Большой успех небольшой сельской школы
Заелицкую школу — в этом я убеждаюсь каждый раз, когда бываю там — можно сравнить с отлаженным механизмом, с доведенной до автоматизма (в хорошем смысле этого слова) системой, настолько у них всё четко, каждый на своем месте знает, что и как ему нужно делать. Но не хочется говорить о живой школе, как о бездушном механизме. А школа именно живет, и каждый ее день наполнен событиями, как это обычно и бывает в жизни — человека или целой семьи. Да, пожалуй, Заелицкий УПК можно сравнить с большой (112 учеников, 34 дошкольника, 26 педагогов, 23 человека обслуживающего и техперсонала) семьей, где всё решается и всего добиваются сообща. Можно быть уверенным: если в олимпиаде, соревнованиях или конкурсе участвуют заелицкие школьники — у них обязательно будет успех. Все эти успехи, малые и большие, складываются в общий результат. Таким, например, стало занятое по итогам 2018 года второе место среди сельских и горпоселковых школ Могилёвской области.
«Секрет успеха? Только командная работа, в одиночку никто ничего не сможет, — говорит директор Заелицкого УПК Светлана Лабодаева. — Мы знаем: все дети от рождения чем-то одарены, и наша задача — создать условия, чтобы раскрыть эти таланты, эти возможности. Начинать надо уже с детского сада, а потом развивать в старшем возрасте. У нас хорошая преемственность в цепочке «детский сад — начальная школа — старшая школа».
В детском саду Заелицкого УПК сейчас три группы, 34 ребенка. Работают с ними воспитатели Ирина Горбулько, Наталья Бердник, Людмила Громыко, Надежда Анищенко и дефектолог Наталья Полеева. О том, что работают ответственно, профессионально и успешно, говорит хотя бы тот факт, что за 2018 год, как и несколько лет подряд, Заелицкий УПК был отмечен среди школ района в номинации «лучшая дошкольная группа». Для дошколят здесь созданы условия, которыми похвастается далеко не каждый сельский детсад. Есть музыкальный зал, необходимый спортинвентарь, педагоги-энтузиасты… Они не просто готовят ребят к школе, но стараются привить интерес и любовь к учебе и познанию. Детское любопытство не знает границ, и очень важно вовремя его направить в нужное русло. Один из способов — настоящая, как у взрослых, исследовательская деятельность, и заелицкие малыши с удовольствием участвуют в конкурсе «Мои первые открытия».
Всё, чему научились и чего достигли дошкольники, стараются развить учителя начальных классов Наталья Марус, Галина Цагельник, Анна Лукьянчук и Людмила Валёха. Впрочем, объясняет директор школы, начальное звено и пятый-шестой классы — это период, когда ребятам дают возможность попробовать себя во всём, что им интересно: спорт, музыка, исследовательская деятельность… Олимпиады по предметам начинаются с 4-го класса, но подготовка к ним — уже с третьего, и опять же школьники могут выбирать любые предметы, к которым есть интерес. А учителя таким образом «вычисляют» сильные стороны своих учеников, и уже с 7-го класса идет индивидуальная работа по этим направлениям.
«У нас 26 педагогов, и я даже не могу назвать вам имена лучших, — заверяет Светлана Лабодаева, — потому что лучшие — все. У нас сильные математики Ольга Таранова и Николай Заяц, Николай Николаевич также замечательный физик. У нас молодой, со здоровыми амбициями историк Елена Филипенко, ее ученики уже показывают результаты. У нас работает один из лучших химиков района Светлана Иванцова, замечательные учителя русского языка Наталья Толкачёва и Людмила Орлова. Об успехах белорусоведа Ирины Пукач знает вся область: ее ученик Костя Пукач показал, что можно успешно сочетать физику и лирику, в этом году призовое место на областной олимпиаде занял Максим Горавиков. А организованность и налаженность учебно-воспитательного процесса — это всё многолетняя работа, заслуга моих заместителей Елены Мукасей и Натальи Горавиковой». Немаловажным считает директор школы и то, что учителя не только учат, но и ведут детей своим личным примером: стремятся к саморазвитию, участвуют в конкурсах. Например, учитель английского языка Марина Барановская заняла первое место в районе на конкурсе видеоуроков. Наталья Марус недавно сдала на высшую категорию, вот-вот это сделает ее коллега Анна Лукьянчук. Она же, как и математик Ольга Таранова, обучалась на дистанционных курсах по активной оценке…»
Личный пример педагогам и ученикам, как мне кажется, подает и сама директор. Во всяком случае, именно она, несмотря на всю занятость руководителя, первой в своей школе прошла обучение на тех самых курсах по активной оценке. Ей настолько понравилась эта методика, что Светлана Алексеевна без труда увлекла ею и своих коллег. Пробовать новое, внедрять современные технологии — это один из залогов успешной работы современной школы. При этом все новинки обязательно встраиваются в общую систему работы, в которой, к слову, ничего не делается ради галочки. Если речь идет об олимпиадах, даже малышковых (4—8-е классы), — обязательно серьезная подготовка и проведение внутришкольных испытаний, чтобы выбрать, а не назначить сильнейших. В последнее время в школе всерьез заинтересовались дистанционными олимпиадами: это и удобно — не нужно тратить время и средства на дорогу, и не так волнительно, а потому тоже способствует активности ребят, их интересу к учебе. Интерес этот стимулируется предметными неделями, они в школе проводятся регулярно, участием в разной направленности и разного уровня конкурсах и мероприятиях. Например, в ноябре прошлого года одиннадцатиклассник Заелицкой школы участвовал в областной конференции с интегрированной работой — математика плюс краеведение. «На самом деле мы участвуем, наверное, везде, где только можем, это нравится детям, это подстегивает и стимулирует учителей», — говорит директор школы.
Для старшеклассников в Заелицком УПК организовано профильное обучение. В прошлом учебном году выпустили мультипрофильный класс: ребята изучали по выбору английский, белорусский языки и обществоведение, в этом году в Заелице заработал первый в районе агрокласс, где, кроме прочего, на повышенном уровне изучаются физика и математика. На следующий год должна открыться педагогическая группа, и старшеклассники уже проявляют к ней интерес.
Заелицкая школа, кроме учебных, славится и своими спортивными достижениями, причем спортом здесь увлечены и дети, и взрослые, во всём этом несомненная заслуга учителя физкультуры Галины Юхневич, объясняет директор. Участвуют и занимают призовые места команды учеников и учителей из Заелицы практически во всех соревнованиях. Но визитная карточка — это волейбол: устраивают внутришкольные турниры, участвуют в районных, принимают у себя товарищеские матчи. Хорошие результаты показывают заелицкие ребята и на лыжной трассе, и на водных дорожках. Кстати, о плавании. Ученики школы занимаются в глусском бассейне, куда их возят на школьном автобусе. Но я с удивлением узнала, что в Заелицком УПК, в здании детсада, есть, оказывается, и свой бассейн, только он сейчас не работает. Какое-то время назад в школе затеяли проект «Школа — территория здоровья», в его рамках запланировано много мероприятий, надеются и на то, что получится отремонтировать бассейн. Пока же особенно полюбились ребятам динамичные переменки, когда можно подвигаться-потанцевать под музыку. Ведь известно, что движение — это жизнь, в Заелице эту истину хорошо знают и применяют, помогает в этом и тренер районного физкультурно-спортивного клуба Римма Лапутько, которая занимается со школьниками фитнесом.
Раньше в Заелице еще работал хореограф от детской школы искусств, теперь такого специалиста нет, но ребята не унывают: танцы, песни, сценки они отлично могут поставить и сыграть сами. Ну почти сами: на помощь всегда придут педагог-организатор школы Ольга Филипенко и классные руководители. Творчество — неотъемлемая составляющая для формирования целостной, гармоничной личности, уверены в школе, и уделяют этому немало внимания. «В школе действует кружок от районного Центра творчества «Стиль», его ведет Оксана Харитонова. Во многом помогает местный Центр культуры и досуга, наши ученики — постоянные участники всех концертов самодеятельности. Еще у нас от школы искусств работает Вероника Цагельник, и теперь все мероприятия проходят под живой фортепианный аккомпанемент, — рассказывает Светлана Лабодаева и добавляет: — Эмоциональная составляющая воспитывается в том числе через полезную деятельность, через милосердие, поэтому мы готовим выступления не только для себя. Наши постоянные адреса заботы — это одинокие пожилые сельчане и, конечно, жильцы отделения круглосуточного пребывания, которое расположено в Заелице. Может, бываем там не так часто, как хотелось бы, но на праздники всегда навещаем стариков, и нас принимают с радостью».
Согласитесь, хорошая традиция. В этой школе вообще традиций немало, их стараются поддерживать, может, поэтому и выпускники не забывают родные пенаты, дарят подарки, устанавливают именные стипендии.
Так вот о традициях. Уже шестой год подряд в школе проходит день самоуправления. «Да, это игра, но игра серьезная, — объясняет Светлана Лабодаева. — Мы ответственно подходим к организации, к распределению обязанностей между школьниками. Кстати, мы обратили внимание, что те старшеклассники, которым доверяли роли директора и завучей, выбрали для себя потом профессию педагога. День самоуправления дал им возможность проверить, как они будут чувствовать себя в этой сфере, и убедиться, что учительская стезя им действительно близка».
Несколько лет назад, побывав впервые в Заелицкой школе, удивилась, что у них есть своя школьная газета. Эту некогда распространенную и хорошую традицию здесь сохраняют и всячески поддерживают. Между прочим, в профориентации она тоже сыграла свою роль, замечает директор школы: у истоков школьной газеты стояла ученица Катя Новикова, сейчас она уже дипломированная журналистка, а Аня Микулич, долгое время работавшая с газетой, выбрала филологию.
Несомненную пользу детям приносит трудовая деятельность: тут тебе и трудовое воспитание, и подспорье для школьной столовой, и опять же профориентация. Ребята несколько раз в год убирают школьную территорию (она, к слову, очень даже не маленькая, и школьным забором далеко не ограничивается), одни заняты на школьном огороде во время летней трудовой практики, другие на летних каникулах работают в лагере труда и отдыха (между прочим, по итогам за 2018 год он занял третье место в области, рассказала Светлана Лабодаева). Прошлым летом в школе решили воспользоваться современными технологиями, и трудовой лагерь прошел под условным девизом «От дневника до блога»: каждый день снимали и монтировали видеоролики, получилась настоящая цифровая летопись. Также директор школы Светлана Лабодаева благодарна агрофирме «Славгородский», в которой всегда находят посильную работу для участников организованного при школе студотряда, благодаря этому ребята приобщаются и присматриваются к сельскохозяйственным профессиям. Еще в школе практикуются трудовые десанты на поля фермера Михаила Сокола, но заготавливать урожай для школьной столовой туда едут не ученики, а учителя и родители.
Светлана Лабодаева объясняет, что работа с родителями — еще одна неотъемлемая часть работы школы. Оказывается, иногда приходится учить, мотивировать, заинтересовывать и взрослых, чтобы они понимали: накормлен-обут-одет — это еще не всё воспитание и не вся забота о ребенке. «Я вам скажу так: триада «родитель — ребенок — учитель» очень важна для педагогического процесса, школа может как угодно мотивировать, заинтересовывать, но если в семье нездоровый психологический климат — все наши труды могут быть напрасны», — замечает Светлана Алексеевна.
Большой популярностью, особенно у детей, в Заелицком УПК пользуются совместные с родителями праздники. Вот, например, спортландия в детском саду к 23 февраля. «Представьте, как я и воспитатели рады, когда на спортландию приходит 20 пап! Мамы-то у нас вообще молодцы, они всегда откликаются, помогают, участвуют, — говорит директор, а потом приводит в пример еще одно мероприятие — конкурс «Супербабушка»: — К нему смогли подготовиться и поучаствовать даже бабушки, работающие на МТФ в Славковичах, и надо было видеть, какими счастливыми были их внуки. Вот, пожалуйста, воспитание правильной эмоциональности у детей и пример для родителей».
Рассказывать о Заелицком УПК можно еще много и долго, настолько разнообразной и насыщенной жизнью живут дети и педагоги. Фонтанируют идеями, участвуют в конкурсах и соревнованиях, стараются сделать свой мир и мир вокруг себя интереснее и лучше. Конечно, есть и проблемы, как же без них. Но проблемы рано или поздно решаются, главное, чтобы было ради кого решать, для кого работать, главное — чтобы в школе и садике были дети, убеждена директор Светлана Лабодаева. И с этим, конечно же, трудно не согласиться.
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото автора