Скандал в гомельской школе. Где теперь участники истории и что она нам показала
Скандал вокруг конфликта в гомельской школе утих и почти забылся. В середине сентября вся страна следила за развитием «дела учительницы с партой» — и не уставала удивляться: кто-то — отношению общества, расколовшегося на два враждующих лагеря, к произошедшему, кто-то — вмешательству президента, кто-то последствиям скандала. TUT.BY вспоминает о том, как развивались события в 15-й школе Гомеля, и рассказывает об итогах нашумевшего происшествия.
Что произошло?
- 11 сентября учитель гомельской школы № 15 Людмила Четверткова во время замены выругалась матом на ученика четвертого класса, держа в руках над ним парту. Его одноклассники сняли происходящее на видео. На записи, сделанной 4-м «Д», хорошо видно и слышно, как педагог занесла над головой четвероклашки парту и при этом громко кричит: «Тресну, а потом посмотрим! Я пойду в тюрьму, а тебе п***ц будет!». Позже учитель объясняла, что партой не замахивалась, просто несла конторку из конца класса к доске: «Одному я сказала стать возле себя и пошла в конец класса за конторкой. Взяла ее, иду и вижу, как мальчик выставил вперед в проходе ногу — не знаю, специально или нет, я перешагнула, — а вслед мне полетел стаканчик с бумажкой. И сразу смех у них этот, слова все эти — я и развернулась, и сорвалась».
- 13 сентября, после появления видео в Сети, в школе прошло экстренное собрание с участием родителей того самого 4 «Д», учителя, а также представителей городского и областного образования. Людмилу Четверткову уволили, перед родителями извинились, директору объявили выговор, к дисциплинарной ответственности привлекли завуча.
- 18 сентября уволенную учительницу восстановили на работе по «прямому поручению президента». Как сообщили в Администрации президента, «реакция главы государства на этот инцидент была крайне неравнодушной и жесткой».
- Многие должностные лица из-за этого случая получили выговоры и предупреждения, а некоторые были уволены: строго предупреждены премьер-министр, глава Администрации президента и курирующий отрасль вице-премьер. Министр образования предупрежден о неполном служебном соответствии, выговоры объявлены ряду должностных лиц Гомельского обл- и горисполкома. Также в отношении некоторых должностных лиц Гомельского горисполкома, районной администрации и директора названной школы принято решение об освобождении от занимаемых должностей с переводом на другую работу.
- Родители учеников гомельской школы вышли защищать уволенную директора Марину Черненко: «Она разве в этом виновата? За что ее уволили?» В защиту руководителя высказывались и учителя: «Школа перегружена. На 800 мест — 1800 учеников. Представляете, какая нагрузка на директора? Нет ни столов, ни оборудования. А она столько делала, чтобы дети ходили близко… Это большая ошибка. Она больше всех защищала учительницу — и в итоге пострадала сама. Это разве справедливо?». Ну а при чем здесь премьер-министр Румас — и вовсе не понял никто.
- 19 сентября президент высказался по ситуации публично: «Поехали, устроили разборки, собрали снизу доверху начальников. Опи́сались, что у них, видите ли, в социальных сетях разместили. А опи́савшись, взяли и наказали этого бедного учителя. Да я на месте этого учителя голову бы отвернул щенку какому-то».
Что теперь с героями истории?
- Мальчик И. из 4-го класса продолжает учиться в этой же школе, в этом же классе. Семья ребенка не общается с прессой.
- Учитель Людмила Ивановна Четверткова продолжает учить детей в этой же школе, в своем 2-м классе. Педагог больше не общается с прессой.
- Прежний директор 15-й школы Марина Черненко была уволена, позже заняла место заместителя директора СШ № 65 Гомеля. На ее место пришла бывшая завуч Людмила Евсеенко. «Единственное — жалко директора. Пушечное мясо. Понесла ответственность вообще непонятно за кого», — говорил TUT.BY папа мальчика И. — участника конфликта с учителем.
- Начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин теперь работает заместителем директора гомельского филиала международного университета «МИТСО».
- Начальник управления образования горисполкома Людмила Крилистенко была понижена. Ее должность заняла возглавляющая до этого отдел образования, спорта и туризма администрации Центрального района Гомеля Светлана Кухарева. Крилистенко же отправилась на ее место.
- На другое место работы переведена и заместитель председателя Новобелицкого райисполкома Елена Копа — теперь она возглавляет районный отдел образования.
Какую проблему общества вскрыла эта история?
В стране многие взрослые считают, что ребенка можно (и даже нужно) наказывать криком или же физически — в семье или школе. Другие взрослые с ними категорически не согласны: они уверены, что насилие непозволительно. Гомельская история разделила общество на две части.
— Я, например, на своего ребенка тоже ору и матом могу сказать, — признавался на родительском собрании папа другого ученика того самого 4-го класса 15-й школы.
— Очень сложно жить в обществе, толерантном к насилию, — говорила в интервью TUT.BY писатель и мать Евгения Пастернак. — Почему такая поддержка у гомельской учительницы? Потому что люди смотрят на нее и понимают, что могут оказаться на ее месте. В следующий раз, когда они будут орать матом на своего или чужого ребенка, они хотят, чтобы общество их тоже оправдало.
— Обсуждение этого случая в Сети показало, что агрессии в обществе очень много, а ненависть к детям просто зашкаливающая, — считает психолог Лилия Ахремчик. — Битые дети, коими в большинстве своем являются родители, очень толерантны к насилию над своими и чужими детьми. Травмированные насилием люди передают эту травму следующим поколениям. Они говорят о том, что выросли нормальными людьми — но нормальными ли? Нормален ли человек, который не способен любить, сострадать, сочувствовать? Детям не к кому прийти со своей бедой, родители слишком часто не являются их опорой и защитой.
Мы увидели, что в Беларуси некоторые взрослые считают, что современные дети — это распоясавшиеся маленькие негодяи, с которыми только так — криком и ремнем — и нужно. Другие же уверены в том, что дети — это в любое время одни и те же дети: маленькие люди, достойные уважения, ответственность за взаимодействие с которыми должны нести взрослые.
— Я убеждена, что не бывает плохих детей — бывают дети, которым плохо. И они своим поведением, особенно в младших классах, нам об этом кричат. Потому что по-другому их не слышат. Задача взрослых — услышать их, — говорила начальник Республиканского центра психологической помощи БГПУ Ольга Матюхова.
Каковы последствия скандала для учеников, родителей и учителей страны?
- У детей в школах стали собирать мобильные. Одним предложили купить коробки, куда на занятиях ученики могут складывать телефоны, другим сказали перед уроками относить гаджеты классным. Минобр пояснил: насильно телефоны у детей забирать нельзя, если не сдал — достаточно спрятать его в портфель, поставив на беззвучный режим.
- Эксперты в публикациях на TUT.BY проговорили, как педагог может уберечь себя от эмоционального выгорания и срыва, дети — защитить себя от унижения, а все они вместе — решить возникающие конфликты не с помощью видео, мата, парты и разносов президента.
— На мой взгляд, виноваты и те, кто не работает над подготовкой учителей к школе, кто не объясняет дома детям правила поведения, — говорила в интервью TUT.BY Анна Северинец. — Например, пилотам перед полетом рассказывают, что нужно делать, если на борту окажутся террористы, как себя вести с неадекватным пассажиром. У них есть механизмы реакции на подобные вещи. Никто и никогда не дал ни одному учителю в руки механизм реагирования на хотя бы стандартные стрессовые ситуации в классе.
В сложной ситуации между учителем и учеником в школе, считает психолог Арсен Джанашиа, нужно организовывать диалог с привлечением трех сторон: учителя, детей и медиатора.
— Они должны обсудить, что произошло и почему. Если говорить о медиации, то есть методы, которые позволяют каждой стороне услышать друг друга. Высказаться, как учительнице было неприятно слышать смешки в свою сторону. А учащиеся бы объяснили, почему они себя так вели. Медиатор бы помог им. А все вместе это могло бы восстановить эмоциональный баланс.
Изменилось ли что-то реально в системе психологического сопровождения учителей и учеников — мы не знаем.
Проверка милиции
19 сентября, в день, когда президент жестко высказался по ситуации в гомельской школе, мальчика И. из 4-го класса 15-й школы вместе с отцом вызвали в милицию.
Официальный представитель МВД Ольга Чемоданова тогда сообщила TUT.BY, что по факту инцидента в школе № 15, получившего освещение в СМИ, начата проверка в рамках административного законодательства.
— Опрашиваются все участники конфликта и присутствовавшие при нем — педагог и ряд детей (при участии их законных представителей).
За последнюю неделю получить официальный комментарий в МВД относительно результатов проверки по инциденту в гомельской школе TUT.BY не удалось. Наши источники в милиции говорят, что административный процесс даже не начинали: мол, президент поставил точку в этой ситуации — и добавить уже нечего.