Вторая жизнь. Репортаж с мусоросортировочного завода под Минском

Источник материала:  
17.07.2019 09:00 — Новости Общества

Около 190 тысяч тонн мусора Минск сдал на  переработку в 2018 году. Число внушительное, но это только 23% от всего объема коммунальных отходов, поступивших на мусоросортировочный завод возле полигона «Тростенецкий» в прошлом году. Ежедневно работники завода принимают примерно 450 заполненных мусоровозов с 1700 тоннами мусора. О том, как возле единственного действующего полигона под Минском пластику дают еще один шанс, рассказываем в продолжении проекта «Цель 99» и TUT.BY «Вторая жизнь».

Сортируют 40 тысяч тонн, могут — 100 тысяч

Каждый год в Минске образуется больше 800 тысяч тонн мусора (для сравнения: один легковой автомобиль весит до 3,5 тонн). Эти отходы привозят на мусоросортировочный завод в Большом Тростенце. Завод площадью с десяток футбольных полей работает без выходных. Над сортировкой трудятся 130 человек. Что-то здесь отбирают и отправляют на предприятия, где из вторсырья делают, например, тротуарную плитку или футбольную форму. Остальное захоранивают на полигоне по соседству.


Чем больше отсортировали изначально, тем меньше отправится на захоронение. Пока на заводе сортируют около 40 тысяч тонн коммунальных отходов в год, хотя его мощности позволяют увеличить эту цифру до 100 тысяч. Но большая часть вторсырья поступает непригодной для переработки. Например, с остатками пищи. Также в специальные контейнеры для вторсырья часто выбрасывают органику и другие отходы, которые не перерабатываются.


Прибывшие на завод мусоровозы взвешивают. Так считают, сколько отходов приезжает и какая доля в итоге становится вторсырьем. После машины выгружаются в приемном цеху, и работники вручную достают крупногабаритный мусор: матрасы, коробки, строительные отходы. То, что пригодно для повторного использования, откладывают отдельно и передают на переработку, в первую очередь — коробки.


Мусор в пакетах идет в бункеры сортировочных линий, где пакеты разрывает автоматическое оборудование. Оттуда их подают в кабину предварительной сортировки. Там все тяжелое и острое тоже отбирают вручную. 


За процессом наблюдает оператор: он может предупредить по громкой связи или даже сам остановить линию на пульте управления, если видит опасный предмет: куски металлолома, стекло или камни. Они могут поранить сотрудников или повредить оборудование.


После мусор просеивается в барабанном грохоте (специальное оборудование). Устройство работает по принципу барабана в стиральной машине: механизм крутится, а через 7-сантиметровые ячейки выпадают мелкие частицы. В основном остатки пищи. На этом этапе отсеивается до 40% мусора: столько органики в бытовых отходах. Сейчас органику прессуют и отправляют на полигон, а в будущем ее планируют компостировать и получать грунт.

Жидкость — вылить, бутылку можно не мыть

Следующий этап — извлечь металл магнитом, чтобы осталась «коммерческая фракция»: упаковки без пищевых остатков, которые тоже надо отсортировать. Это делают вручную в несколько этапов. 28 сотрудников завода, один за другим, отделяют ценное вторсырье от остального мусора.


Сначала ищут стекло и бросают его в контейнеры, стоящие внизу. Так получается стеклобой на переработку. К слову, подходит для вторичного использования не все стекло: окна, зеркала, флаконы для духов в большинстве случаев приходиться захоранивать, потому что их часто делают из материалов с другим составом. 

Затем — пластиковые бутылки от воды, молока, средств бытовой химии. Их сортируют по цветам и толщине материала. Белые и цветные бутылки складывают отдельно от прозрачных. А вот крышки и этикетки остаются на таре. Мыть бутылки тоже не нужно: этим займутся на перерабатывающих предприятиях. 

Кстати, если вы случайно выбросили ценную вещь, ее могут найти на заводе. Важное условие — нужно помнить, в каком районе города стоит урна, куда «улетела» ценность. Так работникам завода будет проще вычислить, где искать. Сотрудники любят рассказывать историю, как помогли девушке отыскать ее личные дневники. Она собиралась писать мемуары, но нечаянно выбросила тетради с записями. Когда их нашли на заводе и вернули, хозяйка была в восторге!



Для вторсырья подходят емкости без жидкостей и пищи. Если в бутылке осталась вода, сотрудники завода пропустят ее: нет гарантий, что там вода, а не что-то взрывоопасное. Чтобы бутылку переработали, выливайте остатки жидкости.

Далее отсортированное сырье спрессовывают. ПЭТ-бутылки дополнительно прокалывают, чтобы они проще поддавались прессу. Собранное вторсырье переносят во двор завода. Тут оно хранится, пока его не купят. Покупатели все из Беларуси: за границу продавать невыгодно. Так, бутылки обычно увозят в Могилев, стекло — в Гродно, Гомель и Елизово, а макулатуру во все областные центры.


В конце 2019 года в Минской области должно запуститься предприятие, которое будет перерабатывать «тетрапаки». Работники завода в Тростенце собирают и такую упаковку, хранят во дворе предприятия, но не вывозят на полигон.

Оставшиеся после сортировки отходы повторно «проверяют» магнитным сепаратором. В итоге на ленте оказываются загрязненные пакеты, пакеты с наклейками и ценниками, многослойные упаковки от конфет, чипсов и макарон, бутылки с жидкостями. Все это отправляют на полигон.

«Торт» из мусора и грунта

Полигон — это инженерное сооружение. Здесь формируют котлованы, а их откосы покрывают специальным экраном, который не дает вредным веществам попасть в подземные воды. По периметру создают земляной вал, так мусор не разлетается. А чтобы дождевые или талые воды не размывали отходы, есть специальные водоотводные каналы.


О том, что происходит с полигоном «Тростенецкий», мы уже писали ранее. Если кратко: территория поделена на две рабочие «карты». Под каждой есть котлован на 15 метров. Первую зону заполняли 10 лет, а сейчас там добывают биогаз. Когда весь газ уйдет, захоронение станет нейтральным. На его месте можно будет высадить лес. Вторую же «карту» заполнили наполовину за 1,5 года.

Сюда отвозят то, что отсортировали на заводе, и то, что минчане выбрасывают в урны для смешанного мусора. После выгрузки работники полигона отбирают пригодное вторсырье. Но так удается «спасти» не больше 1% мусора. 


Потом отходы уплотняют бульдозерами и изолируют грунтом. В итоге получается «торт»: слой мусора, слой грунта, слой мусора, слой грунта. Это огромная толща отходов, которые разлагаются и выделяют потенциально опасные вещества (например, фильтраты) и вырабатывать свалочный газ, компоненты которого вызывают парниковый эффект в атмосфере.


Сейчас жить без пластика трудно. Но проблема пластика не в том, что он есть, а в том, что он одноразовый. Большинство целлофановых пакетов не перерабатываются, так как поступают на завод загрязненными. Если бы горожане собирали больше мусора в спецконтейнеры, вторсырье бы меньше портилось, и на переработку ушло бы не 23% отходов, а практически треть или даже больше.

Партнер проекта:



Движение «Цель 99» инициировано учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов». «Цель 99» − стремление перерабатывать максимум бытовых отходов в Беларуси. Собирайте раздельно отходы! Маленькое усилие каждого из нас — большой эффект для страны.

←Еще можно успеть: на каких факультетах в белорусских вузах еще нет конкурса

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика