Бизнесмен на суде по «делу медиков»: «Система создала систему, чтобы я ходил с протянутой рукой»
Минский городской суд, который рассматривает дело ученого, академика, лауреата госпремии, известного врача Александра Белецкого, перешел к допросу свидетелей.
Первым в зале суда появился директор «Медисферы» Борис Рачинский. Ранее Белецкий рассказал, что «Медисфера» — монополист на рынке, обслуживала аппараты Siemens и могла привезти деталь к аппарату «под честное слово», подождать с оплатой. Он настаивает: оплату по этой фирме подписывал, как и остальные платежные поручения, вознаграждение ему не обещали.
— Первый раз Рачинский пришел в конце 2016 года поздравить с Новым годом. Принес бумажный пакет Siemens, в нем лежали календарики, ежедневники, новогодние шарики. Пакет обнаружил не сразу, потом уже увидел в нем тысячу евро, — вспоминал на суде академик Александр Белецкий.
Напомним, директор РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Белецкий признал вину в том, что в качестве взяток получил 4 тысячи евро и 3 тысячи долларов. Крупные же суммы, которые были найдены у него дома и на вкладах, по его словам, ему давали состоятельные друзья и это не было связано с его профессиональной деятельностью.
В суде директор «Медисферы» рассказывает: каждое утро начинал с того, что обзванивал должников.
— Звонил, просил, напоминал об оплате. У РНПЦ были задержки и чаще, чем раз в квартал, — вспоминает Рачинский. — Я обращался к Александру Валентиновичу, говорил, что оплаты нет, курс растет, «Медисфера» теряет деньги. Иногда оплата шла после моих разговоров, иногда — нет. Я понимал, нужно время, чтобы написать письмо в Минфин.
Свидетель считает: разговоры с директором РНПЦ приносили свои результаты — поступала оплата.
— На Новый год я принес сувенирную продукцию, бутылку коньяка и посчитал, что можно облагородить за сотрудничество, за отношения. Когда ходишь с протянутой рукой, кто-то откликается, кто-то улыбается: «Куда ты денешься?» А тут реакция была, и я
положил в конверт тысячу евро — две купюры по 500 евро. Мы поздравили друг друга с Новым годом, пожали руки, в конверт он не заглядывал. Никогда эту тему больше не поднимали, — говорит Рачинский.
— Обсуждали будущее сотрудничество? — спрашивает прокурор.
— Само собой разумеется, что будем работать, потому что «Медисфера» монополист на рынке, — отвечает свидетель.
В 2017 году он снова передал взятку в кабинете Белецкого с бутылкой спиртного и ежедневником.
— Опять Новый год, постарели на год, обсудили, что там в Минздраве — и все, — рассказывает Борис Рачинский.
Всего бизнесмен передал 4 тысячи евро. Последняя взятка также передавалась в РНПЦ.
— Обсуждали текучку, Белецкий говорил, что собирается на конгресс в Барселону. Я положил в карман ему две тысячи евро, не говорил, за что, — добавляет свидетель.
Никаких штрафных санкций за просрочку оплаты не было, по словам Рачинского, все что он мог сделать — написать «слезное письмо».
Адвокат обвиняемого интересуется: пытался ли когда-нибудь бизнесмен взыскать с РНПЦ курсовую разницу, когда оплата задерживалась.
— Судится с госструктурой… Понимал, что бесполезно, — говорит директор «Медисферы».
Как выяснилось в суде, он был задержан летом 2018 года и вскоре отпущен на свободу. После явки с повинной его освободили от уголовной ответственности.
Если Белецкий говорит о том, что они знакомы 25 лет, Рачинский был его пациентом, женат на однокласснице, то свидетель об отношениях с академиком отзывается более сдержанно. Знакомство было шапочное, потом деловое.
— Скажите, вы когда-нибудь помогали моим научным сотрудникам с поездкой на конгресс? — обратился Александр Белецкий к свидетелю.
— Не помню, — ответил бизнесмен.
В связи с противоречивыми показаниями академика судья поинтересовалась, почему во время предварительного расследования он говорил одно, а на суде — другое.
— Хотел полтора месяца побыть с семьей и внуками, — объясняет обвиняемый, которого 3 января освободили из СИЗО.
Когда допрос уже был закончен, бизнесмен захотел высказаться свою боль.
— На моем месте мог быть любой. Когда в июне пошли задержания, такое ощущение, что включился печатный станок, пошли оплаты и без задержек. Система создала систему внутри, чтобы я ходил с протянутой рукой, чтобы Белецкий просил. Так что случилось за это время? Бюджет остался таким же. В Минздраве не обращали раньше внимания на это, очень удобная позиция, — рассказал Борис Рачинский.
Со вторым взяткодателем академик знаком около 10 лет. Инга Шалькевич проработала маркетологом в фармацевтической компании полтора месяца, незадолго до увольнения ее шеф попросил передать пакет для Белецкого, внутри было 3 тысячи долларов.
Свидетель утверждает: про деньги ничего не знала, для себя решила, что просто передает «некую информацию».
Шалькевич также не помнит разговора через некоторое время с врачом, когда он у нее спросил: «Что это были за деньги?»
— Разговор был, но дословно не приведу, — говорит свидетель. — Хочу сказать, что Александр Валентинович — единственный человек, которому я могу доверить свою жизнь. То, о чем вы сегодня говорите, никак не могу поверить. За время нашего знакомства не было ни одного намека на деньги.
Напомним, о задержании директора РНПЦ травматологии и ортопедии Александра Белецкого рассказал 11 июля 2018 года председатель КГБ Валерий Вакульчик.
«Александр Белецкий задержан и заключен под стражу за организацию проведения технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования со стороны коммерческих структур и своевременную плату за оказанные услуги. При проведении обыска в его гараже и по месту жительства в тайниках обнаружено порядка $ 500 тыс. в эквиваленте», — сообщил Вакульчик.
Как узнал TUT.BY, Александр Белецкий покинул СИЗО в начале января. В КГБ тогда от комментариев отказались. Какая мера пресечения была применена к академику, было неизвестно. Кстати, за несколько месяцев до своего задержания Александр Белецкий удостоился звания академика.
Сейчас главному травматологу предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 430 УК (Получение взятки в особо крупном размере). Санкция статьи предусматривает наказание от 5 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Недавно по этой же части и статье к 6 годам лишения свободы был приговорен замминистра здравоохранения Игорь Лосицкий, главный врач 12-й стоматологической поликлиники Владимир Кравченок за получение взяток приговорен к пяти годам.