«Думаете, назвали - и тут же Лас-Вегас?» Как живут в «деревнях будущего» белорусы настоящего
Сельское население страны постоянно сокращается, а власти так же постоянно говорят о необходимости развивать деревню. Еще в 2017 году во всех областях Беларуси были определены населенные пункты, которые нужно преобразовать в «деревни будущего». За образец брались родная для президента Копысь и агрогородок в Вертелишках. Корреспонденты TUT.BY посмотрели, как выглядит настоящее «деревень будущего» в Могилевской и Брестской областях.
Могилевщина. «Деревня будущего» через забор от фермы с «обоср…ми» коровами
В Могилевской области выбрали три деревни будущего. Точнее, три агрогородка: Окунёвка, Словени, Любиничи. Все — в Шкловском районе. Два года назад мы ездили в Окунёвку — сюда же отправились и сейчас. Не удивились: ни бильярда, ни даже банкомата тут по-прежнему нет и вряд ли появятся. А будущее агрогородка местные жители видят однозначно и пессимистично — вымрем мы, говорят, точно вымрем.
— Школу закрыли, ФАП — тоже. Какое будущее у нашей Окунёвки? Помрем, у землю згарнут — и на карте не останемся, — четыре «пророчицы» у сельмага в своем мнении единодушны.
«Помню, рассказывали нам о деревне будущего, план показывали. Чего там только ни было! А теперь — ни школы, ни ФАПа»
Женщины подробно рассказывают, что у них изменилось за последние 2 года. Самое яркое событие — это, конечно, президентский разнос из-за обоср… ых коров. Ферма «Слижи», грубо говоря, за забором агрогородка. Окунёвцы называют ее «новой» — ведь построили комплекс всего 2 года назад.
«Обидно, непонятно». Что происходит на ферме, где президент устроил разнос за «обоср…ных коров»
— На ферме 15 человек уже осталось после того приезда президента. Остальные уволились, — рассказывает сотрудница фермы. — Почему? Да потому что достали все со своими проверками, работать невозможно! Вун, профессора нейкие приехали, вчера полночи совещались. Теперь требуют коров по-другому доить.
И женщина возмущенно в подробностях рассказывает, о каких изменениях идет речь. Ее собеседницы — тоже работницы сельского хозяйства, бывшие и действующие, — начинают спорить, правильно ли это. Спор заходит в тупик.
— Да какая разница, если люди с фермы бегут? — снова говорит работница «Слижей». — В туалет нельзя сходить без того, чтобы начальнику об этом не доложить. Я во повоюю, плюну — и тоже уволюсь. На «старую» ферму пойду.
«Старой» в Окунёвке называют ферму ОАО «Новое Юбилейное», которое вошло в состав «Амкодор-Шклов». По словам сотрудницы «Слижей», разница в зарплатах на фермах одной и той же организации существенная. Например, доярка на «новой» ферме получает около тысячи рублей, на «старой» — 400 рублей.
Отсутствие банкомата в деревне, где зарплаты получают по карточкам, — по-прежнему большая проблема.
— Машину нанимаем за 20 рублей и едем в Шклов деньги снять. А как еще? На почте постоянно очереди, да и наличных в кассе столько нет, сколько желающих зарплату снять, — рассказывает еще одна жительница Окунёвки.
«И школу во закрыли. Ну какое будущее у деревни без школы, без детей?»
Местные пенсионерки жалуются на закрытый осенью 2018 года ФАП, который раньше находился в обычном доме недалеко от магазина.
— Перевели его в Городищенскую больницу. Не знаем, зачем. Фельдшер наша тут живет, в Окунёвке, но на работу теперь ездит в Городище. И нам за ёй тоже ехать нужно. А как, если машины нет? Автобус 2 раза в неделю ходит, — возмущена женщина.
— И школу во закрыли. Ну какое будущее у деревни без школы, без детей? Ай, гора адно и ўсё, — вздыхает ее знакомая.
Бывшая учительница уже закрытого учебно-педагогического комплекса «Окунёвский детский сад-базовая общеобразовательная школа» рассказала, что в последний год работы учреждения в нем с 1-го по 9-й классы учились 60 детей. Это не критически маленькая цифра по сравнению с соседними школами, в которых учатся примерно по 80 детей. Просто Окунёвская школа, по словам чиновников, — очень старая, здание 1939 года постройки — аварийное.
Школьников с 5-го по 9-й классы возят сейчас в Городищенскую школу. Но окунёвским детям там, по словам местных, не нравится.
Старые здания школы — учебные классы и столовая — в Окунёвке сейчас закрыты. Что с ними будет — неизвестно.
— Мы ходим туда только территорию убирать, а детсадовцы и школьники с 1-го по 4-й класс — теперь в одном здании, — рассказывает сотрудница учреждения. — Да, помню, рассказывали нам о деревне будущего, план показывали. Чего там только ни было! А теперь — посмотрите: ни школы, ни ФАПа. Нам бывший глава района Витюнов (Василий Витюнов после разноса президента теперь возглавляет агрохолдинг «Купаловское». — Прим. TUT.BY) уже говорил: «Через 20 лет вашей Окунёвки даже на карте не будет».
Людей в агрогородке, по словам местных жителей, больше не становится. Да и те разъезжаются. Говорят, одна многодетная семья уже пакует чемоданы.
— А новые люди не приедут — зачем ехать туда, где ничего нет, где даже аспирин не купишь? — подводят итог местные. — Хорошо рисовать планы на бумаге, когда жизни не знаешь.
Брестчина. «Эковёска» с кварталом ремесленников (в будущем) и норковыми шубами (в настоящем)
В Брестской области Остромечево в свое время стало первым в регионе агрогородком, теперь же на его базе готовят первую в области деревню будущего. По замыслу авторов концепции, Остромечево станет современной «эковёской» с кварталом ремесленников, агроусадьбами, парковой зоной, кафе, туристическими аттракциями и соответствующей инфраструктурой. Жители деревни будущего в это самое будущее смотрят с осторожным оптимизмом. Квартал ремесленников, говорят, конечно, классно, но какие будут дороги? Появится ли асфальт там, где сейчас гравийка? А вода будет в кранах чистая или как всегда? А что со школой? С садиком? Вопросов, в общем, много.
По проекту, Остромечево будущего будет примерно в два раза больше нынешнего. В агрогородке появятся несколько новых зон. Три из них — под индивидуальную застройку. Их назвали «Сям'я», «Вясна», «Душа». Кроме того выделят парковую, лесную, социальную и культурно-бытовую зоны.
«Не надо думать, что мы объявили населенный пункт „деревней будущего“ — и тут же он превратился в Лас-Вегас»
— Деревня будущего — это современный сельский населенный пункт с комфортом городского проживания, — объясняет нам концепцию главный архитектор Брестской области Александр Жарков.
Агрогородок располагается между Брестом и Беловежской пущей. В перспективе «эковёска» может стать «перевалочным пунктом» для туристов, где они могли бы остановиться по дороге из одной популярной дестинации в другую, а заодно посетить близлежащие достопримечательности.
В деревне будущего появится и свой квартал ремесленников, где мастера и мастерицы смогут в комфортных условиях заниматься ручным трудом и реализовывать свою продукцию иностранным гостям. В идеале рядом с ними будут торговать продуктами домашнего производства местные кулинары, появятся точки общепита с блюдами национальной кухни из экологически чистых продуктов, выращенных местными на своих огородах. Также в частном секторе разместятся агроэкоусадьбы, появятся парковые зоны, прогулочные и велосипедные дорожки.
Жарков и остальные представители местной власти мечтают, что развитие «эковёски» привлечет в регион туристов и будет стимулировать самозанятость местных жителей ведь новых производств в Остромечево не появится.
Параллельно с развитием туристического сектора планируется заниматься и социалкой. Провести модернизацию детского сада и средней школы, школы искусств и Дома быта, привести в порядок дороги и заняться благоустройством прилегающей территории. Планы будут претворяться в жизнь постепенно.
— Не надо думать, что мы объявили населенный пункт деревней будущего, и тут же он превратился в Лас-Вегас. Мы по мере сил будем концентрироваться на определенных сферах, чтобы навести порядок, — говорит Жарков.
Пока проект на «бумажной» стадии — разрабатывается генеральный план агрогородка:
— В этом году мы его должны будем закончить, — объяснил Александр Жарков. — Параллельно мы занялись проектированием (в Остромечево. — TUT.BY) большого квартала индивидуальной застройки. Порядка 100−150 участков. Их получат не только нуждающиеся из самого Остромечево, но, возможно, и брестчане, которые захотят туда переехать.
«Пусть бы хоть какой „еврооптик“ открылся»
Планировка Остромечево напоминает пирамиду, в центре которой располагается главная площадь. Утром 10 апреля здесь малолюдно. Впрочем, и днем тоже.
На огороженной забором площадке за Дворцом культуры раскладывают свои товары заезжие продавцы. В Остромечево они приехали из соседней деревни Новые Лыщицы, где торговали накануне. Выбор, как в магазинах-тюбетейках, цены такие же. Возле входа встретили Елену, жительницу Остромечево с 10-летним стажем. На вопрос, какой по ее мнению должна быть деревня будущего, женщина ответила коротко: «Современной».
— Хотелось бы дороги хорошие и воду. У нас ужасная вода и по цвету, и по вкусу и по запаху. И что-нибудь для молодежи хотелось бы развивающего, чтобы они не занимались ерундой.
— А что сейчас у вас есть для молодежи?
— Ничего. В школе футболы-волейболы, а вечерами даже дискотеки нормальной нет. Есть вон бар с мороженым, но там ведь не только дети сидят. Мы застряли в прошлом. Поедешь в Чернавчицы, там как-то все более современно. У нас все как-то… Пусть бы хоть какой «еврооптик» открылся. Вон у нас квартал новый строится, так там ничего нет. Магазины только здесь, на площади. Но какие они? Колхозно-райповские. Хотелось бы, чтобы была настоящая «деревня будущего».
Рядом, в остромечевском доме ремесел, отрабатывает распределение на должности методиста Федор Алексеевич. До «дембеля» ему осталось пару месяцев. Живет в Бресте, а в Остромечево ездит на работу. Со своим будущим молодой человек пока не определился. По словам Федора Алексеевича, если руководство предложит остаться в Остромечево, он отказываться не будет — но и переезжать из областного центра в агрогородок не спешит: «Ай, ну, здесь меньше возможностей закрепиться и самореализоваться».
В доме возле фельдшерско-акушерского пункта живет Нина Ивановна. Ее дворик легко узнать по инсталляциям из вторсырья, которые установлены по обе стороны забора. На участке стараниями хозяйки «выросли» высокие пальмы из пивных двухлитрашек, под которыми притаились пластиковые ромашки. В «деревне будущего» Нине Ивановне хотелось бы видеть побольше детских площадок:
— У нас много детей, а гулять им негде. Придут до клуба и сидят там на плитке. Есть детская площадки с парой качелей, но этого же мало. А для взрослых хотелось бы какой-нибудь спортивно-развлекательный объект. Бассейн, например. Потому, что сейчас мы ездим плавать в санаторий «Белая Вежа». Ну и вода у нас очень плохая. Бывает, из крана рыжая течет.
«Кто-то брелочек купит, кто-то утеплится, кто-то подарок приобретет»
Сердце агрогородка — это ОАО «Остромечево», которое до 1992 года называлось «Память Ильича». Оно обеспечивает работой 780 из почти 5 тысяч жителей Лыщицкого сельского совета.
Основное направление деятельности предприятия — животноводство, которое занимает 67% валового производства. Однако знаменито ОАО «Остромечево» в первую очередь своими норковыми шубами. В коридоре цеха пошива есть даже фотография Ирины Дорофеевой в остромечевской шубке белого цвета.
— Давненько она к нам не приезжала, — вздохнула, глядя на изображение певицы, старший мастер цеха по пошиву меховых изделий Наталья Суходольская.
У директора предприятия Олега Бурака ожидания от проекта деревни будущего «самые оптимистичные»:
— Я думаю, все получится. Задумка очень неплохая. Когда начали появляться агрогородки, то Остромечево стал первым в районе. Поэтому быть первыми нам не привыкать. Поселок строится, расширяется. Вот рядом строится квартал. Я его называю «Детской деревней» потому, что родители живут в Остромечево, а там строятся их дети, — смеется он.
Продукцию предприятия можно найти в столичных и областных торговых центрах. Есть и свой фирменный магазин на главной площади Остромечево. Это, к слову, также востребованная точка у туристов, которые заскакивают в агрогородок по дороге из Бреста в пущу и обратно. Ассортимент в меховом сельмаге большой: пальто, полупальто, жилетки, накидки, палантины, шапки, брелоки. Средняя цена норковой шубки отечественного производства — около 4 тысяч рублей.
По словам Натальи Владимировны, высокие цены не отпугивают иностранных гостей:
— Кто-то брелочек купит, кто-то утеплится, кто-то подарок приобретет.
В Лыщицком сельском совете, к которому относится Остромечево, планы по превращению агрогородка в деревню будущего комментируют сдержанно, отмечая, что агроусадьбы, ремесленники и новые точки общепита — это хорошо, но найдутся ли средства на решение хотя бы насущных проблем? В первую очередь, с водой.
— Строительство станции обезжелезивания воды на этот год уже запланировано. Но это ситуацию не спасет. Нынешние трубы уложены в 80-е годы. Надо менять всю систему, если мы хотим поднять это на достойный уровень, — объяснила председатель Лыщицкого сельисполкома Инна Дячек.
Второй пункт в списке «хотелок» остромечевцев — это хорошие дороги. В прошлом году район выделил средства на ремонт трех участков. А что делать с остальными?
Есть вопросы и к школе с детсадом. Справятся ли они с наплывом новых поселенцев?
— Школа в Остромечево одна, занимаются в две смены. Надо расширять школу. Если планируем привлекать молодые семьи, нужно либо еще один садик строить, либо этот расширять, — говорит Инна Дячек.
По ее словам, для местных Остромечево будущего — это деревня не просто с красивым «фасадом», но и комфортными условиями жизни:
— Это дороги с улучшенным покрытием и тротуарами, хорошей водой, новыми точками для культурного отдыха и рабочими местами, чтобы не было оттока населения.
…А теперь, чувствуем, вам хочется узнать, что нужно всем нашим деревням, агрогородкам и прочим населенным пунктам, чтобы из унылого порой настоящего уверенно шагнуть в то самое оптимистичное будущее?
Деньги — иначе нечего и начинать.
— Под эти программы денег никто не выделяет. Финансирование из республиканского или областного бюджетов не предусмотрено. Мы просто попросили все организации сконцентрировать на них свои усилия, — говорят представители местных властей.
И в этом-то и загвоздочка.