Дороги и мосты создавались с глубокой древности, совершенствовались по мере развития связей между поселением людей и модернизировались под влиянием интенсивно развивающихся транспортных средств и коммуникаций. Принято считать, что дороги бесконечны по протяженности и вечны по времени. Дороги строили строители, имена которых должны знать потомки. В начале XX века строительством, ремонтом дорог, мостов, в Борисове и Борисовском уезде, занимался техник - строитель Матвей Фадеевич Бычковский.
Матвей Фадеевич Бычковский родился в Минской губернии, Новогрудского уезда, местечке Замосточье 26 марта 1884 года в семье мещан Авдея Антоновича и Анны Евдокимовны Бычковских. Семья жила в достатке, родители старались мальчику дать образование, поэтому в 1900 году он учился в минской школе ремесленных учеников. В 1903 году, приехав в город Борисов, и под руководством земского инженера наблюдал за строительством мостов и ремонтом дороги Борисов-Зембин. Он также составлял проекты, сметы на постройки.
В Борисове Матвей Фадеевич знакомится с дочерью местного предпринимателя Гутмана - Марией Яковлевной. Молодые люди поженились. Они построили дом в Борисове (сейчас ул. Батарейная). Жена Мария занималась домашним хозяйством. Доход техника-строителя позволял нанять прислугу, гувернантку для детей Глафиры и Геннадия. Судьба Марии Яковлевны и Матвея Фадеевича после революции не прослеживается. Сын Геннадий в 1929 году учился и проживал в городе Ленинграде, а затем был направлен в город Томск. А дочь Глафира вышла замуж, жила в городе Борисове до начала 80-х годов XX века в отцовском доме. У Глафиры был сын Владимир, приемная дочь Тамара и двое внуков.
Борисовский уезд в Минской губернии был один из самых больших. Соответственно и протяжённость трактов, дорог была масштабная. Кроме того на дорогах строились многочисленные искусственные сооружения. Дороги в Борисове в начале XX века были как вымощенные камнем, так и грунтовые. Деньги на ремонт и строительство местных дорог выделяли Земства. Кроме дорог Бычковским были построены: Земская больница в г. Борисове, казармы на проспекте Трубецкого, школы и жилые дома.
Город Борисов с конца 19 века располагался по обе стороны реки Березины. Соединения частей города было жизненно необходимо и строительство мостов продиктовало само время. Мосты сооружались из дерева и служили не очень долго. В связи с судоходством по Березине пароходов, мосты затрудняли продвижение, и чтобы суда не цеплялись за надворные опоры своими трубами, в 1908 году градоначальники Борисова за счет земского капитала «устроили» новый - с подъемной частью - деревянный мост общей протяженностью около одной версты, т.е. в со-временном исчислении - чуть более километра. Конструкция была похожа на Кировский мост в Санкт-Петербурге. Спустя пару лет в ста метрах выше по реке возник и второй мост, в отличие от первого «украшенный» четырьмя башенками, с конструкцией подъемной части наподобие лифта. «Отцом» этих творений являлся М.Ф. Бычковский. Эти мосты сгорели во время польско-советской войны при оккупации Борисова в 1920 году.
Техник-строитель строил не только мосты, но и виадуки. Это сооружение, в виде моста (или эстакады) с водоводом (трубой, лотком, каналом), строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой. Таких мест в Борисовском уезде тоже было много.
Старший научный сотрудник
ГУ «Борисовский объединенный музей»
Л.П. Вязович