Звенящая благодарность, или Разговор о чаевых накануне праздников
Близится пора новогодних огоньков и корпоративов, немало коллективов, компаний знакомых и коллег уже заказало себе столик или банкет на тот или иной день в том или ином кафе Глуска. Обсуждается меню, продумываются наряды, откладываются деньги. Кто-то раскошелится на отдельный зал, на живую музыку и ведущих, кто-то ограничится лишь отдельным столиком, но и в том, и в другом случае мы рассчитываем хорошо отдохнуть, вкусно поесть и весело провести время. Получится это или нет, в определенной степени зависит от тех, кто ненавязчиво, но ощутимо будет рядом с нами, — от обслуживающего персонала местных кафе, главным образом официантов. Почти во всех странах мира считается хорошим тоном благодарить персонал за хорошее обслуживание чаевыми. Чаевые — это не только универсальный мотиватор для работников сферы услуг, но и демонстрация вашей щедрости, а также знакомства с культурой и обычаями другого государства. О том, где эта традиция соблюдается, каков размер поощрения и как его принято оставлять, и пойдет речь в материале. Так сказать, информация для ознакомления и для размышления.
Изучив источники в интернете, мы поняли, что в каждой стране относительно чаевых существуют свои правила. Где-то их сумма четко прописана в меню, где-то вы, уходя, читаете ее на лице официанта. Вопрос этот, действительно, весьма деликатный. В отдельных странах работники сферы услуг зарабатывают благодаря чаевым, в других предложение дополнительных денег равносильно оскорблению.
Немного истории
Родиной чаевых считается Великобритания: именно здесь в начале XVIII века устраивались приемы в садах с чаем, и, чтобы поторопить официантов, дамы и господа давали им монетку «to insure prompt» — «для быстрого обслуживания». В дальнейшем эта фраза на английском языке сократилась до аббревиатуры «tip», что используется и поныне.
Как у них в Европе?
В ресторанах Соединенного Королевства приняты чаевые 10—15 % от суммы заказа. Во Франции, особенно в Париже, на чаевые придется раскошелиться: дополнительные 15 % за обслуживание будут уже включены в счет в ресторане, однако хорошим тоном считается оставить еще пару евро на тарелочке с чеком. Более того, как выяснилось, в курортных городах на юге Франции остались заведения, где официанты вообще не получают зарплату, а живут исключительно на «пожертвования» туристов. Любезность в европейских странах подразумевается сама собой, однако от вас ожидается ответная любезность в денежном выражении. Официантами могут быть как студенты, так и умудренные опытом люди средних лет, для которых чаевые — немалая часть заработка.
В Италии, Испании и Португалии нормальные чаевые составляют 5—10 % от стоимости услуги. Только в Италии они чаще уже включены в чек и даже указаны в меню, а в Испании и Португалии — обычно нет. В Греции приняты привычные нам 10 %, в особо дорогих ресторанах можно оставить до 15 %. В кафе попроще стоимость сервиса может быть включена в счет сразу. В Чехии чаевые примерно такие же — 10—15 % от суммы счета. В Германии и Австрии принято оставлять на чай 5—10 % от суммы чека, в зависимости от того, насколько вам понравился сервис. В Нидерландах и Швейцарии приняты весьма скромные чаевые, что неудивительно: эти страны — одни из самых дорогих в мире. Работникам кафе и ресторанов здесь оставляют не более 3—5 % от суммы счета. Швейцарцы нормально отнесутся к тому, что посетитель в ресторане лишь округлит сумму до целого значения. То же самое и в Голландии, но если обслуживание очень понравилось, в качестве комплимента заведению можно прибавить до 5 %.
В Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии чаевые в ресторанах обычно включены в сумму счета, поэтому дополнительного вознаграждения никто не ждет. Если обслуживание и кухня прямо-таки восхитительны, можно оставить до 3—5 % от счета в кафе и до 5—10 % — в ресторане. Большая сумма будет сочтена вульгарной расточительностью.
Запад и Восток
В США, где уровень жизни достаточно высок, а цены на услуги низкие, приняты щедрые чаевые. Здесь 15—20 % от счета считается нормальным вознаграждением. Сумма чаевых зависит от уровня заведения: в хорошем ресторане она составит около 25 %, в кафе будет достаточно 15 %. Оставлять меньше 10 % от суммы заказа считается дурным тоном. Делать это можно, только если вы недовольны обслуживанием и хотите выразить свое возмущение.
Культура чаевых на Востоке заметно отличается от принятой на Западе. Неочевидна ситуация с чаевыми в Японии. Общепринятое мнение таково: чаевых в этой стране не оставляют. Если, уходя, положить монету на столик, велика вероятность, что официант бросится за вами, чтобы вернуть «забытое». Однако нельзя сказать, что системы дополнительного денежного вознаграждения у японцев не существует. Чаевые называются здесь «кокородзукэ», и вручать их нужно чрезвычайно осторожно и по особой схеме: в отличие от европейских чаевых, кокородзукэ даются до оказания услуги. В Японии такой жест — проявление вежливости и предупредительности, этим клиент как бы говорит: «Я знаю, что вы обслужите меня по высшему разряду, и поэтому заранее выражаю вам свою благодарность». В Тунисе и Египте чаевые вообще можно не оставлять — в большинстве заведений они уже включены в счет. Но на деле еще никому не удавалось уйти без «подношений» местному персоналу, который славится своим талантом к вымогательству. В Таиланде принято оставлять небольшие чаевые, до 5—10 %, и оставлять их принято в виде случайно «забытой» на столе сдачи. В Камбодже почти нет традиции дополнительного вознаграждения, но можно слегка округлить сумму на чеке, если очень понравились обслуживание и кухня.
А как у нас?
В Беларуси тоже принято оставлять чаевые, но в нашей стране они не могут быть включены в счет, с них не платятся налоги. Нормой считается оставлять чаевые официантам. Реже — барменам, доставщикам пиццы.
Администратор одного из дорогих столичных ресторанов Маргарита говорит, что стоит ориентироваться на 10 процентов от суммы заказа. Можно оставить и больше: размер чаевых напрямую зависит от удовлетворенности сервисом. А можно не оставить ничего — всё по вашим возможностям.
Считается, что чаевые можно не оставлять во время обеда, когда человек рассчитывает поесть на определенную сумму.
— Чаевые не приняты в забегаловках, рюмочных. Там, куда человек заходит и знает: то, что он хочет получить, стоит 50 копеек, — поясняет соучредитель винного бара «Хороший год» Александр. — Главный секрет чаевых в том, что их можно не оставлять: в стоимость блюда уже включено обслуживание, коммунальные платежи и другие расходы.
В Минске
По словам сотрудников сферы общепита, в последние несколько лет то ли кризис, то ли необразованность людей приводят к тому, что даже в дорогом ресторане с хорошим обслуживанием чаевые оставляют в половине случаев. Ставка официанта по Минску начинается от рубля в час (при выработке в 200 часов, а это очень много, он получит всего 200 рублей оклада). Кому-то платят больше: 2 или 3 рубля в час. Как правило, в ресторанах у персонала достаточно высокая зарплата и соотношение оклада к чаевым — 40 на 60. В пиццериях и кафе оклад ниже: соотношение к чаевым — 30 на 70.
Как рассказала Анна, которая работала в различных ресторациях Минска официантом, барменом, бариста и администратором, самые большие чаевые, которые ей оставляли гости заведения, — 200 долларов (за один заказ), самые большие чаевые за смену — 500 долларов; когда была администратором, то один раз было, что официант за смену получил 1 000 долларов чаевых. Случалось, конечно, работать и в ноль при обслуживании заказа. В среднем же гости оставляли примерно десятую часть от суммы заказа, если обслуживался банкет, то принято было оставлять процентов пять. Впрочем, сумма вознаграждения персонала могла быть и другой, это оговаривалось при составлении договора: ресторан шел на уступки и разрешал гостю приносить свое спиртное, а тот оставлял более щедрые чаевые. Правда, случалось, что заведение свою часть договора выполняло, а гости нет. Что же до оставшейся после корпоративов и банкетов еды, то, по словам Анны, ее гости обычно забирают с собой, но это если было заказано много более дешевых блюд, если же слушали совет администратора и заказывали меньше, но более дорогой еды, то съедали всё, все были сыты, а на столе почти ничего не оставалось.
Как правильно оставить на чай?
Когда вы собираетесь уходить, то в папку со сдачей можно положить некую сумму или забрать не всю сдачу.
— По правилам, если человек рассчитывается, дает официанту папку и говорит спасибо, это значит, что сдачу возвращать не нужно. Но наши люди с этим правилом не знакомы. Иногда скажут спасибо и глазами вопрошают: «Где моя сдача?» Поэтому лучше говорить: «Спасибо, сдачи не надо», — поясняет Маргарита.
Если вы сидите за баром, деньги можно оставить прямо на барной стойке, придвинув к бармену. В кофейнях, где расчет производится у кассы, чаевые для бариста (немного, обычно по рублю) оставляют в чашечке. Списать деньги с карточки на чай в нашей стране нельзя.
— У нас есть два десятка постоянных гостей, — поясняет Маргарита. — Половина оставляет хорошие деньги, другая половина оставляет мало. Тех, кто оставляет мало, обслуживают обычно: не плохо, но и не хорошо.
Но если вы оставляете хорошие чаевые, говорит девушка, то можете рассчитывать на лучший стол, лучшего официанта, приятные комплименты и на то, что вас будут знать по имени и помнить ваши любимые блюда.
В Глуске
В Глуске мы пообщались с персоналом кафе «Галиотис» и кафе «Маладосць» и выяснили, что в местных заведениях посетители тоже оставляют на чай. Приезжие, как правило, придерживаются общепринятой суммы в 10 процентов, местные — как получается. О том, что вознаграждение официантов приветствуется, но остается на усмотрение посетителей, написано (мелким шрифтом внизу) на бланке счета «Галиотиса». Как рассказала официантка Екатерина, ей случалось отрабатывать смену и вовсе без чаевых, а один раз за день получила 25 рублей вознаграждения, всегда по-разному, чаще всего оставляют на чай по пятницам и субботам.
Разные чаевые дают и в «Маладосці», это зависит и от возможностей посетителя, и от уровня обслуживания, если человеку всё понравилось, он всегда это отметит и вознаградит официанта если не деньгами, то шоколадкой. После банкета тоже иногда дают наличные в качестве благодарности, а могут оставить для персонала какое-то угощение.
Вместо послесловия
К чему весь этот разговор? Точно не к тому, чтобы подвигнуть посетителей местных кафешек к более щедрым чаевым, этот вопрос по-прежнему остается на их личном усмотрении. Но в дополнение к сказанному уместно напомнить, что то, как ты относишься к директору компании, ничего о тебе не говорит, а вот обращение с официантом способно сказать о многом. Быть с ним вежливым и сказать спасибо уж точно не затратно и не трудно, причем вне зависимости от того, заберем мы сдачу или нет.
Подготовила Татьяна ЛУКАШЕВИЧ