«Не надо туда, там может быть опасно». Как ОМОН разгонял людские протесты в Гомеле вечером 9 августа
После окончания выборов, с 20.00, на площади Ленина у драмтеатра в Гомеле стали собираться люди. К этому времени на противоположной стороне площади уже стояли два автозака и микроавтобус с ОМОНом. Несколько человек у остановки стали аплодировать и поднимать руки вверх. Тут же подъехал автозак, и молодых людей забрали. Но это было только начало. Рассказываем, как прошел вечер в Гомеле.
Собравшиеся на время притихли — а потом снова стали аплодировать. ОМОН снова подъехал к остановке, и, как только милиционеры вышли из автозака, люди стали разбегаться.
Часть из них по Советской направилась в сторону сквера им. Громыко, хлопали в ладоши и кричали «Верым, можам, пераможам!», проезжающие автомобилисты сигналили.
ОМОН же принялся разгонять оставшихся у драмтеатра. Некоторых задерживали жестко. Милиционеры почему-то хватали людей на остановке общественного транспорта.
Затем сотрудники ОМОНа в сопровождении автозака и синих микроавтобусов стали спускаться вниз по Советской и оттеснять протестующих.
На пересечении улиц Советской и Ланге техника на какое-то время перекрыла движение транспорта, людей продолжали оттеснять.
Около одиннадцати вечера ОМОН сменил тактику: с оставшимися протестующими милиционеры стали разговаривать и убеждать их разойтись.
— Не надо туда идти, там может быть опасно, давайте лучше сюда, — направляли людей с Советской на менее оживленные второстепенные улицы милиционеры.
— Мы не хотим никого задерживать, пожалуйста, просто идите назад. Девочки, извините, но только туда, — осторожно берут за плечи омоновцы горожан.
Некоторых категорически не согласных все-таки забирали в микроавтобусы.
Задачей ОМОНа, похоже, было не пустить людей с Советской на площадь Восстания, где уже собрались пару сотен человек. Туда пригнали несколько автозаков и милицейских микроавтобусов. Из них вышли омоновцы и сотрудники из райоотделов.
Люди создали плотную цепь и принялись скандировать сначала «Фа-шис-ты!», а затем сменили риторику на «Один за всех — и все за одного!» и «Милиция с народом!»
— Мы мирные люди, вы же все понимаете, мы не хотим войны, — обращались к милиционерам девушки.
Но ОМОН решительно направился к собравшимся. Некоторые из них стали убегать. Оставшиеся образовали сцепку из рук и не уходили. ОМОН попытался взять людей в кольцо.
Неожиданно для протестующих сзади появились офицеры в белых праздничных рубашках. В руках у нарядных милиционеров были дубинки. Им удалось разорвать кольцо протестующих — и людей стали вытеснять с площади.
В этот момент завязалась небольшая потасовка. Одного милиционера сбили с ног, он упал на землю — и его попытались ударить, но за сотрудника вступились коллеги. Нескольких нападавших задержали.
Затем милиционеры и ОМОН оттеснили часть протестующих к стадиону, часть — к остановке «8 Марта».
Примерно в 23.45 на площади появились автозаки и машины военных, из них выбежали и выстроились люди со щитами. Правда, к тому моменту площадь была уже почти пуста.
Милиционеры еще около часа провели на площади. ОМОН разгонял отдельные компании. Ближе к часу ночи гомельские улицы опустели. Точное количество задержанных вечером 9 августа пока неизвестно.