Бобруйчане не дождались мэра, но определились, чего хотят, и как этого добиться
В Бобруйске днем 15 августа несколько тысяч горожан собрались на площади Ленина, чтобы встретиться с председателем горисполкома Александром Студневым. Приглашение ему было передано накануне после акции работников «Белшины», однако чиновник его проигнорировал. В итоге несостоявшиеся переговоры, во время которых бобруйчане собирались озвучить свои требования, превратились в митинг со «свободным микрофоном». За два часа высказаться смогли все желающие, а их набралось несколько десятков.
Первой микрофон взяла пенсионерка Татьяна Тишкевич, которая призналась, что в прошлом она — учительница.
— Счастье, что я не буду первого сентября в школе, потому что не знаю, как учителя будут смотреть детям в глаза, — сказала она
Пенсионерка добавила, что не понимает тех, кто фальсифицировал выборы, и тех, «у кого погоны и звания». Женщина призвала собравшихся к мирному противостоянию и попросила никого не провоцировать. Следом микрофон взял 80-летний бобруйчанин, который ребенком застал оккупацию во время войны, но убежден: то, что происходит сейчас в Беларуси, «хуже любого фашизма».
— К счастью, выросло не поротое поколение. Оно имеет достоинство и знает, как за себя постоять. Теперешнему [президенту] уже никто не поможет, — считает он.
Следующий выступающий предложил почтить минутой молчания память погибшего Александра Тарайковского. На площадь кто-то принес корзину гвоздик с портретом мужчины, ее поставили к подножью памятника.
Примерно через полчаса после начала митинга в свободном формате к микрофону стали подходить горожане с предложениями обсудить, что же делать дальше. Мужчина лет сорока, представившийся Романом, сказал, что нужно решать вопрос с позиции закона, и посоветовал присутствующим составить обращение в прокуратуру.
— Мэра нет в горисполкоме. Мне сказали, что будет только в понедельник. Но горисполком не решает вопросы о подсчете голосов. Нужно требовать от прокурора города, чтобы была проведена проверка. И чтобы прокурор ответил, почему задержанных до сих пор не выпустили на свободу, — сказал мужчина.
Пока участники мирного протеста высказывают свои мнения, инициативные бобруйчане раздают листы с обращением к городским властям и просят тех, кто согласен с выдвигаемыми требованиями, их подписать. В документе речь идет о непризнании результатов выборов, правовой оценке действий силовых структур, недопустимости нарушения Конституции. Отдельно — требование освободить тех, кто был задержан за последнюю неделю.
— Тихановского и Бабарико тоже пусть освобождают! — доносится из толпы.
Все происходящее больше напоминает старославянское вече, когда люди поднимают наболевшие вопросы и пытаются совместно найти на них ответы. После аргументированного выступления женщины средних лет, которая объясняет, что чего-то добиться сейчас можно только экономическими мерами, несколько тысяч горожан начинают скандировать:
— Забастовка! Забастовка!
Еще одно предложение касается составления и подписания петиции о том, чтобы лишить звания почетного жителя Бобруйска главу ЦИК Лидию Ермошину.
— Для нас это не почет, а позор, — говорит женщина, представившаяся учительницей с 20-летним стажем. Она очень волнуется и признается, что за последние дни испытала настоящий шок от того, что происходит в стране.
— Но я верю, что буду когда-нибудь гулять в Бобруйске со своими детьми, внуками по проспекту имени Сергея Тихановского.
Идею забастовки поддерживают многие выступающие, отмечая, что «всех все равно не уволят».
— Кто же станет тогда у станков? — вопрошает женщина средних лет у микрофона. — Бюрократы этого делать не умеют!
Бобруйчанка Елена Букас пришла на акцию, чтобы попросить помощи у горожан: вечером 9 августа ее мужа и сына забрали в ИВС, им грозит уголовная ответственность. Женщина говорит, что ее близкие возвращались домой и недалеко от площади Ленина увидели, как «пакуют» водителя машины. Вступились за него и сами оказались в ИВС. Теперь мужу и сыну инкриминируют нападение на сотрудников ДПС при исполнении служебных обязанностей.
— Прошу вас, если у кого-то есть видео с места их задержания или фото, если кто-то может рассказать на суде, как все было на самом деле, помогите моей семье!
После ее эмоционального выступления несколько бобруйчан подходят, чтобы уточнить подробности. Кто-то говорит, что видел, как задерживали мужчин, и даже обещает предоставить видеозапись.
После ее выступления горожане делятся своими впечатлениями о том, что им довелось пережить за последнюю неделю. Одна женщина говорит, что ее дом находится напротив РОВД Ленинского района, поэтому в первые несколько дней после выборов видела, как в отделение привозили бобруйчан, слышала крики.
— Это же изверги какие-то!
Мужчина, взявший микрофон, просит бобруйчан «оставаться людьми несмотря ни на что», так как убежден — отвечать агрессией на действия правоохранителей неконструктивно. Он признается, что восхищен земляками, которые имеют чувство собственного достоинства и не опускаются до подлостей.
— В ваших лицах сияет солнце!
В итоге горожане принимают решение о том, что будут добиваться диалога с местными властями, но без применения противоправных методов: на штурм горисполкома никто не пойдет. А вот забастовки на предприятиях, по мнению горожан, помогут чиновникам услышать людей. Также бобруйчане планируют и дальше выходить на мирные акции протеста.