«Меня в шутку поздравляли с 8 Марта». Почему белорусские папы уходят в декрет
Папа в декрете — ситуация редкая. Одни к таким мужчинам относятся уважительно, другие считают, что это несерьезно. Однако семей, где отец на три года оставляет работу, чтобы посидеть с малышом, становится все больше. Фотограф Вадим Замировский поговорил с такими папами и узнал, почему они решили поступить вопреки стереотипам.
Евгений Корнеевец, 29 лет
В декретный отпуск ушел с предприятия, торгующего сувенирами.
Декретный отпуск Евгений с женой поделили пополам:
— Заранее не договаривались, я всегда помогал: видел, что ей тяжело, потом начал жену отпускать на выходные домой съездить. В какой-то момент я понял, что набрался достаточно опыта, посмотрели по деньгам — оказалось выгоднее жене работать, поэтому в начале февраля я ушел в декретный отпуск, — рассказывает Евгений. Коллеги отнеслись к решению по-разному: кто-то сказал «мужик, ответственно», кто-то в шутку поздравлял с Восьмым марта.
Бывало, мамы в поликлинике смотрели на отца в декрете со скепсисом, как будто сомневались, что он может нормально воспитать ребенка. Евгений сравнивает это со взглядами мужчин-автомобилистов на женщин-водителей.
Он советует идти в декрет только стрессоустойчивым людям, потому что спокойных дней не бывает: «Под конец дня стресс накапливается, так что ты просто падаешь без сил. Но когда дочь подходит и обнимает тебя, это такая радость, что ты просто моментально все забываешь и усталость проходит».
Геннадий Муравьев, 50 лет
В декретный отпуск ушел с должности инженера-механика в фермерском хозяйстве. Преподаватель проекта «Папа-школа».
В отпуск по уходу за ребенком Геннадий ушел уже подготовленным — в семье шестеро детей. У жены Геннадия зарплата выше, поэтому семья отправила его в декрет с дочкой Лизой, когда ей было полтора года, а потом уже и с маленьким Пашей.
Геннадий рассказывает, что поначалу ему было сложно, когда он не понимал, чего ребенок хочет, но такие проблемы для него уже в прошлом.
— В «Папа-школе» мы даем молодым отцам полный алгоритм действий на такой случай: сначала нужно посмотреть по времени, когда ребенок в последний раз ел и пил, жарко ли ему, посмотреть подгузник и т.д., там около 12 действий и практически всегда этот алгоритм работает.
— Я в прошлом — военный. Так что армейский порядок и сейчас дает о себе знать. Дома у нас четкий график: во сколько просыпаемся, во сколько кушаем и во сколько ложимся спать. Правда, если я уезжаю на выходные строить дачу, то после моего отсутствия кирдык всему графику.
Дача нужна Геннадию как отдушина. Он говорит, если бы сейчас сказали пойти на работу, пока жена посидит с детьми, он бы с радостью побежал. «Вот вы знаете, что такое дежавю? Это то, что у меня сейчас — каждый день одно и то же», — говорит
многодетный отец.
Константин Бобовик, 39 лет
Ушел в декретный отпуск с должности инженера на заводе «Интеграл». К моменту публикации Константин вышел из декретного отпуска.
Пойти в декрет он решил просто. Жена спросила: «Если забеременею, пойдешь в декретный отпуск?» Константин сказал, что пойдет с удовольствием. У него была мечта: накопить к 45 годам много денег, взять отпуск на год и с семьей попутешествовать по всему миру.
— А потом подумал про себя: ну, не по миру, ну, вокруг дома с коляской, зато не год, а целых три! Мечта исполнилась, хоть и в несколько измененном виде, — смеется Константин.
Чтобы справиться с монотонностью декрета, первый год он ездил на работу пообщаться с коллегами. А вот коллеги жены сначала не поверили, что такое возможно, говорили, ей придется тянуть на себе и работу, и семью. Потом убедились, что были неправы, говорит Константин.
Сергей Яковлев, 43 года
В декретный отпуск ушел с должности директора частного предприятия.
У Сергея семья предпринимателей: сам ремонтирует автомобили, а у жены салон красоты. Пара решила, что если мама уйдет в декрет, то потеряет всех клиентов, а отец может частично руководить бизнесом из дома.
Декретный отпуск для них — формальность. «У нас гибкие графики, мы просто договариваемся, когда чья смена быть с детьми, а если случаются форс-мажоры — то подключаем тещу», — говорит Сергей.
— У нас были большие перерывы между рождением детей, так что, с одной стороны, мы успевали отдохнуть, а с другой — все забыть. С первыми двумя детьми я не столько времени проводил, больше работал, поэтому поначалу было сложновато вспомнить, как обращаться с маленьким ребенком, но это все быстро приходит. Зато старший сын уже помогает: можно и в магазин отправить, и с младшим его оставить ненадолго.
Сергей чаще устает психологически, чем физически, поэтому лучший отдых для него — спортзал.
Сергей Горбунов, 35 лет
Ушел в декретный отпуск с производства мебели.
Сергей приехал в Беларусь из Украины в 2012 году. Супруга Сергея была в декрете с третьей дочерью Любавой три года и сразу ушла в декрет с маленьким Макаром, хотя ее ждали на работе.
В сентябре 2017-го многодетной семье Сергея предложили построить квартиру и дали два часа на размышление. Семья решила: почему бы не дать жене хорошо зарабатывать, раз у мужа зарплата чуть ниже. «Я подумал: если женщина это может, то почему бы и мне не попробовать, а вдруг и я смогу? Что-то вроде спортивного интереса», — говорит Сергей.
На работе у него удивились, спрашивали, неужели мужчина будет пеленки стирать.
Сергей отвечал, что для этого есть стиральная машина. Он считает, что в наше время
нет границы между мужской и женской работой по дому.
Сергей рассказывает, что сложности были поначалу: если ребенок заболел,
он мог немного впасть в ступор, не знал, как лечить и что делать. Тогда жена выдавала
четкие инструкции.
— Многие мужчины не понимают — что там делать в декретном отпуске? А попробуй,
свари поесть, когда у тебя четверо детей, а один у тебя на руках кричит, потому что у
него кишечные колики. Вот и что с ним делать? Это как очень ответственная работа,
пока не побываешь — не поймешь. Бывает эмоционально сложно, бывает, выходишь из
себя. Ты как принцесса в башне, устаешь от однообразия, хочется больше общения с
людьми.
Лучший отдых для Сергея — выспаться. Иногда он с другими многодетными
отцами собирается на пикник, который они называют «пап-слет».