет возможности
провести сборы для команды…
- Имеющееся финансирование не позволяет нам
проводить полноценную подготовку по двум-трем
направлениям - в мужском темпе, женском темпе и спринте.
Тренировки ведь в каждом из них совершенно разные. Чтобы
оплачивать аренду велотрека для всех, нужно иметь большой
мешок денег. Поэтому постоянно находилась на сборах
только спринтерская группа Станислава Соловьева, в
которую входят Ольга Панарина, Игорь Лапшинов и
Константин Красноченко. Очень жаль, что Наталья Цилинская
пока так и не приступила к тренировкам. Ей предлагали их
возобновить, но она еще не отошла от многолетней пахоты
вдали от дома. Сбор для женской темповой группы начался 9
октября, для мужской - чуть позже, поскольку она
выступала в чемпионате страны в многодневке.
- Кто будет представлять Беларусь в
Манчестере?
- Ольга Панарина и Антон Лапшинов - в спринтерских
дисциплинах, Василий Кириенко и Татьяна Шаракова - в
групповых гонках.
- А Лисовский?
- Саша пока лечится. У него оказалось серьезное
повреждение коленей. Не успел избавиться от этих
проблем, как попал в больницу с гайморитом. Но настроен
оптимистично. Предлагает и Женю Соболя к треку
подключить. А если еще Куницкого и Красильникова
привлечь, то у нас вообще получилась бы классная команда
к Олимпиаде. Но на ее подготовку нужны средства.
- А как обстоят дела с инвентарем?
- Неважно. За 2009 год нам ни одного велосипеда не
приобрели, а те, что покупались к Олимпиаде в
Пекине, уже износились. Станислав Соловьев постоянно
спрашивает, на чем ему работать. И трековое отделение
РЦОП обеспечено инвентарем лишь процентов на 20, о
качестве я вообще не говорю. При этом в любой зарубежной
команде каждый спортсмен на сезон получает минимум три
шоссейных велосипеда и в случае совмещения - два-три
трековых.
- Кириенко выступит лишь на одном этапе?
- Василий хотел бы сразу обеспечить себе путевку на
чемпионат мира и дать возможность обстрелять кого-то из
молодых. Но у нас очень дорогостоящие этапы - в
Манчестере, Мельбурне, Кале и Пекине. Перелет одного
спортсмена в Колумбию стоит около 11 млн рублей, нам же
на квартал на весь велоспорт выделяют 100 млн. А в этом
квартале три этапа Кубка мира на треке. Вывозя на них
одного-двух гонщиков, мы столько же будем иметь и
допусков на планетарный форум.
- Судя по всему, в Лондоне мы потеряем еще один свой вид
- групповые гонки по очкам...
- Да. Маккуэйд хочет вывести их из программы Игр,
как и индивидуальные «преследования», в которых мы,
правда, не блистали. Но зато хотят ввести женские
командную гонку преследования, олимпийский
спринт и кейрин, а также омниумы, где реально добиться
высоких результатов при условии нормального
финансирования. Чтобы бороться за медали, нужно
готовиться в тех же условиях, что и соперники.