Елена Бакштай: Когда офицерами руководит женщина…
Об Елене Александровне говорят:
«Она на своем месте, все время крутится вокруг нас, а мы – вокруг нее. Компетентная женщина, поэтому нет никаких вопросов к профсоюзу».
Святослав КИЧКАЙЛО, Виктор ПАШКОВСКИЙ, Иван САВИЦКИЙ, Сергей СУХОДОЛЬСКИЙ, Анатолий ШАТУРКО беседуют с Еленой БАКШТАЙ.
Мужчины начали рассказывать, что от профсоюза одни плюсы. В прошлом году 5 человек съездили в санаторий, заплатили 20-30 процентов от стоимости путевки. Если у кого случится горе, профсоюз поможет материально. И в радости он тоже видит человека, поздравит с юбилеем. По профсоюзной линии проводятся опросы, мониторинги. Аттестация рабочих мест, покупка спецодежды не обходятся без участия профкома. Организовываются поездки.
А еще из числа бывших военнослужащих создана ветеранская организация. Её возглавляет майор запаса Сергей Суходольский. Коллеги, наверное, в шутку, называют его политическим деятелем. Сам же Сергей Антонович с виду скромный, интеллигентный человек. В детстве не мечтал о профессии военного. Срочную военную службу проходил в учебном полку правительственной связи, потом был отправлен в Группу советских войск в Германии. Там его уговорили стать сверхсрочником. Имел дело с радиостанциями большой мощности, станциями космической связи.
Когда вывели советские войска из Германии, Сергей Суходольский какое-то время служил в Забайкальском военном округе, в правительственной связи. Сам белорус, жена тоже, поэтому в 90-х годах супруги решили вернуться домой. После распада Советского Союза бывшая БССР стала независимой страной, появилась граница, которую надо было охранять. И Сергей Антонович продолжил службу в пограничных войсках, в войсковой части, которая дислоцировалась недалеко от Сморгони. Был зампотехом роты связи, потом командиром, офицером отдела связи. В 2006 году уволился по выслуге лет и с того времени работает в войсковой части гражданским специалистом, а вернее – начальником склада связи.
Подполковник запаса Анатолий Шатурко начинал службу в ракетных войсках. Потом ракетчиков из-под Сморгони перевели в Новосибирск. А поскольку Анатолий Константинович – белорус, к тому же местный житель, то решил никуда не уезжать, остаться здесь. Попытался искать счастье на гражданке, но ничего по душе не нашел. Да и прикипел к армии. «Она мне снилась. Во сне я часто видел человека в погонах. Не выдержал, вернулся в войска, уже пограничные. Попал в маневренную группу».
Мужчина рассказал, что в то время граница была необустроенной, поэтому маневренные группы играли в ее охране значительную роль. Домой приезжал пропахшим дымом. Жена предлагала в выходные съездить на пикник, а его не тянуло, потому что по службе дни и ночи проводил на природе. Командировки, встречи, учения. И когда пришло время увольняться в запас – тяжело было оставлять коллектив.
«Теперь укрепляем материальную базу и воспитываем молодежь, - улыбается Анатолий Шатурко. - Мы – как психологи. Солдат к офицеру не всегда подойдет со своей проблемой. А нам, гражданским, расскажет о своих трудностях. Мы посоветуем, как лучше поступить. Вот и сын мой Андрей пошел по моим стопам, стал военнослужащим. Зарождается династия».
Иван Савицкий срочную военную службу проходил в Москве, в институте космических исследований. Потом была гражданка. А когда возле Сморгони появилась пограничная часть – пошел туда трудоустраиваться. Разные были должности, но поскольку у Ивана Иосифовича ветеринарное образование, то его через какое-то время перевели в продовольственную службу. На пенсию уходил из нее в должности начальника. Два года, как гражданский человек.
«Мне сразу же предложили остаться в продовольственной службе специалистом. Согласился. Теперь оказываю содействие в организации питания военнослужащих».
Иван Савицкий сказал, что военнослужащие сами выращивают овощи. На территории части есть теплицы. Причем в каждом подразделении. Такое требование, чтобы зелень была со своего огорода. Потихоньку организовывается подсобное хозяйство. Когда-то держали 150 свиней, были коровы, гуси, куры. Последних и теперь выращивают, а еще овец и бычков.
После окончания Калининградского военного авиационного училища Вадима Глобенко в звании лейтенанта направили для прохождения службы в Черняховск, в авиационный полк на должность техника прицельно-навигационного комплекса к самолету «Су-24». Год отслужил, потом сказали, что в Беларуси, в Поставах, формируется новый полк из этих самолетов. Однако после распада СССР Беларусь не приняла новую авиационную часть. В Лиде в то время уже дислоцировались военные самолеты. Власти посчитали, что этого достаточно. Тогда полк из Калининградской области вывели в Краснодарский край. Вскоре Вадим Глобенко уехал оттуда в Беларусь. На гражданке себя не нашёл. «Как увижу военных – слезы из глаз. Все-таки за плечами было 12 лет армейской службы. К тому же окончил военное училище».
Через некоторое время Вадим Глобенко поступил на службу в Полоцкий пограничный отряд, потом его перевели в Сморгонь. Служил в управлении войсковой части, затем предложили должность старшего офицера технических средств пограничного контроля. После ухода на пенсию решил поискать себя на гражданке. Не нашёл. Вернулся в часть. Приняли. Очень благодарен. Теперь работает техником в мастерской по ремонту и обслуживанию технических средств охраны границы.
Старший прапорщик запаса Виктор Пашковский два года «срочной» отслужил в Москве, на полевом узле связи генерального штаба, 9 лет отработал на гражданке. И всё-таки тянула к себе армия. Сначала служил в войсковой части 1259, в роте связи, потом перевелся в в/ч 2044. Тогда только открылась новая комендатура «Гудогай». Службу окончил начальником поста специальной связи. Вспоминает, что перед праздником обычно говорили: «Всех поощрить, связистов не наказывать». У Пашковских уже появилась династия – сын и невестка тоже стали военнослужащими-связистами.
«Я из бывших и настоящих ракетчиков», - говорит о себе Святослав Кичкайло. В далекой молодости служил в Подмосковье, был железнодорожным понтонером. После армии работал токарем. В Сморгонь приехал, когда тут строили завод оптического станкостроения. Продолжил службу на ракетном комплексе, в связи. Как говорит сам, третьим номером в бункере. В 1992 году автоматически был переведен в пограничники на должность «старший техник узла связи». Теперь работает гражданским специалистом в войсковой части 2044. Военнослужащими являются его сын и дочь.
Юрий ЯНУШКЕВИЧ.
Фото автора.