Методом тыка сдали тесты по семи предметам. Результаты удивили (особенно по китайскому языку)
С 2019 года результаты централизованного тестирования будут считать по новой методике. В РИКЗе говорят: это нужно для того, чтобы ликвидировать искусственное занижение баллов, сделать ЦТ более прозрачным и сопоставить результаты тестов со школьными оценками.
Пару недель назад мы попросили первокурсников сдать дистанционное тестирование по новой методике. Вывод, к которому они пришли, увидев свои результаты, — «оценки получились выше» и «знать нужно меньше». А сколько баллов можно получить, если во всех заданиях отметить один и тот же вариант? Проще говоря, если вслепую «натыкать»? Получится ли набрать хотя бы пороговый балл?
Мы прошли дистанционное тестирование на сайте РИКЗ по семи предметам, в которых нужно выбрать всего один вариант ответа в части А. Ну, как прошли. Не открывая тест, заполнили часть А электронного бланка (к части В даже не прикасались) и попросили новую методику рассчитать наш результат. Что из этого вышло? Смотрите ниже.
Заранее предупреждаем: метод «тыка» — очень плохой способ для того, чтобы сдавать ЦТ и поступать с таким результатом в колледж или университет. Но мы не удержались: такими удивительными казались результаты на скриншотах, которые гуляли по соцсетям.
Но сперва напомним: в этом году Министерство образования не повышало пороговые баллы по предметам. Чтобы получить сертификат, нужно набрать:
Предмет | Первый профильный | Второй профильный |
Русский и белорусский языки | от 25 | от 10 |
Математика, физика, химия, биология | от 20 | от 10 |
История Беларуси, всемирная история, география, обществоведение, иностранный языки | от 25 | от 15 |
Физика: максимум — 51 балл
Итак, заходим на сайт РИКЗа, находим раздел с дистанционным тестированием. Выбираем предмет «Физика» и во всех заданиях отмечаем первый вариант ответа. Для честности эксперимента даже не открываем сам тест.
И вот результат. Правильно «решенными» оказываются всего три задания. Это три первичных балла из 42. Но итоговый (тестовый) балл — 24 из 100. Та же картина — с вариантом № 3. Если физика — второй профильный предмет, можем поступать, если первый — немного пролетаем.
Второй вариант ответа дает неожиданный вау-результат. Это оказывается правильным решением для 7 заданий (а всего их 30: 18 в части А и 12 в части В). Итоговый результат — 51 балл!
Напоследок ставим крестики на 4-м варианте ответа. Это правильное решение для четырех заданий из части А и 32 потенциальных балла в сертификате. Недурно!
Математика: максимум — 26
Итак, царица наук — математика. Работаем по той же схеме. Сперва во всех заданиях не глядя ставим крестики напротив первого варианта ответа. Таким образом правильно «решаем» четыре задания из 18 (в части А) и получаем 26 баллов на выходе. Точно такой же результат, если ставить крестики напротив третьего и четвертого вариантов.
В любом случае, сертификат получаем.
Если выбрать 2-й и 5-й варианты, «решим» всего три задания и получим 18 баллов. Лучше, чем ничего, конечно, но…
Химия: максимум — 31
Химичим дальше. В тесте по химии — 38 заданий в части А (и традиционно 12 — в части В).
Выбираем первый вариант ответа — правильно «отвечаем» на 10 заданий. Это 31 балл в сертификате. Годится! То же самое — с вариантом ответа № 3.
Второй и четвертый вариант ответа — девять верных попаданий и 27 баллов на выходе.
Без сенсационных результатов, но в любом случае — сертификат у нас в руках.
Биология: максимум — 36
Уже устала рука ставить бездумные крестики, но мы не сдаемся. Тем более что с биологией случилось хоть какое-то разнообразие.
Если везде отметить только первый вариант ответа, в итоге получится 7 баллов, за второй дают и того меньше: 6. И вдруг идем на повышение: крестики напротив «тройки» — это 15 правильных ответов и 36 баллов в сертификате.
Крестики на четвертом варианте ответа дают 10 правильных «решений» и как результат 18 баллов.
Английский язык — max. 38
По английскому языку в части А нам предлагают решить 48 заданий. Но мы не ищем тяжелых путей, а выбираем легкие и просто ставим крестики напротив одного из вариантов.
Если везде выбирать первый вариант ответа, можно «заработать» 38 тестовых баллов (16 верных попаданий). За выбор второго — всего 9 (7 попаданий), за выбор третьего — 20 (10 попаданий), четвертого — 16 (9 попаданий). И помните, что мы даже не прикасались к части В.
Китайский: 44 балла!
Для экзотики разбавляем эксперимент китайским языком. 48 заданий в части А. О чем они — не можем даже догадываться. Ставим на первый вариант ответа и внезапно «решаем» 20 заданий. В награду получаем 44 балла!
Крестики напротив варианта № 2 — не такое удачное решение, и тем не менее: 14 верных попаданий и 33 тестовых балла.
Варианты № 3 и № 4 — 7 правильных угадываний и 9 тестовых баллов в копилку.
История Беларуси: максимум — 43 балла
История Беларуси тоже оказалась предметом удивлений (хотя не таким, как физика). В части А — 48 заданий.
Ставим крестики напротив первого варианта ответа — получаем 5 правильных «решений» и 5 баллов в итоге. Выбираем второй вариант — угадываем 17 правильных решений и получаем 43 тестовых балла в копилку!
За третий вариант ответа «зарабатываем» 29 баллов (12 правильных решений). Четвертый вариант дает минимум попаданий — четыре. И это 4 тестовых балла.
Выводы
Будем надеяться, что в дистанционное тестирование, на котором можно потренироваться решать тесты и опробовать новую методику подсчета баллов, закралась какая-то ошибка. Поскольку правильно выполнить 7 заданий из 30 по физике и получить за это 51 тестовый балл — выглядит такой результат немного странно.
Если мнимая удача на вашей стороне, даже наугад можно набрать минимальный пороговый балл (20−25), с которым есть шанс поступить даже в университет. Для этого нужно ответить всего на несколько вопросов (например, по физике, математике, химии).
Если одна из целей введения новой методики — сделать сопоставимыми результаты ЦТ и школьные оценки, получается, в вуз можно поступать даже с двойками, то есть 20 баллами? Почему в этом году не повысились пороговые значения по предметам? Уточнили в Министерстве образования.
Ремма Петровская, консультант управления высшего образования Минобразования, пояснила: одна из причин, по которой не повышались минимальные баллы, — то, что в этом году будут действительны сертификаты, выданные в 2018-м и результаты которых рассчитаны по старой методике.
— Поэтому пороговые значения прошлого и этого года должны быть идентичны, — продолжает специалист. — И вы не забывайте про конкурс на поступление. В конкурсе не участвует один человек, который набрал пороговое значение. Как любая самодостаточная система он выравняет проходные баллы.
Да, подать документы абитуриент может. Но пройдет ли он? Я очень сомневаюсь, что проходные баллы будут такими низкими. Может быть, по некоторым специальностям, которые менее востребованные у абитуриентов, они и будут такими. Но в остальном — вряд ли.