«Моей подписи под ложью не будет». Поговорили с учителем из Витебска, которая не подписала «нужный» протокол
Помните Светлану Шунякову — ту самую учительницу, которая единственная из коллег не поставила свою подпись под сфальсифицированным протоколом голосования на участке № 26 в СШ № 44 Витебска? Поговорили с ней. Педагог рассказала, как проходили президентские выборы на этом участке и как после ее поступка относится к ней руководство и родители учеников.
![](https://www.21.by/pub/news/2020/08/1598441824661648.jpg)
Светлана Павловна Шунякова в педагогике 23 года. Начинала карьеру сельским учителем. Последние шесть лет — учитель младших классов в витебской школе № 44 на проспекте Фрунзе, 96.
Педагог подтверждает: аудиозапись, которая попала в интернет и которую TUT.BY расшифровал в публикации, на самом деле сделана на избирательном участке № 26 в школе, где она работает. Светлана Павловна также свидетельствует, что женщина, к которой на записи обращаются «Света», — это она, а «Марина» — это ее коллега, воспитатель «продленки», председатель участковой избирательной комиссии Марина Печень.
Светлана Шунякова говорит, что как член комиссии принимала участие в трех кампаниях: дважды — в выборах парламента, и один раз, 9 августа 2020 года — президента.
Педагог объясняет, почему отказалась подписывать протокол.
— Было несоответствие в протоколе с тем, что посчитали лично я и еще две мои коллеги. Только с одного нашего края стола мы насчитали в стопочках бюллетеней 308 голосов за Светлану Тихановскую. А по всему участку в итоговом протоколе за нее было 206 голосов. Это несоответствие меня очень сильно поразило, поэтому я решила: моей подписи под этой ложью не будет.
Светлана Шунякова отмечает, что не знает итоговых цифр и не может объективно оценивать, как в действительности проголосовали избиратели на этом участке по каждому из пяти кандидатов.
— Я не могу сказать точно, кто победил на участке — Тихановская или еще кто-то. Это лично мне неизвестно. Людей в комиссии было много — председатель, его зам, секретарь, а также 13 членов комиссии. Каждый свои стопки бюллетеней раскладывал, и в итоговые бланки на столе просто вписывали данные напротив каждого кандидата. Но то, что мы с двумя коллегами посчитали, пока ждали, когда подойдет председатель комиссии и заберет бланки, это совершенно точно — 308 голосов за Тихановскую.
![](https://www.21.by/pub/news/2020/08/1598441824953467.jpg)
![](https://www.21.by/pub/news/2020/08/1598441825121978.jpg)
Светлана Павловна говорит, что избиратели голосовали активно:
— Многие пришли с белыми ленточками на руках. Даже бабушки складывали «гармошкой» свои бюллетени. То есть примерно было даже визуально понятно, как голосуют люди. Многие избиратели — это жители микрорайона, родители наших учеников. Приходили и выпускники, делились, как живут, где учатся. Избиратели вели себя вежливо и дружелюбно, не было никаких угроз, выкриков или чего-то неприятного для членов комиссии.
Председатель комиссии Марина Печень, по словам Светланы Шуняковой, не повышала голос ни на кого из членов УИК, вела себя корректно:
— Марина Николаевна просто сказала: нужны все подписи под протоколом. Его также не хотела подписывать еще одна моя коллега. Но ее уговорили: возможно, она решила, что будут какие-то репрессии в отношении ее сына. В конце концов она все же подписала. А я — нет. Жесткого давления на меня не было — и это слышно на аудиозаписи. Председатель действовала уговорами. И даже защищала меня от мужчины в погонах — милиционера, который говорил: давайте, может быть, я вам помогу. И эту защиту тоже отражает запись. Марина Николаевна отвечала милиционеру, что, мол, мы справимся сами.
Педагог говорит, что после истории на аудиозаписи никто не оказывал на нее никого прессинга:
— Я вышла из отпуска 20 августа. И на эту тему со мной ни после 9 августа, ни после выхода на работу вообще никто не разговаривал. Ни руководство школы, ни представители отдела образования, ни коллеги, ни родители учеников. То есть никакого давления за мою гражданскую позицию я пока не испытываю. Нет никакого давления и на других учителей.
Сейчас Светлана Павловна, как и все ее коллеги, готовится к 1 сентября — ее ученики уже стали второклашками.
— Мы с родителями учеников заняты подготовкой к праздничной линейке. Хотим пойти на концерт, посвященный Дню знаний. 31 августа у нас организационное собрание перед началом учебного года. То есть эта история с выборами и аудиозаписью никак ни на что не влияет. Я иду 1 сентября в школу с тем же настроением, как и во все предыдущие годы.
Напомним, на YouTube появилось еще одно аудиосвидетельство, как проходило голосование на выборах президента в Витебске: председатель участковой избирательной комиссии № 26 в СШ № 44 Марина Печень заставляет коллег подписать сфальсифицированный протокол.
На новой записи слышен разговор председателя участковой комиссии воспитателя продленки витебской СШ № 44 Марины Печень с ее членами.
Марина Печень и коллеги просят подписать «второй» протокол, который отличается от настоящего, учительницу Светлану Шунякову. Она возражает: «Здесь неправда, Марина Николаевна. И как я буду своему ребенку в глаза смотреть?».
Уговорить Светлану Шунякову поставить подпись так и не удалось. Под конец записи одна из коллег у нее спрашивает:
— Света, что нам делать?
— Жить по-честному, — ответила педагог.
В этой же самой витебской школе — № 44 — только на соседнем участке, № 25, комиссия во главе с председателем, директором этой СШ Сергеем Питаленко, сдала достоверный протокол голосования — и там победила Светлана Тихановская. Тогда членов комиссии вызвал на разговор глава Октябрьского района Витебска Сергей Сташевский. Чиновник выяснял, каким образом оказалось, что на этом участке большинство голосов набрала Тихановская. В итоге он заставил учителей переписать протокол. Об этом есть аудиозапись, она появилась в Сети 10 августа. В разговоре чиновник, напомним, ссылался на «правильные» результаты комиссии № 26.