«Папа в отчаянии». Беларусь готова выслать иранца, которого на родине ждет смертная казнь
Мерхдад Джамшидиян 25 лет живет в Беларуси. Последние девять месяцев он находится в изоляторе, где даже объявлял голодовку. Жена-белоруска и трое детей все это время не могут его увидеть. На родине Мерхдада обвиняют в убийстве брата. Он настаивает, что его пытаются осудить за политические взгляды, и боится, что на родине его могут повесить. Беларусь отказалась предоставить ему защиту. Через неделю Мерхдад может оказаться уже в Тегеране.
Мехрдад Джамшидиян приехал в Минск в 1993 году. Начал свое дело, завел семью. Проблемы начались в 2012-м, когда его арестовали. В милиции ему сообщили, что иранские власти прислали запрос с требованием вернуть его на родину, чтобы привлечь к ответственности за убийство матери и родного брата. По версии следствия, он расправился с родственниками, чтобы забрать наследство. В Иране за это предусмотрена смертная казнь.
Мерхдад все эти годы пытается доказать, что он невиновен. Он настаивает, что так иранские власти пытаются с ним расквитаться за то, что его брат был активистом оппозиционного движения. По его словам, во время последнего визита в Тегеран сотрудники госбезопасности забрали его прямо в аэропорту, неделю держали в изоляторе, избивали и требовали, чтобы он рассказал о деятельности брата, а также кто из иранцев, которые живут в Беларуси, выступает против действующей власти Ирана. По документам, убийство родных Джамшидияна произошло в сентябре 2012 года. Мерхдад вернулся в Минск 25 августа, тогда он и видел в последний раз мать и брата. Через месяц дядя сообщил ему, что их убили. Потерпевшими по делу признаны племянница Джамшидияна и его второй родной брат. Они несколько раз обращались в правоохранительные органы Ирана с просьбой снять подозрения с Мехрдада и закрыть уголовное дело.
Ситуацию осложняет то, что в Беларуси Мерхдад принял христианство. В Иране, где он проповедовал ислам, за верооступничество также предусмотрена смертная казнь. Вот выдержка из доклада о правах человека в 2014 году: «Согласно иранским законам, смертью караются многие преступления, в том вероотступничество. Спецслужбы преследуют людей, обратившихся в христианство из ислама, говорящих на персидском протестантов и евангелистов, а также прихожан домашних церквей. Против многих из них выдвинуты обвинения в «посягательстве на национальную безопасность» и в «антигосударственной пропаганде».
Правозащитная организация Human Constanta сообщает, что с 2012 года идет постоянная борьба за жизнь Джамшидияна.
— Его несколько раз арестовывали, лишили вида на жительство, не дают гражданство, ему отказались дать статус беженца. Последний раз его задержали в июне 2018 года и по сегодняшний день находится в изоляторе. В тюрьме у него случился сердечный приступ, у его сына был рак костного мозга, а сейчас раком заболела его жена.
Беларусь отказалась предоставить защиту Мерхдаду, несмотря на то, что Комитет по правам человека ООН призвал не высылать его в Иран. Департамент по гражданству и миграции, а после и суд счел его аргументы недостаточными.
— Нам известно, что решение о его депортации принято и уже на этой неделе его могут отправить в Иран, — сообщила TUT.BY правозащитник Наста Лойко. — От адвоката нам известно, что он очень подавлен, на неделю объявлял голодовку. Дочь говорит: «Папа в отчаянии». Она была на приеме в Департаменте по гражданству и миграции МВД, где ей сказали, что белорусская сторона будет договариваться с российской, чтобы экстрадировать Джамшадияна в Тегеран через Москву. Мы надеемся подключить российских правозащитников, чтобы Россия не была соучастником высылки, чтобы он остался в Москве.