В настоящее время каждый четвертый школьник имеет нарушение зрения, преимущественно близорукость, нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях искривления позвоночника (сколиоз), речевые нарушения. В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей. Раздражение, волнение, снижение иммунитета, шум, ссоры, крики, стрессовые ситуации – все эти факторы сказываются на состоянии глаз и всего организма, увеличивают возможность их заболеваний.
Нарушение зрения у детей возникает незаметно. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются, то есть возникает переутомление, на смену которому может прийти болезнь. Необходимо как можно раньше выявить причину снижения зрения ребенка, обратиться к специалисту, строго выполнять его рекомендации.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч в день, у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 ч в день. Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную - предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную -предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время, условия приготовления домашних заданий.
В первую очередь нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что у учащихся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
С позиции гигиены детей и подростков учащиеся 1, 2 и 5-х классов учреждений образования должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Для улучшения освещенности в условиях школы стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Доска должна быть из материалов хорошего качества, обязательно с подсветкой.
Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил.
Обеспечить ребёнку здоровый и достаточный по времени сон – 8-10 часов.
Рациональное питание – сбалансированное и полноценное для всего организма. Речь может идти только о некоторых нюансах, которые повлияют на здоровье глаз чуть больше. Итак, для глаз полезны: 1) продукты, содержащие витамин А и каратиноиды, содержащиеся в зелёных и оранжевых овощах и фруктах (морковь, апельсины, тыква, помидоры, зелёная фасоль, горошек, зелёная капуста и салат, кукуруза и т.д.). Не забывайте, что бета-каротин усваивается только с жирами, поэтому, например, морковный сок и салат лучше смешивать с небольшой порцией растительного масла или сметаны. 2) продукты, содержащие витамин С и природные антиоксиданты (черника, шиповник, цитрусовые, смородина , клюква), витамин Е , витамин В2, омега3- ненасыщенные кислоты, цинк, селен (растительное масло, орехи, злаки, авокадо, мясо, рыба , яйца, молочные продукты) и калий (петрушка, сельдерей, картофель, дыня, зелёный лук, изюм, курага ).
Детям абсолютно необходим свежий воздух и солнечный свет. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться. Полезны привычка делать простейшую утреннюю зарядку, занятия физкультурой и спортом.
Рабочий стол ребёнка должен иметь рациональное освещение – источник света слева – окно или лампу искусственного света; глаза должны оставаться в тени. Полезно дополнительное освещение с потолка или стен. Не рекомендуется в потёмках смотреть телевизор или работать за компьютером. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.
Не позволяйте ребёнку лёжа читать и рисовать, особенно на боку, поскольку в этом положении глаза расположены на разном расстоянии от текста, нарушается фокусировка, быстро наступает переутомление. По этой же причине не рекомендуется читать в движущемся транспорте.
Глазам нужно давать отдых. Одна из основных причин ухудшения зрения у детей - это отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером, со стороны родителей. В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.
Хороший эффект для улучшения зрения дает специальная гимнастика для глаз и точечный массаж.
Врач-гигиенист, зав.отделением ГДП
ГУ «Борисовскийзон ЦГЭ»
Л.Ф.Тарасенко