В Могилеве закрывают школу для детей с нарушениями слуха. Родители боятся, что в других их «загнобят»
В Могилеве закрывают СШ № 9 — единственную в городе, где в интегрированных классах учатся дети с нарушениями слуха. Руководство школы говорит, что это реорганизация и она неизбежна: учреждение образования нерентабельно. Родители считают: нерентабельность сделали искусственно, а в итоге пострадают дети-инвалиды. TUT.BY выслушал обе стороны.
Средняя школа № 9 находится недалеко от центра города. Микрорайон этот называют «Машековка» или «Машековский». На него и на огромный частный сектор в районе улицы Подгорной — всего две школы: 9-я и 31-я.
В СШ № 9 сегодня учатся 277 детей при проектной мощности 968 человек. И это хорошо, говорят родители. Объясняют: это единственная школа в городе, где есть интегрированные классы для детей с нарушением слуха. В каждом классе учатся 2−3 особенных ребенка. Школьников мало, и детей с особенностями никто не обижает.
— Тут все друг друга знают, это как одна большая семья. Дети знают об особенностях одноклассников, и относятся к ним понимающе. Потому сюда возят детей даже из Могилевского района — из поселка Вейно, например, — говорят родители.
Рассказывают, что 2 года назад два кабинета в здании школы отдали для занятий гимназии-колледжу искусств. Никто не был против, так как дети не были стеснены.
— Прошел год, и музыкальная школа заняла весь второй этаж. Мало того, что пришли в кабинеты, которые мы отремонтировали за свои деньги, так еще и детям учиться мешали. Посудите сами: какая алгебра или химия, если у вас под ногами — музыка и танцы? — говорят родители.
— Мы еще в начале года на родительском собрании спрашивали у директора, что будет со школой. Мол, ходят разные слухи, — рассказывает одна из мам. — Он сказал: «Никаких вопросов нет, учимся». Ну, а дети слышали, как учителя колледжа искусств говорили, что школу скоро закроют.
А около недели назад родители узнали, что СШ № 9 действительно работает последний год. Говорят, в учреждение пришли представители отдела образования администрации Ленинского района, провели собрание с педагогами, но родителям ничего не сказали — те разузнали сами.
Аргументы взрослых просты и понятны. Особенным детям в СШ № 9 хорошо и комфортно. Во-первых, они учатся и развиваются рядом со здоровыми детьми, тянутся за ними. Во-вторых, здоровые дети также учатся жить с пониманием того, что не все люди одинаковые. Более того, некоторые сами учат язык жестов. В-третьих, в малокомлектной школе учителя уделяют достаточно внимания каждому ребенку, и они прекрасно учатся. В последние два года СШ № 9 занимает первое место в городе по результатам централизованного тестирования, говорят родители, — и директор недавно даже получил за это премию.
По словам родителей, в Могилеве больше нет школ, где бы дети с особенностями слуха могли хорошо и комфортно учиться. Например, родители и учителя-дефектологи создали специальный кабинет для занятий — с интерактивной доской, компьютером, развивающими играми.
— Мы объясняем, что для любого ребенка в принципе перевод в другую школу — стресс. А для ребенка-инвалида — еще больший. Его же там загнобят! И на образовании, и на развитии можно будет поставить крест, — переживают родители. Несколько мам добавляют, что пытались отдавать своих детей-инвалидов в другие школы, и нормального общения с ними не было, но стоило перевести ребенка в СШ № 9, как у того появлялись друзья, а в дневнике — «девятки» и «десятки».
По словам родителей, нерентабельность СШ № 9 создали искусственно, когда сократили относящуюся к ней микрозону и запретили набирать в учреждение первые классы. Директор школы Александр Семочкин в комментарии TUT.BY пояснил, что это не так. По его словам, число детей в микрорайоне в принципе снижается — именно это и привело к фактическому закрытию учреждения.
Семочкин говорит, что с 1 сентября 2019 года планируется реорганизация школы — ее присоединят к гимназии-колледжу искусств. Сейчас из-за малого количества детей в СШ № 9 идет перерасход бюджетных средств, потому школа признана нерентабельной. Например, при средней наполняемости классов в области 24,4 человека в классе в СШ № 9 показатель — 18,8 человек. При этом, говорит директор, по закону в интегрированных классах должно быть не более 20 учеников.
— Родителям детей с нарушениями слуха — а таких у нас 19 учеников — предложим на выбор другие школы. Скорее всего, это будут № 1 и № 2, так как они находятся в центре и не перегружены. От перевода в СШ № 31 родители уже отказываются. Педагогам-дефектологам также предложим перейти вместе с детьми в другую школу. Учащимся 1−4 классов предложим учиться тут, в гимназии-колледже, по обычной общеобразовательной программе или с факультативами по музыке, танцам. Могу сказать, что всем детям создадут максимально комфортные условия для учебы и развития, — сказал директор СШ № 9 Александр Семочкин.
Родители же не хотят ничего «создавать» — требуют оставить, как есть. А если гимназии-колледжу искусств не хватает кабинетов в своих двух корпусах, то «подселить» ее, например, в СШ № 33 с музыкально-хореографическим уклоном. Они написали письмо и отправили президенту, потому что на то, что их поймут местные чиновники, не надеются. Те свое слово уже сказали: в ответе за подписью заместителя председателя Могилевского горисполкома Аллы Галушко написано, что «в современных условиях социально-экономического развития города осуществляется планомерная оптимизация учреждение образования».