По судьбе Александра Ивановича Михлюка можно писать учебник истории. Практически 99 лет его жизни связаны с множеством важных исторических событий. И он помнит многие из них, а в некоторых принимал самое активное участие.
Родился Александр 14 сентября 1920 года. Из рассказов мамы знает, что именно в тот день «балашевцы» проходили по Оздамичам. Дальше территория родной деревни была под Польшей. До 19 лет Александр жил фактически в Польше, хотя сейчас рассказывает и показывает, где, по каким урочищам находилась граница с советской частью Беларуси. Мальчик закончил четыре класса польской школы и отправился на работу – пастухом.
– 17 сентября 1939 года к нам пришла советская власть. Но это было недолго. Настал 1941 год. О том, что немцы напали на СССР, мы узнали быстро. Да и сама немецкая армия пришла к нам уже перед праздником Петра, – говорит Михлюк.
Отец Александра был уважаемым человеком при Польше, служил в польской армии, а после возвращения его выбрали старостой деревни. Это не могла оставить без внимания новая власть. В 1941 году за отцом пришли. Был суд. Всё имущество конфисковали. А известий о судьбе отца семья так и не получила.
Призваться в армию до захвата территории немецкими войсками Александр не успел. Хотя он, как и его одногодки, прошёл медкомиссию и военный билет был у него уже на руках. В армию должен был пойти осенью 1941 года.
С 1941 по 1944 год Оздамичи, по воспоминаниям Александра Ивановича, находились в разных руках. Почти как в фильме «Свадьба в Малиновке» – власть менялась. Приходили партизаны, размещались немцы. Отрядов партизан в этих местах было много. Старожил помнит, как шёл отряд Сабурова, как на Рождество 1943 года в деревне размещался отряд Ковпака.
– Ковпак со своим отрядом стоял у нас три дня. Шли они в Украину. Немцев на то время у нас не было, – погружается в прошлое Михлюк.
Но бывали времена, когда в этой местности сталкивались партизаны с немцами. Так была сожжена половина соседней деревни Теребличи. Зимой 1943-1944 года немцы уже стояли в Оздамичах постоянно.
После освобождения Беларуси, родной деревни Михлюк пошёл на фронт в качестве пулемётчика. Так со своим «Максимом» и воевал.
Хорошо помнит битву в Латвии, на берегу Рижского залива. Красная армия взяла Ригу, а южная сторона находилась у немцев, которые хорошо укрепились, имели достаточное количество оружия.
– Полегло тогда очень много людей. Не могли мы их взять. Только в мае 1945 года, после взятия Берлина, сдались и «рижские» фашисты, – говорит Александр Иванович.
В одной из битв был тяжело ранен и Михлюк. В той же битве был травмирован в ногу его товарищ, а третьего парня убило. Госпитали в Латвии, потом в Ярославле, Некрасове. И в итоге – комиссование из армии.
Дома остались жена, дочка и сын, а также мама. Он очень переживал за своих родных женщин – как они, оставшись без единственного мужчины, справляются со всем.
Возвращение с фронта было долгим. Апрель – время половодья. Добраться в Оздамичи можно было только на лодке. Так, в Лахве (Лунинецкий район) он ждал поч-товую лодку. На ней приплыл в Давид-Городок. А там встретил односельчан, которые добирались тоже на лодке на рынок.
Отстраивание хозяйства, возвращение к мирной жизни, вступление в колхоз, работа в этом же хозяйстве, а потом и в лесничестве.
У Александра Ивановича 6 внуков, 5 правнуков и три праправнука.
– Дочка у меня уже сталая, 79 ей. Зятю 82, – вздыхает ветеран.
Сам мужчина и сейчас ведёт активный образ жизни. Когда зашла к нему в дом, он плёл кош. Сам ходит за лозой, знает все урочища, где в этом году «уродил» хороший материал для кошей.
С 1991 года живёт сам. Жена Александра Петровна, которую все звали Лексой, умерла. Сейчас приходят навестить деда внуки. Но он ещё и сам при силе, несмотря на свои неполные 99.
– Болит – не болит, а надо вставать и идти. Иначе сляжешь и заболеешь, – делится секретом долголетия Александр Иванович.
После встречи с ветераном Великой Отечественной войны, со старожилом деревни Оздамичи, окунулась в историю длиной в целое столетие, посмотрела на события разных эпох глазами очевидца, прочувствовала боль и радость, страх и любовь, желание жить и преграды на пути этого желания.
Здоровья вам, Александр Иванович! Пусть Бог даст вам ещё как минимум до 100 лет бодрости, ясности ума и оптимизма.
Татьяна СЕГЕН
Фото автора
Вековая история глазами ветерана
04.03.2019
—
Новости Общества