«Опять наставили». Как Брест борется с «Табакерками»
Брестские активисты продолжают борьбу с установкой ларьков «Табакерка». Недавно они получили ответ из горисполкома на свою петицию с требованием перенести табачные киоски на 500 метров от школ, больниц, учреждений культуры и спорта. Спойлер: не перенесут.
Павильоны «Табакерка» принадлежат компании «Энерго-Оил», подконтрольной бизнесмену Алексею Олексину. В связи с реализацией этим предприятием инвестпроекта по созданию негосударственной сети по торговле табачными изделиями в течение 2 лет по всей Беларуси появится почти 2500 торговых точек по продаже сигарет.
Для этого местные исполкомы должны без аукциона предоставить в аренду инвестору земельные участки для строительства и обслуживания торговых объектов. Это будут киоски, магазины, павильоны и неизолированные точки, в которых не менее 80% товара — табачные изделия.
Руководитель организации «За свой город» Игорь Масловский, который и выступил инициатором сбора подписей, ветеран «антитабачной борьбы». На тропу войны он вышел еще в 2016 году, когда в Бресте начали появляться киоски «Табак».
— В то время мы тоже собирали подписи, но уже на улицах, а не в интернете. Собрали около 1000 и добились переноса этих киосков на расстояние 500 метров от учреждений образования, здравоохранения и культуры. Там, судя по всему, им стало работать не так выгодно и они ушли вовсе. Сейчас опять наставили, — объяснил TUT.BY активист.
Три года спустя на место «Табака» пришли «Табакерки». Игорь Масловский вновь организовал сбор подписей, на этот раз под интернет-петицией. Текст остался примерно тот же: «неукоснительно соблюдать решение Брестского областного Совета депутатов о запрещении размещения специализированных пунктов по реализации табачных изделий на расстоянии 500 метров от учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта».
— Когда мы собрали 1000 подписей, мы направили нашу петицию в Брестский горисполком, городскую прокуратуру и Министерство Здравоохранения, — сообщил собеседник.
13 февраля Игорю Масловскому пришел ответ за подписью заместителя председателя Брестского горисполкома Николая Якубовского. В документе сообщалось, что при предоставлении мест под подобные объекты торговли «максимально учитывается их удаленность от зданий организаций здравоохранения, образования, культуры, спорта».
— Одновременно решается вопрос благоустройства и содержания за счет субъектов хозяйствования остановочных пунктов, — указывалось в документе.
Игорь Масловский сообщил TUT.BY, что ответом местных властей остался недоволен. В ближайшее время активисты намерены предложить депутатам городского совета вынести вопрос переноса «Табакерок» на очередной сессии. По словам собеседника два депутата уже положительно отреагировали на это предложение.
— Если депутаты не согласятся, вынесем его от лица граждан, — отметил активист.
На данный момент по Бресту установлено более 50 ларьков «Табакерка», рассказал TUT.BY начальник главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валерий Мацкевич. Их появление вызвало неоднозначную реакцию у горожан. Так, например, неизвестные разрисовали несколько киосков в спальных микрорайонах города. На одном из них написали «ларек смерти». По информации TUT.BY, обращений в милицию по этому поводу не поступало.
В Брестском горисполкоме ситуацию с установкой табачных ларьков назвали «непростой».
— Вопрос рассматривается и изучается. Решение о переносе ларьков пока не принято. (…) Многие службы участвуют в проработке данного вопроса, — отметил начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Брестского горисполкома Геннадий Иванчин.
Собеседник также отметил, что в данный момент обсуждается возможность смены названия «Табакерок».
Напомним, в июле в стране вступает в силу антитабачный декрет. Документ, в частности, запрещает использовать на вывесках торговых объектов слова, тождественные или схожие с наименованиями видов табачных изделий. Например, со словом сигарета, папироса, сигарилла. Ранее по вопросу переименования «Табакерок» высказалось Министерство антимонопольного регулирования и торговли:
— С 2016 года в стране действует технический регламент на табачные изделия. Здесь можно увидеть, какие виды табачных изделий у нас регламентированы. Там нет такого наименования вида, как табакерка, у нас есть табак, — сообщила Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ. — Чтобы принять взвешенное решение по этому вопросу, МАРТ подготовит официальное разъяснение и разместит на сайте. Отчасти, есть нюанс, но по сути табакерка — это коробочка для хранения нюхательного табака. Это не вид табачного изделия. Но мы обязательно с этим разберемся.